"АВТОВАЗ" для борьбы с "китайцами" предложил резко увеличить утильсбор на все автомобили.
Как менялся утильсбор в 2023 году
Как сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com, 29 октября 2023 года вступило в силу Постановление Правительства от 17.10.2023 № 1722, которым были уточнены требования к уплате утильсбора. Поправки вызвали широкий общественный резонанс. Многие автовладельцы успели купить автомобили за границей до вступления в силу поправок, а ввозить их пришлось уже по новым правилам. Автовладельцы в регионах начали массово выступать за пересмотр новых требований и отмену повышенных ставок хотя бы для уже купленных машин. Среди пострадавших от резкого роста утильсбора оказались и продавцы машин, и рядовые граждане, ввозившие единственный автомобиль для личного пользования. В некоторых случаях сумма утильсбора теперь превышает стоимость самой машины.
Многочисленные жалобы были направлены в Правительство, Минпромторг, Госдуму. В итоге под занавес года было утверждено Постановление Правительства РФ, которое ввело мораторий на утильсбор для части автоладельцев - они могли оплатить его по льготным ставкам.
Индексация утильсбора 2024: новые предложения
В Госдуме считают, что решение по мораторию "превзошло ожидания автовладельцев". Об этом в ходе встречи с главой Минпромторга Денисом Мантуровым 28 февраля 2024 года заявил глава комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев.
"В конце года Комитет и Минпромторг провели большую работу по регулированию взимания нового утильсбора. После обработки более 5 000 обращений был сформирован реестр, который верифицировали с базами ввозимых авто совместно с профильными ведомствами. По итогам было выработано решение, превзошедшее ожидания автовладельцев: наряду с введением переходного периода сроком два месяца гражданам, уже уплатившим повышенный сбор, была возвращена переплата", - заявил Гутенев.
Более того, он призвал Мантурова в очередной раз увеличить утильсбор на ввозимую в РФ технику, что глава Минпромторга естественно поддержал.
"Сегодня важнейшей задачей является не только поддержка отечественных производителей, но и защита российского рынка от агрессивного импорта. Зарубежные поставщики автомобильной, сельхоз- и дорожной техники активно демпингуют нашу продукцию. Существующий размер утильсбора не обеспечивает полноценную защиту российского рынка. Денис Валентинович поддержал мое предложение по повышению утилизационного сбора", - сообщил Владимир Гутенев.
В свою очередь, Минпромторг попросил производителей РФ дать свои предложения по индексации утильсбора в 2024 году.
"Мы должны изучить этот вопрос. Коллеги должны сформировать позицию отрасли, а дальше мы в министерстве, в правительстве будем рассматривать. Я слышал о том, что отрасль предлагает проиндексировать утильсбор, но хотел бы увидеть реальные конкретные предложения", - заявил Мантуров.
"АВТОВАЗ" решил бороться с "китайцами" утильсбором
8 апреля 2024 года Президент АО «АВТОВАЗ» Максим Соколов провел заседание Экспертного совета при Комитете по промышленности и торговле Государственной Думы РФ, которое было посвящено развитию автомобильной и компонентной отраслей промышленности, а также угрозам, сдерживающим их дальнейший рост и достижение технологического суверенитета.
Доклад Максима Соколова затронул наиболее острые направления – это экспансия импортных автомобилей из Китая, предлагаемый комплекс мер по защите внутреннего рынка, а также инициативы по индексации размера утилизационного сбора для стимулирования иностранных компаний к инвестициям в локализацию автопроизводств в нашей стране.
Глава "АВТОВАЗа" был возмущен тем, что китайские автопроизводители дают российским покупателям огромные скидки, что снижает спрос на Лады.
"Зарубежные автопроизводители реализуют в России программу масштабной ценовой экспансии. Продажи легковых автомобилей в самом Китае в прошлом году превысили 26 млн. штук, что позволяет их брендам за счет эффекта масштаба предоставлять долгосрочные и практически неограниченные по размеру скидки на внешних рынках, включая и российский. Могу привести пример одного из популярных в России китайских полноразмерных внедорожников, скидка на который в один из недавних периодов составляла 900 тысяч рублей, что в три раза выше среднего размера утильсбора. Иными словами, защитные барьеры на внутреннем рынке на сегодня недостаточны, чтобы стимулировать зарубежных автопроизводителей на переход от импорта готовых автомобилей в РФ к инвестициям в развитие производства в нашей стране", - заявил Соколов.
По его словам, начиная с середины 2023 года, китайские бренды совокупно занимают больше половины легкового рынка в России в количественном выражении, достигнув в декабре прошлого года рекордных 60%.
"В денежном выражении ситуация еще более драматичная. АВТОВАЗ, закрывая более трети российского рынка в штуках, финансово контролирует долю лишь чуть более 9%. Это значит, что оставшиеся 90% денежных средств просто вымываются из России за рубеж, туда, где создается добавленная стоимость, где работают иностранные инженеры, рабочие, поставщики компонентов. В сегменте грузовиков ситуация не менее печальна – первое место в количественном и в денежном выражении уже несколько месяцев удерживает китайский производитель", - продолжил возмущаться глава "АВТОВАЗа".
Далее он и вовсе заявил, что сложившаяся ситуация представляет реальную угрозу не только развитию, но и стабильному существованию отечественного автопрома и компонентной отрасли в среднесрочной перспективе. Только в промышленной кооперации с "АВТОВАЗом" сегодня занято более 500 тысяч человек в центральных регионах страны. Без эффективных механизмов стимулирования иностранных автопроизводителей к инвестициям в развитие локальных производств деньги продолжат вымываться из экономики России.
"По заключению экспертов, при сохранении текущих тенденций отечественные автопроизводители будут вынуждены сокращать производство до 50% из-за вынужденного перехода на односменный режим работы (вместо двухсменного), вызванного падением спроса в своих ценовых сегментах, где ввиду масштабных скидок будут представлены импортные китайские автомобили. В такой ситуации российские компании будут вынуждены выпускать только низкотехнологичные устаревшие продукты, не смогут финансировать НИОКР и развитие своих мощностей, создавать новые высокотехнологичные рабочие места. Все это негативно отразится на достижении технологического суверенитета и промышленном росте", - подытожил своё выступление Соколов.
По итогам заседания Экспертного совета участники поддержали предложения, направленные на защиту российской автомобильной и компонентной отраслей. В частности, выдвинута инициатива по планомерному увеличению утилизационного сбора, который должен будет простимулировать инвестиции иностранных компаний в создание и развитие локальных производств. Экспертное сообщество в рамках обсуждения на Совете предложило установить поэтапно растущую шкалу утилизационного сбора для всех категорий транспорта:
- легковых авто;
- коммерческих авто;
- грузовиков;
- автобусов;
- сельскохозяйственной техники;
- строительной техники;
- дорожной техники;
- электромобилей.
Детализированные предложения Экспертного совета были направлены в Комитет по промышленности и торговле Государственной Думы и в уполномоченные органы исполнительной власти.
"Инициативы нашего Экспертного совета по усилению мер защиты внутреннего рынка основаны на государственном подходе. Национальные автомобильная и автокомпонентная отрасли готовы к честной рыночной конкуренции. Но для этого все игроки должны соперничать внутри единого правового и рыночного поля. Мы – за то, чтобы в России было больше локализованных автопроизводств, как под национальными, так и под иностранными брендами. И пусть они выводят на рынок широкий выбор моделей и конкурируют между собой за внимание отечественных покупателей. Благодаря усилению защиты рынка, импорт готовых автомобилей должен быть замещен инвестициями в их производство в стране. Вырастет локальное производство в России – станет больше заказов у компонентной отрасли, появятся новые технологии и рабочие места, снизится стоимость компонентов, пойдут вниз цены на новые автомобили, вырастет рынок. Очевидно, что каждый из нас, являясь гражданином России, заинтересован в таком развитии ситуации", - подчеркнул Президент АВТОВАЗа Максим Соколов.
Индексация утильсбора 2024: мнение депутатов
8 апреля 2024 года депутат Госдумы Ярослав Нилов, который в прошлом году лоббировал введение моратория для граждан, пострадавших от резкого роста утильсбора, раскритиковал предложения главы "АВТОВАЗа".
"Ну отлично придумали, просто отлично. Повысить качество своей, отечественной техники? Зачем, если можно просто взвинтить тарифы на импорт, а платит пусть потребитель. Дорожная и сельскохозяйственная техника только начало, продолжением которому неминуемо станет рост цен на все остальное - от ставок на проезд до ценников в магазинах. Гениально. Поддержка внутреннего рынка за наш счёт, расширение сети платных магистралей, удорожание сельхозпродукции из-за дорогих машин в полях, иномарки только для богатых... Аккуратнее к этому вопросу подходить нужно. Не в лоб. Не из кармана граждан. Социальное благополучие общества - слишком уязвимая составляющая. Слишком важное звено", - заявил депутат
Как вырастет утильсбор 2024?
Сегодня, 16 апреля 2024 года, на расширенном заседании комитета Совета Федерации по экономической политике глава "АВТОВАЗа" Максим Соколов вновь предложил резко поднять утилизационный сбор. На этот раз он уже озвучил конкретные цифры.
"Для автомобилей с двигателем от 1,0 до 2,0 литров, с нашей точки зрения, целесообразно увеличить его уже в этом году с 300 тысяч рублей до 550 тысяч рублей. И далее показать перспективу его увеличения до 660 тысяч рублей в 2025 году, доведя практически до 1 млн рублей в 2029 году", - заявил он.
Далее он вновь пожаловался на "китайцев", которые начали отбирать хлеб у "АВТОВАЗа".
"Многие китайские бренды, осуществляя, я бы сказал агрессивную экспансию на российский рынок, начинают "пробивать" планку утильсбора и заходить на традиционные рынки – в фокус-группы, для которых выпускается продукция из наших моделей. Прежде всего, это автомобиль Лада Веста", - рассказал Соколов.
Таким образом, никто уже даже не пытается обосновать утильсбор заботой об экологии или мыслями о реальной утилизации старых машин после окончания их эксплуатации. О том, что это всего лишь очередная заградительная пошлина для защиты российских производителей, говорят в открытую. Поэтому, не стоит удивляться, что утильсбор уже скоро превысит стоимость некоторых автомобилей.
Какое решение в итоге примут в Минпромторге и Правительстве - узнаем уже скоро. То, что утильсбор в 2024 году существенно вырастет - вне сомнений. Вопрос лишь в том, когда и на сколько...