Вячеслав Казарин для УралLIVE
Казалось бы, только ленивый не высказался за или против СИМ (средств индивидуальной мобильности). Присоединюсь к плеяде экспертов.
Только вчера один из коллег был жестоко сбит самокатом у нас, в Екатеринбурге. К счастью, обошлось без травм, только ушибы.
Но обойдёмся без долгих прелюдий — сразу к сути. Какие ограничения кажутся разумными и нужно ли полностью запрещать самокаты?
В той форме, в которой сейчас существуют самокаты, — это неприемлемо. По городу на скорости 15-20 км/ч мчит аппарат весом в 15 кг, а сюда нужно добавить хотя бы самую худенькую девочку-водителя весом в 45 кг, а возможно упитанного мальчика в 85 кг — получится летающая табуретка смерти.
И тут есть удобная лазейка у самокатозащитников: «А ведь аварий с машинами больше!»
Конечно, показатель по авариям с участием пешехода и автомобиля будет куда выше — автомобилей куда больше, чем самокатов, увы, и аварий будет больше. Вот только у машины есть регистрационный номер, а у водителя чётко прописанный статус, правовые нормы и обязанности.
А на самокат может запрыгнуть подросток или ребёнок, который не сможет нести ответственность за ущерб, — виноваты будут его родители? Оно вам надо? Тут можно вспомнить другой излюбленный аргумент защитников самокатов, что при помощи кухонного ножа совершается большинство убийств при бытовых конфликтах… Раз самокат запрещаем, может, и нож запретим?
Однако на самокаты есть тренд, есть запрос молодёжи, запрос детей. А на поножовщину (к счастью) моды и тренда нет. Сложно представить себе ребёнка, у которого возникнет столь яростный бытовой конфликт.
Да и самокаты предлагается не запретить, а ограничить, как ограничены наркотики, алкоголь, автоматическое оружие, отдельные виды холодного оружия и многое другое.
Что касается самокатов, начать стоит с ограничения контор, которые выдают самокаты в аренду. Не надо поднимать вой «они же обанкротятся!».
Там гигантские магнаты, близкие к монополии на рынке. Никто не обанкротится от… А сделать нужно, собственно, вот что.
Ужесточить законодательство по оплате налогов для каршеринговых фирм. Как заявляет ряд экспертов, арендодатели самокатов не платят инфраструктуре отдельного города почти ничего (или вовсе ничего), а платят налог по факту регистрации. Однако парковки под самокаты выделяются здесь, в конкретном городе, а не по факту регистрации: пространство улиц самокаты «едят», дороги изнашивают, электричество тоже «кушают» (привет экологам, заявляющим, что самокаты — супер-экологически-безвредный-транспорт). Почему машины платят экологический налог, а самокаты нет?
Не стоит забывать, что самокаты также загружают травмпункты, суды и полицию пострадавшими пешеходами и собственными операторами.
Уже в часть арендуемых самокатов вшили датчики, определяющие количество пассажиров… Отлично, нужно продолжать в том же духе.
Ничего не имею против полных людей, но скорость самоката нужно ограничить относительно веса человека. Есть разница, если в вас на 20 км/ч влетит 60 или 115 кг? Разница будет ощутимой!
В Англии, кстати, ввели права на вождение самоката. И строгие возрастные ограничения. Ну и штрафы ужесточить, если ваш личный-частный самокат может мчать по городу 100 км/ч… Может, стоит перенять регулирующую инициативу у тех, кто с самокатами не первый год имеет дело (Англия и иные страны Запада)?
Большие шеринговые фирмы в России уже начали блокировать аккаунты тех, кто передаёт их в пользование детям. И это разумно.
Пусть каршеринговые оплатят сервера, датчики, камеры в каждый самокат, получение прав пользователями.
Естественно, вводить это нужно постепенно. Сначала для больших корпораций, а потом запретить и частные самокаты без прав, камер и датчиков. У нас рынок большой — Китай, а именно там изготавливается большинство самокатов, адаптируется под запрос корпораций и частников.
Ну и маленький запрос из мечтаний. А не оснастить ли самокаты «искусственным интеллектом», который бы сам определял, возможна ли авария, сбавлял скорость и прочее… Скорость в заданных областях ведь научили сбавлять. Очевидно, что масштаб работ ещё очень велик и нам неизбежно придётся столкнуться с множеством аварий и жертв.
Нам есть куда стремиться. Главное — выдержать баланс в ограничениях, не нужно страшных драконовских мер, не надо и попустительства. Давайте сделаем нашу жизнь и жизнь наших близких безопаснее!
Читайте колонку Вячеслава Казарина. Зачем тебе Марс и Одесса?
Читайте колонку Иннокентия Шеремета. Меня больше никто не пугает и не подрезает