Найти в Дзене

Поговори со мною, мама... Диалог с неговорящим ребёнком

"Зачем мне читать рассказы о хорошо говорящих детях, вот же они на видео, все разговаривают, а мой молчит, даже не смотрит, когда я его зову!" Это признание одной из мам, которая впоследствии стала моей союзницей в трудной работе по вызыванию речи у её мальчика. Когда он уже довольно хорошо говорил, она рассказала мне о своём раздражении, которое вызывали мои советы на канале. Открыла одно видео, а там хорошо говорящий ребёнок, ей не пришло в голову найти его подборку, посмотреть, с чего начинал он свой путь к речи. Она не сразу разобралась, где искать индивидуальные рубрики каждого из детей. Непонимание вызывает неприятие, тут не поспоришь. Нелегко так скомпоновать результаты трёхлетнего ведения блога, чтобы любая информация была доступна без поиска. Дзен автоматически сдвигает ранние публикации в начало подборок. С этим ничего поделать нельзя. Очень хорошо понимаю чувства родителей, столько уже они наслушались советов! А тут ещё и мои позитивные посты, на тему "все получится!" Чт
"Зачем мне читать рассказы о хорошо говорящих детях, вот же они на видео, все разговаривают, а мой молчит, даже не смотрит, когда я его зову!"

Это признание одной из мам, которая впоследствии стала моей союзницей в трудной работе по вызыванию речи у её мальчика. Когда он уже довольно хорошо говорил, она рассказала мне о своём раздражении, которое вызывали мои советы на канале. Открыла одно видео, а там хорошо говорящий ребёнок, ей не пришло в голову найти его подборку, посмотреть, с чего начинал он свой путь к речи. Она не сразу разобралась, где искать индивидуальные рубрики каждого из детей.

Непонимание вызывает неприятие, тут не поспоришь. Нелегко так скомпоновать результаты трёхлетнего ведения блога, чтобы любая информация была доступна без поиска. Дзен автоматически сдвигает ранние публикации в начало подборок. С этим ничего поделать нельзя.

Очень хорошо понимаю чувства родителей, столько уже они наслушались советов! А тут ещё и мои позитивные посты, на тему "все получится!" Чтоб не быть голословной, периодически стараюсь рассказывать в статьях, с чего начиналось развитие речи у героев канала, делаю нарезки из видео и комбинирую ретроспективы. Но они тоже уходят в историю канала, ждут в подборках своего зрителя. Их опять не найдут новые читатели и подумают, что у нас тут такие замечательные ребята, которые уже изначально всё могли и умели.

Герои канала действительно уникальны и успешны в своём труде. Мне нравится вспоминать, с чего начинался их путь к диалогу.

Задумала показать те минимальные речевые реакции детей, по которым нам становилось ясно, что работа приносит плоды. Итак, перед вами мальчики и девочки, которые уже вышли на 3-4 уровень развития речи. Их дальнейший путь не вызывает тревоги. Но стóит вспомнить, с каких крохотных вербальных и невербальных ответов зарождались наши диалоги.

Вот оно, начало речи у Жени, Таи, Лёвы, Гоши, Димы, Светы, Лаврика, Вовы

🔹 Женя ровно два года назад весело прыгал и произносил гласные звуки. Мы так радовались этим успехам, тогда нам казалось, что мальчик уже многому научился. А в комментариях к этому ролику я прочитала: "Ничего не понятно!" Сейчас пересмотрела, действительно, понять что-либо практически невозможно, но мы знали - пошло развитие речи!

🔸Таечка 9 ноября 2022 года на 26 секунде ролика подняла свои глазки и впервые посмотрела прямым взглядом мне в глаза. За день до этого занятия прозвучало первое обращение к папе: "Сясь, ... ди ...да!" Что в переводе означает "Саша, иди сюда". И это был настоящий прорыв. Общение - наша главная цель! Как же радовался Александр, папы ждут возможности поговорить с ребёнком не меньше, чем мамы.

🔹Лёва тоже не стремился к диалогу. Поймать его контактный взгляд было нельзя в принципе, как только шло обращение к мальчику, он поворачивался к нам спиной. Первые попытки Лёвы участвовать в игровом диалоге обозначились на уровне отдельных слогов. С ним работа шла через сплошные театральные постановки.

🔹Гоша довольно долго смотрел исключительно поверх наших голов. Удалось зафиксировать на видео и его первый контактный взгляд.

Алалия Дизартрия Логопед Нуриева | Без работы над пониманием речи с алалией не справиться. Нашли нос у мамы, у Гоши и у мишки. Еще и "да" получилось! 9-е занятие | Дзен

🔹Дима начал учиться вступать в диалог на уровне звуков и слогов. Играть он умел прекрасно, ему чисто технически было сложно произнести конструкцию свыше одного слога. Решено было начать петь. Благо мама имеет музыкальное образование. Распелся мальчик и разговорился!

Алалия Дизартрия Логопед Нуриева | Адаптируем "Репку" для ребёнка с моторной алалией. | Дзен

🔸Светлане было нелегко вдвойне. Девочке нужно освоить сразу два языка: французский и русский. Ей тоже пришлось учиться петь в обязательном порядке, иначе не организовывалась слоговая структура.

На видео попали первые осознанные звукоподражания Светланы.

🔹Лаврик на этапе спонтанных звукоподражаний и осознанного произношения гласных мог усидеть за столом не более полутора минут. Ему и сейчас сложно говорить, стоя неподвижно, но речь его стремительно приближается к норме.

🔹Вова в мае 2022 года научился говорить два одинаковых слога подряд. К маю 2025, думаю, автоматизирует оставшиеся звуки речи и тоже сменит свой речевой статус на возрастную норму.

Вот ссылка на статью, где размещён ролик с демонстрацией чистой речью Вовы. В июне 2025 года мы закончили логопедическую работу.

Особенность наших трудов на канале - это начало работы до того, как ребенку будет установлен точный диагноз.

Не говорит, значит есть проблема в становлении компонентов речевой системы.

❗Вы точно будете знать от невролога о тяжёлой степени дизартрии. Ее нельзя не заметить, ни один врач не пропустит ярко выраженные дизартрические признаки. А лёгкая и средняя степени поддаются общей системе работы по растормаживанию речи. Пойдет динамика, можно будет внести уточнения в программу, которые касаются особенностей постановки звуков.

❗Если же проблемы системного характера, то укажу отличия между различными видами алалии, о которых нужно помнить на 1-м этапе работы:

  • моторная алалия с достаточным пониманием речи подразумевает ограничение игровых включений на занятии;
  • нарушение понимания обращённой речи до степени сенсомоторной или сенсорной алалии требует обучения игровой деятельности и вывод ребёнка на языковой анализ после активизации эмоций.

Если коротко: с моторными алаликами играем значительно меньше, чем с сенсомоторными.

Так что, какой бы элемент программы вы не выбрали, навредить ребенку невозможно. В обоих случаях играем и формируем анализаторную систему.

Чем больше речевых и неречевых реакций мы получаем от ребёнка, тем менее специфические приёмы нужны для дальнейшего развития его речи.

Дети включаются в государственную логопедическую систему. С ними может работать любой специалист по дошкольному образованию. Это и есть наша с мамами цель: подтянуть ребёнка на тот уровень, на котором его успешность станет очевидной для всех. Многие мои ученики на канале уже пошли дальше, я всегда с радостью отпускаю детей.

Ладошка выпускника и много-много прекрасных детских лиц.
Ладошка выпускника и много-много прекрасных детских лиц.

Через год-другой подобная статья расскажет о Роме, Агате, Матвее, Климе, Тимофее, Артуре, Стëпе. Они тоже начнут болтать без умолку и кто-то из будущих подписчиков скажет: "Ребята же хорошо говорят, зачем они тут, на канале о неговорящих детях!?"

Буду только рада таким словам, пусть все говорят!