Тематика увольнений ещё более сложная, чем тематика найма - как минимум для меня лично. Особенно, когда это не касается последствий нарушений со стороны персонала, а является требованием, поставленным корпоративной структурой.
Но вначале я расскажу несколько историй, которые я наблюдал со стороны.
Питерский офис ИТ компании из США, начало две тысячи десятых.
Они были одни из первых, кто пришёл на наш ИТ рынок, и это была сугубо продуктовая компания - никаких задач на аутсорсинг. В офисе работало примерно пол тысячи человек, и они занимались двумя направлениями Embedded, т.е. встраиваемого, ПО - прошивками для собственных массовых устройств, предназначенных для двух конкретных рынков.
Сотрудники питерского офиса, в основном, занимались локализацией дефектов, и у всех стоял годовой KPI - средний по году срок локализации дефекта (т.е. где, как, в каких условиях, в каком функциональном блоке, кто за него отвечает, кто и как будет чинить) не более 6-ти дней. Если вы не укладываетесь - вас увольняют. Если вы укладываетесь, например у вас средний показатель 5,5 дня, но 90% сотрудников офиса справляются в среднем за 5,4 дня - вы в числе отстающих 10%, и вас увольняют.
На всё это накладывает отпечаток рынок, на который, вслед за этой компанией из США, пошли другие, им тоже были нужны программисты, и вопрос "где их брать? из советских НИИ и переламывать подход к бизнес-задачам, или из компании с устоявшейся культурой ориентации на рынок" точно не стоял - конечно же, мы забираем программистов из этого прекрасного офиса.
Как результат - высокая текучка и быстрый рост внутри компании. Год - и вот ты мидл. Еще полтора-два - и ты сеньор. Еще два - и ты принципал. Если ты не растёшь с такой скоростью - что-то не так с квалификацией или софт-скиллами.
И вот компания теряет рынки - причём оба, на которые работает питерский офис. Вначале немного, не смертельно - что делать менеджменту, если он не может увеличить выручку? - остаётся снижать затраты, и такая задача прилетает руководителю питерского офиса, далее - примерно с его слов:
- требуется сократить 30% штата, всех уровней и функций; фактически, привязка идёт даже не к численности, а к ФОТ, но выражается через % от штатных единиц.
Директор уходит думать, погружается в расчёты - ведь эта сотня а то и полторы сотни человек, за которых он отвечает, которых он лидирует и ведёт вперёд. И очевидно, что уволив 30% - он подстегнёт остальных самостоятельно задуматься об увольнении.
Всё детально рассчитав, директор офиса, довольный и сияя глазами, докладывает в штаб-квартиру - смотрите, я знаю как сэкономить на различных статьях операционных расходов, но не увольняя персонал! Те же самые 30% в пересчёте на ФОТ!
Директор не был близок к успеху - корпоративный подход аналогичен армейскому, когда если у вас слишком много мыла и недостаточно туалетной бумаги - не надо просить увеличить поставки бумаги за счёт высвобождения расходов на мыло, ибо бумаги вам не добавят, а вот поставки мыла срежут, причём так, что хватать тоже перестанет.
Корпорация сказала "Супер! Спасибо! Эту экономию мы принимаем! 30% персонала также уволить, как и запланировали". Директор с горечью принял это, но команду не бросил - он тянул её до самого конца, пока не сократили уже весь состав. Как настоящий капитан, уходящий с корабля последним. Не стоит заочно расстраиваться на счёт программистов - это была компания, дорожившая своей репутацией, и выплатившая каждому золотой парашют, это подтвердили многие выходцы оттуда, искавшие потом работу, и отдыхавшие после компании по несколько месяцев. Может, и были те, кого обидели и обделили - но я даже не слышал такого.
Директор R&D офиса же явно мог с чистой совестью и прекрасной репутацией рассказывать этот тяжёлый эпизод мне, да и кому угодно.
Стройка отеля в Питере, конец нулевых
Эту историю рассказал мне ИТ директор, он работал в моей команде, был консультантом, экспертом и известным в отельной индустрии Питера лицом. Это был интересный человек, рассказавший мне несколько стоящих внимания историй из жизни люксовых отелей - непременно я напишу их в своей подборке. Здесь же две его истории, об этической стороне которых, возможно, придётся задуматься.
Этот Отель (нет, даже Гранд Отель, как следовало из названия) строили с пафосом, о стройке я знал ещё до того, как стал интересоваться "отельерами". Как и положено на стройке, она являлась классическим примером проекта - уникальный объект, конечные сроки и чётко обозначенный руководитель. Часто слышу, что именно на стройках зародилось понятие проектного управления, и там же появился "двуглавый орёл" - это когда есть руководитель проекта (Project Manager) и есть главный инженер (Tech Lead); оба они там и были на стройке - генеральный директор и технический директор (или главный инженер, не помню точно).
Владельцем отеля была некая супруга успешного дельца (или влиятельного человека - да какая разница), её отличительной чертой было наличие нефтяных вышек в собственности. Приехала она как-то раз с инспекцией, пришли генеральный, главный инженер, и наш ИТшник. Ходят по стройке, она спрашивает - а здесь что будет? Отлично. А тут что будет? Хорошо.
Дошли они до венткамеры, это помещение, куда сводятся все трубы от всех помещений и производится обмен воздуха с окружающей средой, очистка, подготовка, смешение, регуляция температур.
Она смотри на схему, на помещение и спрашивает - а здесь что будет?
- Венткамера - говорит главный инженер
- Педикюрная - утверждает владелица, в голосе её звучат барские нотки, приказчики рядом, холопы не смеют ослушаться.
- Это невозможно, здесь венткамера - уверенно возражает главный инженер. Он знает свою ценность, на нём держится вся техническая часть стройки, он связывает всех воедино.
- Педикюрная! - тон хозяйки поднялся до "боярыни". Возможно даже Морозовой.
- это невозможно, всё проектирование уже выполнено, проект сдан городу, коммуникации проложены - главный инженер пытается взывать к голосу разума.
Царице это надоело, она повернулась к генеральному приказчику и молвила - это кто?
- Главный инженер, на нём держится вся стройка, он...
- Он уволен. - отрезала императрица. Здесь будет педикюрная. Если есть возражения - ты следующий. - и удалилась в свои покои по делам.
Генеральный директор стройки стоял и боялся молвить что-то даже себе. Боялся ли он акционера своей компании - вероятно. Боялся ли он остаться без главного инженера на моменте завершения стройки - очевидно. Но за ним был ещё коллектив генподрядчика, и куча соисполнителей, он не имел морального права их бросить. И он сделал этот шаг, чтобы спасти проект и коллектив. А может быть себя.
P.S. Отель построили и сдали, он прекрасно работает. И СПА-салон с педикюром в нём есть.
Питер, один из лучших отелей города.
Героем этой истории стал тот самый наш ИТшник. Как он попал к нам, точнее к нашим партнёрам по бизнесу? - он и рассказал.
Оказывается, он, будучи руководителем ИТ службы люксового отеля, отвечал за телефонию, телевидение, интернет, автоматику и все подобные системы. В очередной виток реструктуризации владельцы, английская компания, направили указание - сократить штат в 2 раза. ИТшник не смог на это пойти - ведь он их нанимал, учил, они все как семья и дружная команда.
После неудачных баталий с руководством за свой штат, ИТшник принял решение - пойти ва-банк и ... уволиться. Вы думаете, кто-то от этого что-то выиграл? Конечно нет. Их всё равно уволили, а наш герой вышел из воды чистым - это не я, я к этому руку не приложил, честь не запятнал.
Но мы с этим не согласились.