Найти тему
Царьград

Победители Московского международного кинофестиваля: Кто доказал, что "полная изоляция" России не состоялась

Оглавление
Тихонова Пелагия/АГН "Москва"
Тихонова Пелагия/АГН "Москва"

Вероятно, на Западе ещё есть люди, которые по-прежнему верят в рассказы о "полной изоляции" России – ведь "свободные и демократические" СМИ хоть и снизили обороты русофобской пропаганды, но не прекратили её. Так что вряд ли в "цивилизованных" странах сообщат что-либо о 46-м Московском международном кинофестивале, который состоялся с 19 по 26 апреля. Типичная "страусиная" тактика – если я спрятал голову в песок и намеренно чего-то не замечаю, значит, этого "чего-то" и не существует. А мы расскажем… Речь пойдёт о победителях Московского международного кинофестиваля – о тех, кто доказал, что "полная изоляция" России по заказу Запада не состоялась. И не состоится…

Кино о нарисованных снах

Однако 260 фильмов из 50 стран, принявшие участие в ММКФ-2024, существуют вне зависимости от нежелания коллективного Запада замечать это культурное событие без преувеличения мирового уровня. Перечислить обладателей всех наград завершившегося кинофорума технически затруднительно – поэтому остановимся на тех кинематографистах, которые получили наиболее престижные призы.

Не можем не проявить патриотизм – и начнём с победителя специальной конкурсной программы "Русские премьеры", в которой участвовали отечественные проекты. В этой категории главный приз достался фильму "Лгунья" режиссёра Юлии Трофимовой. Картина была снята в Нижнем Новгороде, а в центр сюжета авторы поместили детективно-психологическую историю, как от слова 17-летней девушки в буквальном смысле зависит судьба полузабытой звезды шоу-бизнеса.

Фото: vk.com/mmkf
Фото: vk.com/mmkf

В основной программе кинофестиваля, победителям которой были вручены призы "Серебряный Святой Георгий", лучшей документальной лентой признана биографическая кинозарисовка о современном иранском художнике Али Акбаре Садеги "Ладья" (режиссёр Сэм Калантари).

Фото: vk.com/mmkf
Фото: vk.com/mmkf

По словам создателей картины, в ходе работы над проектом они совершили настоящее искусствоведческое открытие: выяснилось, что художник вдохновлялся теми образами, которые видел во сне. То есть Садеги в буквальном смысле рисовал собственные сны.

Женская тема достойна награды

Серебряную статуэтку "Серебряного Георгия" в качестве специального приза жюри вручили режиссёру из Бангладеш Асифу Исламу за фильм "Нирвана". Членов жюри в хорошем смысле подкупили необычные творческие решения создателей картины: герои чёрно-белой киноленты, снятой на фабрике по производству трансформаторов, практически не разговаривают. С одной стороны, производство столь шумное, что стоящие рядом люди не услышат друг друга, даже если будут кричать. С другой, это позволило сосредоточить внимание зрителей на внутреннем пути, который проходят персонажи.

Главными же триумфаторами 46-го Московского кинофестиваля стали фильмы "Дыхание холода" (Иран) и "Стыд" (Мексика-Катар).

Фото: vk.com/mmkf
Фото: vk.com/mmkf

Женщина-режиссёр Нахид Азизи Седиг представила жюри картину "Дыхание холода", в которой на криминальном сюжетном материале (муж выходит из тюрьмы, отсидев 20 лет за убийство жены – его встречает сын, жаждущий мести за смерть матери) ставит вопрос о значении женщины. По словам режиссёра, она хотела показать, что мир без женщины, без женского начала становится чрезвычайно жестоким.

Художественное высказывание Нахид Азизи Седиг настолько впечатлило аудиторию ММКФ, что фильм "Дыхание холода" получил сразу две награды – приз зрительских симпатий и за лучшую режиссуру.

Штирлиц и Гоцман были бы довольны

Главный приз, один из двух "Золотых Святых Георгиев", достался картине Мигеля Сальгадо "Стыд" (Мексика, Катар) как лучшему фильму Московского кинофестиваля.

Сценарий основан на реальных событиях и рассказывает об одном из трагических эпизодов многолетних войн между наркокартелями, охвативших Мексику с конца XX века. По сюжету один из картелей похищает двух друзей. Им предлагается выбор – умереть обоим или сойтись в смертельной схватке, победитель которой получит свободу. Молодой человек по имени Педро (актёр Хуан Рамон Лопес удостоился за эту работу "Серебряного Святого Георгия" как исполнитель лучшей мужской роли) одерживает победу и возвращается домой, но убийство друга не позволяет ему дальше жить обычной жизнью.

Фото: vk.com/mmkf
Фото: vk.com/mmkf

Финальным аккордом ММКФ-2024 стало вручение второго "Золотого Серебряного Георгия" – приз за вклад в мировой кинематограф получил известный режиссёр Сергей Урсуляк. Заслуженная, но при этом в некоторой степени парадоксальная награда: ведь получивший престижную кинонаграду режиссёр прославился прежде всего своими многосерийными телефильмами.

Фото: vk.com/mmkf
Фото: vk.com/mmkf

Урсуляк известен благодаря снятой по оригинальному сценарию ретро-детективной саге "Ликвидация" и нескольким мастерским экранизациям классических произведений отечественной литературы: "Исаев" по мотивам романов Юлиана Семёнова о разведчике Исаеве-Штирлице, "Жизнь и судьба" по одноимённой книге Василия Гроссмана и "Тихий Дон" по легендарной эпопее Михаила Шолохова.