На 6 мая 2024 года намечен старт многострадального космического корабля Boeing Starliner.
Корабль должен доставить на МКС двух астронавтов НАСА - Суни Уильямс и Бутча Уилмора.
Этому плану предшествовали годы задержек и неудач, количество которых в некоторых западных источниках названо "ошеломляющим".
В четверг, 25 апреля, представители Boeing и NASA приняли решение о дате пилотируемого запуска - 6 мая, но один из высокопоставленных менеджеров NASA, Кен Бауерсокс, дал понять, что это решение не окончательное, то есть конкретная дата может измениться.
Да это, в общем-то, понятно и так, поскольку на конкретную дату старта могут повлиять как технические причины (что мы видели в случае старта российской ракеты Ангара-А5 со "Свободного"), так и характерные для американских запусков "фортели" погоды.
В общем, корабль будет запущен "по готовности".
Таким образом, в случае успеха, в распоряжение НАСА поступит еще один "батут" имени Д. О. Рогозина, с помощью которого США станут отправлять астронавтов (и космонавтов Роскосмоса!) на МКС.
Мечту о регулярных полетах к МКС кораблей Crew Dragon и Starliner давно лелеет американское космическое агентство НАСА.
В ходе пресс-конференции 22 марта, посвященной предстоящему полету Старлайнера, администратор НАСА Билл Нельсон в общих чертах сообщил, что всё успешно движется в этом направлении, и добавил: "Сейчас мы живем в золотую эпоху освоения космоса".
Путь этот, однако, не обошелся без неожиданностей, что дает еще один повод вспомнить известную поговорку - мы предполагаем, бог располагает.
Старт разработки космических кораблей компаниями SpaceX и Boeing был дан в рамках "насовской" Программы коммерческих экипажей. Соответствующие контракты НАСА заключило с обеими компаниями в 2014 году, и фаворитом агентство видело, конечно, маститую компанию Боинг.
Кто ж знал, что ее по меньшей мере на четыре года (к настоящему моменту) обскачет молодой выскочка Илон Маск со своей SpaceX?
Но факт остается фактом.
Программа задумана таким образом, чтобы корабли двух независимых фирм подстраховывали друг друга на случай непредвиденных ситуаций, но вот уже четыре года астронавтов и космонавтов на МКС возят только корабли Crew Dragon, к которым изредка подключаются российские "Союзы".
Боинг тем временем погряз в проблемах, а будущее Роскосмоса как надежного партнера в свете известных обстоятельств и вовсе заволокло туманом...
Первый беспилотный испытательный полет корабля Boeing Starliner в 2019 году закончился неудачей - корабль не смог состыковаться с МКС.
Это произошло из-за проблем с программным обеспечением, в том числе из-за отставания бортового времени на 11 (!) часов.
Следующий тестовый полет был запланирован на 2020 год, однако преследующие компанию проблемы привели к тому, что после ряда отсрочек запуск состоялся только 19 мая 2022 года.
На этот раз всё получилось лучше - корабль таки пристыковался к МКС, привез на станцию 200 кГ оборудования и припасов, и через четыре дня - 25 мая 2022 года, благополучно отстыковался и приземлился в запланированном месте.
После этого было определено, что пилотируемый испытательный полет состоится не ранее 2023 года, и вот теперь ясна предварительная дата - 6 мая 2024 года.
Между тем "конкурирующая фирма" SpaceX привезла на МКС первых астронавтов - Боба Бенкена и Дага Хёрли - уже в мае 2020 года.
С тех пор корабли Crew Dragon совершили уже 13 (тринадцать) полетов к МКС, в то время как Боинг начал "пробуксовывать" по всем направлениям - как в авиационном, так и в космическом.
НАСА постоянно подчеркивает, что космическое подразделение компании Boeing работает независимо от авиационного, однако результаты заставляют в этом усомниться.
Как бы там ни было, НАСА повинилось в том, что уделяло Боингу мало внимания, и взяло компанию "на буксир".
Теперь космическое агентство сотрудничает с Боингом "более тесно", чиновники НАСА пристально наблюдают за ходом устранения обнаруженных проблем корабля.
Среди этих проблем - недостаточно надежные стропы парашютной системы, и окончательные проверки парашютной системы идут до сих пор.
Еще один признак спешки и нервозности (на наш взгляд) - применение в корабле Боинга защитной ленты для жгутов, оказавшейся легко воспламеняющейся.
Специалистам компании пришлось удалить и заменить такую ленту общей длиной более полутора километров.
Обнаружились проблемы с коррозией некоторых клапанов корабля, хотя на предстоящий старт эти проблемы не повлияют.
Так или иначе, но астронавты, прибывшие на стартовую площадку, выразили полную уверенность и в корабле, и в своих силах.
Уилмор, в частности, сказал, что в случае чего у экипажа будет возможность взять на себя управление кораблем, а Уильямс добавила, что полностью уверена и в корабле, и в экипаже, и в наземной команде.
Что ж, уже скорое будущее окончательно расставит все точки над всеми соответствующими буквами.
Мы же будем следить за развитием событий.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы быть в курсе.
Берегите себя и своих близких.
До встречи!