Найти тему
KUPIKOD

Почему Atomic Heart — НЕ «первая русская AAA-игра»: зачем киприоты-перебежчики выдают себя за русских

Оглавление

Игра в «прятки» с национальными корнями студии уже давно стала нормой. Обычно отечественные компании притворяются западными, чтобы не потерять в репутации после событий 2022 года.

Но Mundfish с их Atomic Heart — особый случай: это западная компания, которая притворяется «нашей», хотя от «нашего» там к текущему году осталось разве что место рождения нескольких менеджеров. Как так вышло, и зачем им это надо — давайте разбираться.

Киприоты с русскими корнями

Mundfish изначально, когда-то давно, действительно была русской студией — с юрлицом и головным офисом в России, большинством работников здесь. И разрабатывать Atomic Heart они, справедливости ради, тоже начинали в Москве и Санкт-Петербурге. Создателями проекта выступили Роберт Багратуни, Евгения Седова и Артём Галеев — все они уроженцы России.

Эта троица товарищей, объединенная общей страстью к видеоиграм, однажды решила пойти на рискованный шаг и открыть собственную независимую студию. Первые годы существования Mundfish занималась разработкой мобильных игр и небольших проектов на аутсорсинге для сторонних заказчиков, находясь в вялотекущем поиске инвестора для «Проекта Мечты».

Но в 2017-м они решили круто изменить свою судьбу, затеяв грандиозный по меркам маленькой команды шутер с элементами RPG в альтернативной вселенной процветающего Советского Союза. Игра получила кодовое название «Чернобыль» (видимо, в честь сериала «Чернобыль. Зона отчуждения» 2014-го года с похожей канвой) и стала амбициозной целью, к которой стремились энтузиасты из Mundfish.

Работа над проектом закипела, и вскоре стало ясно, что потребуются серьезные инвестиции и кадровое расширение. Без этого «Чернобыль» рисковал так и остаться в зародыше. Тогда-то и начались первые пертурбации с национальной принадлежностью студии.

Киприоты с русскими корнями

Но уже в 2018-2019 годах обстановка в студии начала меняться. Видимо, вдохновленное первыми успехами в разработке, руководство Mundfish решило пойти по пути диверсификации разработки. Для этого они открыли вторую студию и новое юрлицо на Кипре — практически одновременно с анонсом проекта, к тому моменту уже получившего официальное имя «Atomic Heart».

-2

Вероятно, на первых порах это было сделано из соображений налоговой оптимизации, упрощения ведения бизнеса и получения иностранных инвестиций. Никаких явных намеков на разрыв с Россией пока не наблюдалось, а головной офис оставался в Москве.

Работа над Atomic Heart продолжалась полным ходом сразу на двух фронтах — в московском и кипрском офисах. Но события конца февраля 2022 года радикальным образом изменили ситуацию в студии.

Позорное бегство с российского рынка

После 24 февраля 2022 года, когда в отношении России были введены жесткие экономические санкции со стороны западных стран, Mundfish в экстренном порядке начала сворачивать свое присутствие в РФ. Московский офис был закрыт, юридическое лицо компании в России ликвидировано. Что же касается сотрудников студии, то им пришлось сделать нелегкий выбор: либо переезжать на работу в кипрское подразделение, либо увольняться с выплатой скромного выходного пособия. При этом на принятие решения отводилось крайне мало времени — всего три дня.

Для многих работников, привлеченных изначально на проект Atomic Heart именно его «русскостью» и советской тематикой, это стало шоком. Ведь игра задумывалась именно как плод трудов отечественной команды разработчиков, живущих идеей воссоздать дух СССР в альтернативной вселенной. И вдруг в одночасье все рухнуло — российская Mundfish окончательно прекратила существование к концу 2022.

Бывший офис Mundfish был здесь
Бывший офис Mundfish был здесь

Львиная доля команды предпочла остаться на родине, уволившись из студии. После этого дальнейшая разработка Atomic Heart полностью переместилась на Кипр, туда, где ранее трудилось лишь небольшое подразделение — а команда разработки ротировалась, по разным оценкам, на 40...85%.

Такой подход к собственным сотрудникам, которые вложили свой труд и душу в разработку игры, на мой взгляд, заслуживает осуждения. Разработчики, оказавшиеся перед непростым выбором, были вынуждены либо оставить свои дома и нацию, чтобы перебраться на Кипр, либо потерять работу и средства к существованию. Это решение Mundfish можно назвать не иначе как позорным бегством из России, причем без каких-либо видимых оснований, кроме страха и жадности руководства компании.

Подражатели русскому духу

Казалось бы, обрубив все связи с Россией, Mundfish должна была отказаться и от эксплуатации «русской» тематики в маркетинге своего детища. Однако на деле все произошло с точностью до наоборот.

В трейлерах и роликах Atomic Heart разработчики продолжали активно использовать советскую символику, стилистику ретрофутуристических декораций и атрибутику позднего СССР. Многие интервью с разработчиками давались на ломаном английском языке, чтобы подчеркнуть «русскость» команды.

При этом важно понимать, что ко времени выхода Atomic Heart весной 2023 года в команде ее разработчиков уже не осталось ни одного резидента России. Возможно, у кого-то из сотрудников и были русские корни, но все они имели гражданство других стран и работали, не покидая территорию Кипра.

Atomic Heart — не русская игра

На самом деле, Atomic Heart — вовсе не русская игра в общепринятом смысле этого слова. К финальным этапам производства она превратилась в чисто кипрский проект. В команде разработчиков не осталось ни одного человека с российским резидентством, юрлицо в России — тоже закрыто.

-4

Получается, что вопреки декларациям самой Mundfish, Atomic Heart на момент релиза являлась полностью иностранным продуктом, созданным без какого-либо российского участия. Все основные работы велись исключительно в кипрской студииа в России же игра поступила в продажу через магазин VK Play, но не более того.

Что же касается налогов, то единственным сбором, поступившим в российский бюджет от реализации тиражей Atomic Heart, стал НДС с продаж в VK Play. Остальной доход от мировых продаж игры достался налоговым органам Кипра, где официально зарегистрирована Mundfish.

По сути, независимо от заявленной «русскости» и эксплуатации соответствующей тематики, у Atomic Heart с Россией нет ничего общего, кроме локализации и нацеленности на наш рынок с возможностью покупки в местных цифровых сервисах. Но тогда... Зачем делать вид, что вы — русские?

Зачем они притворяются русскими?

Ответ на вопрос, почему же, несмотря на всё вышесказанное, Mundfish продолжает настаивать на своей «русскости», достаточно прост и понятен. Их игровой концепт, эксплуатирующий культурное наследие СССР, априори наиболее интересен постсоветскому рынку. А если выдать игру за «нашу», то её традиционно расхайпят и удвоят продажи.

Да ещё и относиться будут малость теплее: даже команда IXBT, известная своей критикой, примерно, всего не стала столь активно хаять «Атомное сердце» до релиза.

Увы, но причина банальна — обычный маркетинговый ход, призванный сыграть на нежном, я бы даже сказал, личностно окрашенном национализме русского игрока и потребителя. Нам настолько импонирует наклейка «сделано у нас», что ради удвоения прибыли можно её и наклеить.

Это своего рода патриотическое чувство, которое порой граничит с излишним энтузиазмом. И разработчики Mundfish, безусловно, учитывают этот фактор и используют его в своих интересах, создавая иллюзию «русскости» своего продукта.

-5

Таким образом, их мотивы становятся понятны — ничего личного, только бизнес и стремление увеличить прибыль. Позиционируя Atomic Heart как «русскую» игру, Mundfish рассчитывает привлечь больше внимания и повысить продажи среди отечественной аудитории.

Не единственный случай

Впрочем, подобные игры в «русскость» со стороны западных компаний — далеко не редкость на игровом рынке. Прецеденты уже были, хотя и не в таком вопиющем масштабе, как с Atomic Heart.

Взять хотя бы Gaijin Entertainment, авторов популярного онлайн-экшена War Thunder. На словах они русские, поддерживают патриотические фильмы вроде «28 панфиловцев» и вообще выставляют себя этакими борцами за традиционные ценности и Русь-матушку. А на деле — ещё в 2015 году полностью переехали в Венгрию, и в 2022-м окончательно закрыли российское подразделение.

И таких примеров в индустрии можно найти еще несколько (вот хотя бы создатели DCS, например), хотя их количество все же на порядок меньше, чем число случаев, когда российские компании притворяются западными. Но сам факт — отнюдь не уникален, и причины тут, в общем-то, те же.

Atomic Heart — игра хорошая... Но не русская

Я ни в коем случае не призываю как-то хейтить или ненавидеть игру или её разработчиков (хотя «релокация пинком под зад» — жест откровенно скотский, будем честны). Это вполне хорошая и качественная игра: я сам с удовольствием купил Atomic Heart на «Купикоде» и прошел игру до конца. Проект ведь действительно заслуживает внимания и похвалы за свою оригинальность, атмосферу и геймплей!

Однако — и это очень важное «однако» — Atomic Heart НЕ является «русской» игрой, и уж тем более она не может претендовать на звание «первого русского AAA-продукта». Все утверждения Mundfish о «русскости» их проекта выглядят надуманными и преследуют чисто маркетинговые цели.

Да, её вдохновляла культура позднего СССР и альтернативная история. Но с точки зрения национальной принадлежности разработчиков, места создания и налогов — это полностью западный продукт, не имеющий ничего общего с Россией, кроме отсылок в игровой вселенной.

Статью для вас подготовил: В. Волков. Игрок с пятнадцатилетним стажем и молодой рецензент.
Играйте в хорошие игры!