Оружием индейцев вплоть до конца 19-го века были лук со стрелами, копье, военная дубинка, томагавк и нож. Причем индейцы относились к оружию, как к части одежды, и появиться без него на публике считали просто «неприличным». Поэтому индейского воина редко можно было встретить без оружия даже в его стойбище, а с ножом индеец не расставался даже в родном доме – в вигваме.
К моменту появления на американском континенте первых европейцев почти все населявшие Америку племена аборигенов в своем развитии находились на стадии каменного века – неолита. Лишь наиболее «продвинутые» народы Центральной и Южной Америки (инки, ацтеки, майя) постепенно переходили в стадию медного века. А находившиеся на более низкой ступени развития, чем ацтеки и инки, племена Северной Америки в момент появления на их территории англичан были почти незнакомы с металлургией, и использовали при создании оружия не железо, а камень, кость и обсидиан (вулканическое стекло). Я сказал «почти не знакомы с металлургией», потому что основавшиеся в Северной Америке еще в середине 16-го века французы все же познакомили часть окружавших их индейских племен с простейшими железными изделиями – такими, как нож и топор. Французы неплохо наживались, обменивая не умевшим обрабатывать железо индейцам свои столовые ножи и походные топорики на пушнину, мясо и другие продукты. Осознав выгоду, такой же меновой торговлей железными изделиями занялись и поселившиеся в Америке англичане. Причем – со свойственной британцам масштабностью. В результате уже в конце 17-го века у индейцев стало трудно встретить нож или томагавк, сделанные из камня или обсидиана; индейцы предпочитали покупать эти предметы у «бледнолицых» - пусть в основном и низкокачественные, но все же более крепкие и острые, чем из камня.
Ножи
Самым массовым товаром, скупавшимся у «бледнолицых» индейцами, были ножи. Причем в продажу предлагались в основном не ножи из высококачественной стали, которыми переселенцы пользовались сами, а дешевые низкокачественные поделки из ковкого мягкого железа или из чугуна (причем зачастую эти ножи не завозились из Англии, а изготавливались здесь же, местными кузнецами). Ковкое железо легко обрабатывалось, но быстро тупилось; чугун заточку держал хорошо, но был довольно хрупок. Но «бледнолицые» давно усвоили, что наивные индейцы при покупке больше внимания уделяют внешней яркости изделия, и потому украшали свой железный хлам, покрывая деревянные рукояти узорами из вбитых латунных гвоздиков. Тем не менее, аборигены и такие низкокачественные изделия доводили до высокой степени работоспособности: у них даже быстро тупившиеся ножи из мягкого железа были постоянно заточены до состояния бритвы! Ножи у индейцев были основным рабочим и боевым инструментом: ими рубили хворост и ветки для костров и изготовления хижин, перерезали веревки, разделывали дичь; а так же виртуозно действовали ножами в рукопашных схватках, добивали раненых противников, снимали с них скальпы. Ножи индейцы носили в разукрашенных или расшитых бисером кожаных ножнах на поясном ремне, и никогда с ними не расставались. Ножи были у всех индейцев, независимо от пола и возраста (кроме совсем маленьких детей).
Палицы и дубинки
Палицы и дубинки - древнее и достаточно страшное ударное оружие индейцев, ранее широко распространенное для рукопашного боя. Однако в 19-м веке из-за массового распространения металлических топориков-томагавков это оружие стало встречаться все реже. Каменные палицы состояли из длинной деревянной палки-рукояти, к которой прикреплялся овальный камень весом 2-2,5 кг - при помощи мокрого куска сыромятной кожи; кожа, высыхая, крепко фиксировала камень на рукояти. Часто рукоять палицы украшалась скальпами, бисером или шляпками гвоздиков, бизоньими или лошадиными хвостами.
Другим распространенным видом ударного оружия была шаровидная дубинка. К относительно короткой рукояти из твердого дерева крепили круглый камень; всю эту конструкцию зашивали в мокрый кожаный чехол. Высохшая кожа плотно стягивала изделие, превращая его в грозное оружие длиной от 60 до 90 см. Эти шаровидные дубинки были так популярны, что не уступили своего места даже томагавкам, и использовались многими индейцами вплоть до конца 19-го века.
Так же среди индейцев были широко распространены необычного вида дубинки из твердой древесины, по виду напоминавшие копию ружья, в котором «приклад» являлся ударной частью. А к ударной поверхности оружия крепилось под прямым углом лезвие ножа, выступавшее вперед на 10-15 см. Индейцы называли это оружие «Кроличьей лапой». Скорее всего, появление такого необычного оружия - отголосок от первых встреч индейцев с европейскими переселенцами, Возможно, аборигены скопировали форму с обычных европейских ружей: отняв оружие у колонистов и не умея еще стрелять из «огнестрела», индейцы использовали их, как дубинки; а потом стали изготавливать такие «ружья» сами…
Томагавки
Огромной популярностью среди индейцев пользовались из-за их универсальности небольшие топорики – томагавки, являвшиеся незаменимым предметом как на войне, так и на охоте, и в хозяйстве. Однако, хотя в нашем сознании благодаря вестернам устоялось мнение, что томагавк – исконно индейское оружие, на самом деле аборигены Америки познакомились с этим предметом только после прихода на их континент европейцев. Налаживая торговлю с индейцами, французы и англичане начали продавать им среди прочего и свои небольшие походные топорики, а индейцы очень высоко оценили удобство и универсальность этого предмета.
Правда, у индейцев еще до появления переселенцев имелось древнее оружие, несколько похожее на томагавк – «клевец», изготовленный из рога оленя. Однако функциональность этого предмета была крайне ограничена – он мог использоваться только в бою для поражения живой силы. Тем не менее, обратившие внимание на индейский «клевец» переселенцы для «расширения ассортимента товаров» начали изготавливать и продавать аборигенам так называемые «пикообразные» томагавки – как чисто боевое оружие. Пикообразное лезвие достигало в длину 38 см, и наносило в бою очень серьезные раны и увечья.
Но еще большей популярностью, чем пикообразные, пользовались среди индейцев так называемые «трубочные» томагавки. Трубочный томагавк представлял собой насаженный на полую рукоять металлический топорик с широким лезвием, скомбинированный с… курительной трубкой! В таком оружии «функционал» был расширен до предела: им можно было и убить врага, и разделать тушу добытого зверя, и построить себе жильё, и выкурить с гостем «трубку мира» …
Индейское копьё
Копья были широко распространены среди индейцев всех районов Америки; они долго являлись вторым по значимости видом наступательного оружия после лука, и начали терять свою популярность только во 2-й половине 19-го века – в связи с распространением среди индейцев скорострельных ружей.
Индейское копье представляло собой длинное прямое древко с прикрепленным к нему острым наконечником. Длина древка строго учитывалась: владелец слишком длинного копья рисковал получить обвинение в трусости. До прихода европейцев наконечники копий делались из камня или кости; а потом индейцы начали пристраивать в качестве наконечников лезвия трофейных или купленных шпаг, штыков, и сабель. Древко копья обычно украшалось скальпом, мехом, перьями или бисером (мех встречался часто, так как обеспечивал крепкий хват оружия).
Индейские луки и стрелы
Лук со стрелами – самое важное оружие краснокожего воина; несмотря на его древность, лук в умелых руках сохранял серьезную опасность даже для вооруженного «огнестрелом» противника (особенно до появления скорострельных ружей). Даже когда купить ружье у «бледнолицых» уже не стало большой проблемой, индейцы все равно доверяли луку больше, чем огнестрельному оружию – в случае поломки ружья аборигены починить его были не в состоянии, лук же никогда не подводил воина, а до появления магазинного оружия он еще и значительно превосходил «огнестрел» в скорострельности.
Индейцы изготавливали три вида луков. Простейший (из одного куска эластичного дерева) обычно предназначался для подростков, только осваивавших искусство стрельбы. Опытные воины предпочитали более мощное оружие: или луки подкрепленные сухожилиями, или роговые луки. Наиболее распространенными были луки, подкрепленные сухожилиями – изготовленные из одного куска дерева, они по внутренней стороне проклеивались сухожилиями, что увеличивало силу натяжения тетивы. Такой лук был способен послать стрелу на расстояние до 140 метров – а значит, до появления винтовок он вполне успешно мог конкурировать по дальности стрельбы с гладкоствольными ружьями европейцев (к тому же уступавших луку в скорострельности!). Но самыми мощными и дорогими были роговые луки, изготовленные из рогов оленя, бизона или горного барана. Такой лук был сборным – склеивался из нескольких частей, хотя встречались и цельные луки (например, из бизоньих ребер).
Индейцы всегда держали лук со спущенной тетивой, чтобы он не потерял эластичность; тетиву натягивали только в случае необходимости. У каждого индейца было как минимум две тетивы – на случай, если одна вдруг порвется. Наконечники стрел у индейцев обычно делались зубчатыми, и крепились они к древку не очень крепко. Зубцы наконечника, попав в тело жертвы, резали рану изнутри, не давая возможности вытащить стрелу, а из-за слабого крепления при вытаскивании стрелы из раны наконечник отрывался и оставался в теле, впоследствии ржавея и вызывая заражение крови.
Чехлы для луков и колчаны для стрел индейцы делали из шкур животных, оставляя мех с наружной стороны – это делало чехол и колчан водонепроницаемыми.
Индейские щиты
Щит - очень важный элемент вооружения индейского воина, защищавший его от стрел и копий противника. Но индейцы считали, что защитная сила щита кроется не в толщине обтягивающей его кожи, а в магических силах, придававшихся щиту заклинаниями при изготовлении. Из-за этих суеверий у некоторых аборигенов даже встречались щиты, похожие на паутину: сплетенные из тонких ивовых прутьев, они не обтягивались кожей! Конечно, такие щиты не могли остановить стрелу и отразить удар копья, но их владельцы верили, что они надежно защищены мощными сверхъестественными силами. Гибель же индейца с таким щитом в бою «краснокожие» относили на счет «сглаза»: они верили, что защитная магия щита была уничтожена прошедшей мимо него женщиной или прикосновением не вытертых после еды рук. Поэтому многие воины держали свои щиты в тайниках подальше от стойбища и, отправляясь в поход, доставали его, соблюдая множество «колдовских» обрядов.
Тем не менее, свято веря в магию, значительное количество индейцев все же здраво рассуждало по принципу «береженого Бог бережет». И потому большинство «краснокожих» обладали щитами, покрытыми двумя слоями шкур, пространство между которыми было набито смягчающими удар перьями, травой, волосами, и даже… книгами! Европейские колонисты удивлялись, откуда у абсолютно безграмотных дикарей такая страстная любовь к литературе. А просто практичные «краснокожие» очень быстро узнали, что плотный книжный томик, отлично останавливает не только легкую стрелу, но даже тяжелую пулю! Вот они и стали заполнять пространство между слоями щитов купленными книгами (один команч даже ухитрился впихнуть в свой щит многотомную «Историю Древнего Рима»!).
Вот в этом и заключалось главное преимущество европейского «огнестрела» над индейским вооружением: даже гладкоствольное оружие переселенцев обладало значительной мощностью, и пули насквозь пробивали индейские щиты (в большинстве которых все же не было редких для Америки книг), поражая закрывшегося им воина. Даже против гладкоствольных ружей традиционный индейский щит был бесполезен. Когда же в середине 19-го века среди «бледнолицых» распространилось более мощное и скорострельное нарезное оружие, использование щитов стало вообще невозможным, и индейские воины просто перестали брать их в походы…
Распространение среди индейцев огнестрельного оружия
Поначалу переселенцы, стремясь сохранить боевое преимущество перед аборигенами, ружья им не продавали, и не обучали «краснокожих» обращению с этим сложным оружием. Поэтому даже захваченные в бою ружья индейцы могли использовать только как дубинки (вспомним появление у них палицы «Кроличья лапа»). Но со временем в своей борьбе за господство на американских территориях английские и французские колонисты использовали и индейцев, натравливая их на своих соперников. А для повышения боевой эффективности «краснокожих» переселенцам пришлось вооружать «своих» индейцев «огнестрелом», и обучать им пользоваться. Конечно, «бледнолицые» продавали аборигенам не новейшее оружие, а старое, изношенное, часто - сломанное и наспех починенное. Тем не менее, даже такое подержанное оружие значительно усилило боевую мощь индейских воинов.
«Краснокожие» владельцы мощного, но все же довольно редкого у индейцев «огнестрела» гордились своим новым оружием, всячески подчеркивая свою исключительность демонстрацией приобретенной «вундерваффли», для солидности украшенной узорами из блестящих медных гвоздиков, вбитых в приклад и ложе ружья. Постепенно количество «огнестрела» в индейских племенах увеличивалось, снижая частоту использования луков и копий. Передававшиеся по наследству от отца к сыну «антикварные гладкостволы» 18-го века со временем дополнялись более современными «стволами».
Торговцы оружием ради прибыли готовы были снабдить «краснокожих» любыми новейшими ружьями, даже такими, которых еще не было на вооружении американской армии – самыми дальнобойными, нарезными и скорострельными! И их совершенно не волновало, что индейцы могут применить эти новинки против «бледнолицых». По мнению торгашей «игра стоила свеч»: ведь даже за самый примитивный дульнозарядный мушкет они брали по 10 бобровых шкурок, получая прибыль в 500%! А современные «Винчестеры», «Генри» и «Шарпсы» стоили намного дороже – почему же не продать с прибылью это оружие индейцам, если армия не покупает его, экономя каждый доллар? А в результате в знаменитой битве при Литтл-Биг-Хорне в 1876 году не менее четверти индейских воинов были вооружены многозарядными скорострельными «Винчестерами» и буквально «выкашивали» ливнем свинца ряды кавалеристов генерала Кастера, солдаты которого не успевали отстреливаться от противника из своих однозарядных «Спрингфилдов»…
Тем не менее, несмотря на обладание даже самым современным оружием, индейцы не забывали и о своем традиционном. Ведь в периоды конфликтов с «бледнолицыми» у них возникали проблемы с приобретением боеприпасов и трудности с починкой сломавшегося «огнестрела»; по этим причинам даже обладатели лучших ружей все равно обязательно имели при себе и старый добрый лук…
Начало истории США (01). Индейцы и колонисты
Начало истории США (03). Оружие переселенцев 17-18 вв.
Список других статей канала, посвященных американскому оружию и армии США в XVIII – XIX вв., НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ
Список других статей канала, посвященных теме «История оружия» можно найти ЗДЕСЬ
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.