Игра в «прятки» с национальными корнями студии уже давно стала нормой. Обычно отечественные компании притворяются западными, чтобы не потерять в репутации после событий 2022 года.
Но Mundfish с их Atomic Heart — особый случай: это западная компания, которая притворяется «нашей», хотя от «нашего» там к текущему году осталось разве что место рождения нескольких менеджеров. Как так вышло, и зачем им это надо — давайте разбираться.
Киприоты с русскими корнями
Mundfish изначально, когда-то давно, действительно была русской студией — с юрлицом и головным офисом в России, большинством работников здесь. И разрабатывать Atomic Heart они, справедливости ради, тоже начинали в Москве и Санкт-Петербурге. Создателями проекта выступили Роберт Багратуни, Евгения Седова и Артём Галеев — все они уроженцы России.
Эта троица товарищей, объединенная общей страстью к видеоиграм, однажды решила пойти на рискованный шаг и открыть собственную независимую студию. Первые годы существования Mundfish занималась разработкой мобильных игр и небольших проектов на аутсорсинге для сторонних заказчиков, находясь в вялотекущем поиске инвестора для «Проекта Мечты».
Но в 2017-м они решили круто изменить свою судьбу, затеяв грандиозный по меркам маленькой команды шутер с элементами RPG в альтернативной вселенной процветающего Советского Союза. Игра получила кодовое название «Чернобыль» (видимо, в честь сериала «Чернобыль. Зона отчуждения» 2014-го года с похожей канвой) и стала амбициозной целью, к которой стремились энтузиасты из Mundfish.
Работа над проектом закипела, и вскоре стало ясно, что потребуются серьезные инвестиции и кадровое расширение. Без этого «Чернобыль» рисковал так и остаться в зародыше. Тогда-то и начались первые пертурбации с национальной принадлежностью студии.
Киприоты с русскими корнями
Но уже в 2018-2019 годах обстановка в студии начала меняться. Видимо, вдохновленное первыми успехами в разработке, руководство Mundfish решило пойти по пути диверсификации разработки. Для этого они открыли вторую студию и новое юрлицо на Кипре — практически одновременно с анонсом проекта, к тому моменту уже получившего официальное имя «Atomic Heart».
Вероятно, на первых порах это было сделано из соображений налоговой оптимизации, упрощения ведения бизнеса и получения иностранных инвестиций. Никаких явных намеков на разрыв с Россией пока не наблюдалось, а головной офис оставался в Москве.
Работа над Atomic Heart продолжалась полным ходом сразу на двух фронтах — в московском и кипрском офисах. Но события конца февраля 2022 года радикальным образом изменили ситуацию в студии.
Позорное бегство с российского рынка
После 24 февраля 2022 года, когда в отношении России были введены жесткие экономические санкции со стороны западных стран, Mundfish в экстренном порядке начала сворачивать свое присутствие в РФ. Московский офис был закрыт, юридическое лицо компании в России ликвидировано. Что же касается сотрудников студии, то им пришлось сделать нелегкий выбор: либо переезжать на работу в кипрское подразделение, либо увольняться с выплатой скромного выходного пособия. При этом на принятие решения отводилось крайне мало времени — всего три дня.
Для многих работников, привлеченных изначально на проект Atomic Heart именно его «русскостью» и советской тематикой, это стало шоком. Ведь игра задумывалась именно как плод трудов отечественной команды разработчиков, живущих идеей воссоздать дух СССР в альтернативной вселенной. И вдруг в одночасье все рухнуло — российская Mundfish окончательно прекратила существование к концу 2022.
Львиная доля команды предпочла остаться на родине, уволившись из студии. После этого дальнейшая разработка Atomic Heart полностью переместилась на Кипр, туда, где ранее трудилось лишь небольшое подразделение — а команда разработки ротировалась, по разным оценкам, на 40...85%.
Такой подход к собственным сотрудникам, которые вложили свой труд и душу в разработку игры, на мой взгляд, заслуживает осуждения. Разработчики, оказавшиеся перед непростым выбором, были вынуждены либо оставить свои дома и нацию, чтобы перебраться на Кипр, либо потерять работу и средства к существованию. Это решение Mundfish можно назвать не иначе как позорным бегством из России, причем без каких-либо видимых оснований, кроме страха и жадности руководства компании.
Подражатели русскому духу
Казалось бы, обрубив все связи с Россией, Mundfish должна была отказаться и от эксплуатации «русской» тематики в маркетинге своего детища. Однако на деле все произошло с точностью до наоборот.
В трейлерах и роликах Atomic Heart разработчики продолжали активно использовать советскую символику, стилистику ретрофутуристических декораций и атрибутику позднего СССР. Многие интервью с разработчиками давались на ломаном английском языке, чтобы подчеркнуть «русскость» команды.
При этом важно понимать, что ко времени выхода Atomic Heart весной 2023 года в команде ее разработчиков уже не осталось ни одного резидента России. Возможно, у кого-то из сотрудников и были русские корни, но все они имели гражданство других стран и работали, не покидая территорию Кипра.
Atomic Heart — не русская игра
На самом деле, Atomic Heart — вовсе не русская игра в общепринятом смысле этого слова. К финальным этапам производства она превратилась в чисто кипрский проект. В команде разработчиков не осталось ни одного человека с российским резидентством, юрлицо в России — тоже закрыто.
Получается, что вопреки декларациям самой Mundfish, Atomic Heart на момент релиза являлась полностью иностранным продуктом, созданным без какого-либо российского участия. Все основные работы велись исключительно в кипрской студииа в России же игра поступила в продажу через магазин VK Play, но не более того.
Что же касается налогов, то единственным сбором, поступившим в российский бюджет от реализации тиражей Atomic Heart, стал НДС с продаж в VK Play. Остальной доход от мировых продаж игры достался налоговым органам Кипра, где официально зарегистрирована Mundfish.
По сути, независимо от заявленной «русскости» и эксплуатации соответствующей тематики, у Atomic Heart с Россией нет ничего общего, кроме локализации и нацеленности на наш рынок с возможностью покупки в местных цифровых сервисах. Но тогда... Зачем делать вид, что вы — русские?
Зачем они притворяются русскими?
Ответ на вопрос, почему же, несмотря на всё вышесказанное, Mundfish продолжает настаивать на своей «русскости», достаточно прост и понятен. Их игровой концепт, эксплуатирующий культурное наследие СССР, априори наиболее интересен постсоветскому рынку. А если выдать игру за «нашу», то её традиционно расхайпят и удвоят продажи.
Да ещё и относиться будут малость теплее: даже команда IXBT, известная своей критикой, примерно, всего не стала столь активно хаять «Атомное сердце» до релиза.
Увы, но причина банальна — обычный маркетинговый ход, призванный сыграть на нежном, я бы даже сказал, личностно окрашенном национализме русского игрока и потребителя. Нам настолько импонирует наклейка «сделано у нас», что ради удвоения прибыли можно её и наклеить.
Это своего рода патриотическое чувство, которое порой граничит с излишним энтузиазмом. И разработчики Mundfish, безусловно, учитывают этот фактор и используют его в своих интересах, создавая иллюзию «русскости» своего продукта.
Таким образом, их мотивы становятся понятны — ничего личного, только бизнес и стремление увеличить прибыль. Позиционируя Atomic Heart как «русскую» игру, Mundfish рассчитывает привлечь больше внимания и повысить продажи среди отечественной аудитории.
Не единственный случай
Впрочем, подобные игры в «русскость» со стороны западных компаний — далеко не редкость на игровом рынке. Прецеденты уже были, хотя и не в таком вопиющем масштабе, как с Atomic Heart.
Взять хотя бы Gaijin Entertainment, авторов популярного онлайн-экшена War Thunder. На словах они русские, поддерживают патриотические фильмы вроде «28 панфиловцев» и вообще выставляют себя этакими борцами за традиционные ценности и Русь-матушку. А на деле — ещё в 2015 году полностью переехали в Венгрию, и в 2022-м окончательно закрыли российское подразделение.
И таких примеров в индустрии можно найти еще несколько (вот хотя бы создатели DCS, например), хотя их количество все же на порядок меньше, чем число случаев, когда российские компании притворяются западными. Но сам факт — отнюдь не уникален, и причины тут, в общем-то, те же.
Atomic Heart — игра хорошая... Но не русская
Я ни в коем случае не призываю как-то хейтить или ненавидеть игру или её разработчиков (хотя «релокация пинком под зад» — жест откровенно скотский, будем честны). Это вполне хорошая и качественная игра: я сам с удовольствием купил Atomic Heart на «Купикоде» и прошел игру до конца. Проект ведь действительно заслуживает внимания и похвалы за свою оригинальность, атмосферу и геймплей!
Однако — и это очень важное «однако» — Atomic Heart НЕ является «русской» игрой, и уж тем более она не может претендовать на звание «первого русского AAA-продукта». Все утверждения Mundfish о «русскости» их проекта выглядят надуманными и преследуют чисто маркетинговые цели.
Да, её вдохновляла культура позднего СССР и альтернативная история. Но с точки зрения национальной принадлежности разработчиков, места создания и налогов — это полностью западный продукт, не имеющий ничего общего с Россией, кроме отсылок в игровой вселенной.
Статью для вас подготовил: В. Волков. Игрок с пятнадцатилетним стажем и молодой рецензент.
Играйте в хорошие игры!