Немецкие школьники сейчас сдают выпускные экзамены. У нас в семье есть два бывших абитуриента. Так называют выпускников немецких школ, сдающих экзамены на аттестат зрелости. Эти экзамены похожи на ЕГЭ и дают право поступать в высшее учебное заведение.
- Рада тем, кто читает впервые. Меня зовут Светлана. После 25 лет жизни в Германии наша семья вернулась назад в Россию. Сравниваю жизнь «до и после» и смотрю вперед с оптимизмом! Подписывайтесь на мой канал:
« Уже не в Германии», если хочется узнать о Германии и новым взглядом посмотреть на Россию.
Сдают «абитур», то есть эти самые выпускные экзамены, те, кто отучился 12 или 13 классов. Количество классов в Германии менялось несколько раз.
Раньше все гимназии имели 13 классов. После 2012 года была проведена реформа, и было решено сделать выпускным 12 класс. Такая система продержалась недолго, выяснилось, что это очень большая нагрузка на детей. В связи с этим федеральные земли стали вновь вводить 13 классы.
Но, если честно, какая может быть нагрузка, если у детей в Германии очень разрозненные знания во многих предметах, нет системы преподавания, знания даются хаотично. В целом, школьное образование слабое.
Наши двое старших детей сдали свои выпускные экзамены после 12 класса немецкой гимназии.
В Германии дети идут в школу в 6 лет, а начальная школа существует отдельно и длится 4 года. После 4 класса учитель начальной школы распределяет на основании своих наблюдений, в какую школу ученику лучше пойти дальше.
Самой престижной школой считается гимназия, есть школы попроще. Есть самые обыкновенные школы, где обучение проходит только до 10 класса. Естественно, после этой школы ты не можешь поступить в ВУЗ, а можешь сменить школу или идти учиться на какую-то профессию.
Наши трое детей ходили в одну и ту же начальную школу (двое старших - даже к одной учительнице), а после этой начальной школы все трое попали в одну гимназию. Распределение в школу после 4 класса – это очень непростое время. Все родители, конечно, желают, чтобы их ребёнок пошел в гимназию. Но, мне кажется, что это очень субъективное решение. Не все дети могут себя показать и раскрыть свой потенциал в 10 лет.
Мне в чужой стране было очень непросто разобраться в школьной системе Германии и добиться того, чтобы дети влились в учёбу и получали хорошие отметки. Я старалась, как могла. Признаюсь, это стоило мне нервов. В результате, наши старшие дети успешно сдали «абитур» и поступили в ВУЗЫ.
Надо сказать, что подготовка к «абитур» начинается за два года до окончания школы. Чтобы быть допущенным до экзаменов, надо набрать определенное количество баллов. Эти баллы складываются из суммы всех отметок, полученных за два последних года школы.
Ученики сдают на выбор 4 экзамена, причём три последние года школы у детей свой набор предметов для изучения. Они уже называются "курсы", а не уроки. Классов уже тоже, как таковых, нет, потому что есть группы учеников по основным предметам. Но пересечься ты можешь и с другими учениками, если у вас совпали предметы. Есть, конечно, набор обязательных предметов из каждой области изучения. Когда я пыталась поинтересоваться этой системой и понять выбор набора предметов для изучения, моя приятельница-немка сказала, что это не очень понятно даже самим учителям. Все это высчитывается компьютерной программой.
Сами экзамены в Германии проходят в спокойной обстановке: нет никаких камер, дети могут взять с собой еду и питьё. Да, все волнуются и переживают, но я не заметила такого стресса как в России.
Младшей дочери предстоит через год сдавать ЕГЭ в русской школе. Мне не очень нравится, что их учёба в школе состоит теперь только в подготовке к ЕГЭ. Если бы это была только подготовка, то ещё ладно. Такое ощущение, что учителя специально запугивают детей. Ученики находятся в постоянном напряжении, и, мне кажется, мотивация от всего этого запугивания уже на нуле.
В Германии после сдачи выпускных экзаменов высчитывается средний балл, который складывается абсолютно из всех отметок за два последних года плюс отметки за экзамены. Это высчитывает компьютерная программа в школе.
Тоже можно на основании своего балла подать заявки в несколько вузов.
В этом плюс таких экзаменов: есть шанс выбрать подходящий вуз. Сама система этим и хороша. ЕГЭ в России тоже даёт такую возможность. Только содержание экзаменов, на мой взгляд, оставляет желать лучшего.
Дети не учатся думать, они учатся соответствовать определенным рамкам, им надо вписаться в систему. Даже сочинения оценивают только по определённым критериям. Мне кажется, что рассуждать это совсем не учит. Хочется надеяться, что в российском образовании произойдут определенные изменения. Это не правильно – брать всё с Запада, не оценивая своё собственное. Что мы видим сейчас на Западе? Армию молодых потребителей, не умеющих думать, принимающих и согласных со всем, что предлагает система. Такой массой очень легко управлять. Это особенно стало понятно в последние годы, ведь в школе детей обучают точно такие же учителя. Критически мыслить давно не учат, это системе не выгодно.
России надо еще раз переосмыслить свои цели и разобраться, какими качествами должны обладать молодые люди. Это поможет выработать свою собственную стратегию, основанную на том лучшем, что уже было раньше в стране.