Телеграм канал "Пишу, перевожу"
Роман заявлен как приключения, фантастика, постапокалипсис, и вполне соответствует жанрам.
Картина мира
Автор обозначает постапокалиптическое будущее, в котором некая, судя по всему, техногенная катастрофа привела к жестокому противостоянию человека и природы. Загнанные в колонию люди вынуждены оборонятся от постоянно наступающего леса.
Каждые три недели огнеметы выжигали стометровую полосу вдоль периметра стены. Уничтожали даже малейшие попытки леса подобраться вплотную.
Правда, не все в колонии убеждены в том, что природа за ее стенами настолько уж враждебна, и и человек не может жить в симбиозе с ней. Как всегда несогласных сдерживает администрация, которая то ли действительно печется о безопасности колонии, то ли сильнее озабочена сохранением собственной власти, что гораздо проще сделать, ссылаясь на постоянную внешнюю угрозу.
Проблема в том, что обо всем этом читатель узнает со слов главного героя - Медика, юноши, сбежавшего из колонии в опасный внешний мир на поиски давно пропавшего отца. Ни один обозначенный выше конфликт не показан так, чтобы им можно было проникнуться, почувствовать, действительно ли людям угрожает опасность, что там творит администрация, есть ли на самом деле разлад в обществе.
Экспозиция дана не живой картинкой, а чередой развернутых лекций-рефлексий, поданных от лица достаточно наивного героя. Присущий возрасту максимализм хотя и вполне соответствует рисуемому характеру, одновременно заставляет усомниться в том, что дела в колонии обстоят именно так, как кажется Медику.
Структура сюжета
Судя по тексту. это дебютный роман автора. В нем присутствуют ошибки композиции, характерные для непродуманного повествования. Новые персонажи появляются вдруг, на пустом месте, очевидно, просто потому, что так потребовало повествование. Так, например, в восемнадцатой главе внезапно появляется подруга героя, о которой он вообще ни разу не подумал на протяжении трети романа. Создается впечатление, что, исчерпав ветку найденного хомяка, автор ввел новых героев просто потому, что не знал, куда рулить дальше. А угроза со стороны Внешнего контроля пришла на смену угрозы со стороны Администрации лишь потому, что Медик ушел из колонии, и тамошние проблемы стали совсем не актуальными.
Характеры
В итоге появившиеся в конце первой трети текста друзья остаются чистыми функциями. Они выходят на сцену либо тогда, когда героя нужно выручить из беды, либо, наоборот, когда нужно оказать на него давление, пригрозив расправой друзьям. Как только необходимость в них отпадает, они исчезают: либо отстают в суматохе боя, либо перемещаются на другие позиции и не мешают. Характеры в результате выходят плоские, не проработанные и не убедительные.
Да и раскрытию главного героя они не способствуют.
Когда на середине романа герой заявляет девушке, о которой ни разу не вспомнил до этого, что “очень сильно по ней скучал”, верится как-то слабо.
Найденный хомяк, хоть и занимает добрую половину повествования, остается петом. Одномерным, милым, но плоским персонажем.
Сам Медик, несмотря на отсутствие какого-то проработанного бэкграунда, производит целостное и не противоречивое впечатление. Он раскрывается через рефлексию - это чрезвычайно рефлексирующий персонаж - речь и поступки. В итоге возникает образ доброго, хорошо подготовленного к выживанию, но не очень умного паренька. Эрудиция уму еще не равняется. А нагромождение рефлексий рисует его скорее тугодумом, нежели гением. Злоупотребление канцеляритом лишь усиливает впечатление, будто герой очень хочет казаться умным, оставаясь при этом человеком в принципе недалеким.
Образ выходит достаточно живым и достоверным, но малоинтересным. В нем отсутствуют….
Конфликты
Из-за вроде бы продуманной - в чем читатель убедится, если доберется до финала - но не прописанной в самом тексте системы мира и расстановки сил в нем, большую часть повествования очень сложно понять и проникнуться, зачем герой - да и все остальные - делает то, что делает.
Глобальные
Допустим, администрация действительно творит беспредел, все погрязли во лжи, а мир за стенами колонии не так уж враждебен. Это если верить герою на слово. Но читатель не видит ни одного персонажа, пострадавшего от рук пресловутой администрации. Не понимает, чем так плохо людям в колонии. Действительно ли они должны бороться за право выходить за ее пределы? Судя по приключениям героя, администрация все же знает, что делает, когда не позволяет колонистом праздно шататься по лесу, а герой - воюет с ветряными мельницами.
Уже под завязку вылезает вдруг - очевидно, опять же, продиктованный не замыслом автора, а необходимостью как-то более убедительно обосновать творящееся - некий, опять таки, совершенно не раскрытый, а только заявленный конфликт масштаба “спасти человечество”. Но человечество в некой Сфере по-прежнему остается максимально абстрактным. Конфликт - не убедительным. Хотелось бы увидеть тех людей, судьбы которых решают герои, вживую. Проникнуться грозящей им опасностью без этого не выходит.
Межличностные
Тоже, вроде бы, обозначены уже хотя бы потому, что люди, которые противостоят Медику, хотя бы присутствуют в кадре. Но что это за люди, чего они хотят, каковы их мотивы - бог весть. Большая часть тех, с кем ведется бой - просто выполняют приказы, а значит являются картонными марионетками. Массовкой. Персонифицированные злодеи точно так же не прописаны, и, как следствие - ими движут топорно-простые, не подкрепленные текстом мотивы.
- Чего ты хочешь? Отец смотрел на Марину Анатольевну совершенно невозмутимо. Будто и не слышал только что прозвучавших угроз.
- Сережа, дорогой мой, того же, чего хотела всегда — власти!
- А конкретней?
Улыбка Марины Анатольевны стала шире.
- Хочу чтобы ты показал мне дверь, а твой воспитанник провел меня через эту дверь в лабораторию. Хочу возобновить процесс терраформации с учетом новых данных и подмять под каблук всю Сферу. А может и всю планету. Достаточно искренне?
И даже то, что почти у каждого тут заявлено двойное дно, скрытые цели, не спасает ситуацию. Это все не подкреплено проработкой характеров достаточной, чтобы мотивация стала железобетонной и убедительной.
Ну и заявленный любовный треугольник слаб по той же причине. Он возникает на пустом месте, без должной прорисовки в экспозиции.
Внутренние
Без внятной экспозиции страдает и главный герой. Жора с его топорным выбором “друг или девушка” и то вызывает больше интереса. Мимоходом, ближе к середине, а то и к финалу автор сообщает читателю как рос герой, почему, несмотря на особый статус отца, у Медика практически не было друзей. Оказывается вдруг, что он был едва ли не парией. Вскрываются и другие подробности биографии, объясняющие некоторые шероховатости и странности в отношениях с отцом. Но все это дано настолько походя, что, кажется, и не особо волнует героя. В своей постоянной рефлексии и попытках просчитать ходы противника, разобраться в хитросплетениях его лжи, герой ни разу не задумывается ни о себе, ни о людях в своей жизни.
В итоге не получается внутренней борьбы между желанием спасти колонистов и обидой на них за то, что Медик так и не стал в колонии своим - а такой конфликт мог бы сыграть, будь он в достаточной мере прописан. Нет и внятного конфликта отца и сына там, где холодный, прагматичный расчет одного столкнулся бы с любовью и готовностью простить…. либо обидой и ожесточением в ответ на осознание того, что вся твоя жизнь - ложь, и взрослые лишь использовали тебя в своих целях.
Ничего этого нет, хотя могло бы быть при должной проработке и грамотном построении сюжета. А жаль... Как следствие, роман не цепляет, не вовлекает, проблемы героев кажутся надуманными и не трогают.
Ушлёпок - читать на сайте Author.Today
Телеграм канал "Пишу, перевожу"