На написание этого текста меня натолкнула статья, в которой рассказывалось о том, как ученики 5-8 классов сходят с ума, портя школьное имущество и делая откровенные гадости друг другу: кидают яблоки в унитазы, отчего те ломаются, подкидывают еду в шкафчики друг другу, а еда потом тухнет, появляется плесень и вонь, т.е страдают в итоге все.
Автор недоумевает, почему дети так себя ведут, зачем они это всё делают. Сразу скажу, что точного ответа у меня нет. Но статья мне откликнулась, потому что вместо ответа имеется сын (Саша, 4,2г). И я вижу у него склонности к тому, чтобы устраивать нечто подобное.
"Так воспитывать ребёнка надо вааапще-то!1!" - уже начинают печатать чьи-то возмущённые пальцы в комментариях)) А я вот совершенно откровенно могу сказать, что сына своего воспитываю! Семья у нас полная, я сижу в декрете, ребёнок не брошен. Мы каждый день общаемся, каждый день я ему что-то объясняю, рассказываю, показываю, доказываю.... Каждый день обращаю его внимание на чистоту и аккуратность. Каждый день мы что-то да убираем.
Подробнее тут⬇️
И каждый день я, несмотря на то, что уже устала это делать, ругаю Сашу за какую-нибудь грязь. Точнее, не какую-нибудь, а намеренную. Т.е если ребёнок случайно что-то уронил/просыпал/пролил, то скажу "ладно, бывает, вытри только как следует". Но куда чаще у нас совершенно иная картина...
"Саш, как поешь, обязательно вымой руки с мылом. И пожалуйста! НИЧЕГО НЕ ТРОГАЙ, ПОКА НЕ ПОМОЕШЬ! НИЧЕГО, СОВСЕМ НИЧЕГО, АБСОЛЮТНО НИЧЕГО!!!! У тебя руки масленые. Ты меня понял??" Понял, конечно, понял. Встаёт из-за стола и по пути в ванную ляпает руками занавески и стены. Не случайно задевает, а специально, целенаправленно трогает.
"Да твою ж мааааать (меня т.е, ага)!!!!"
"Саша! ЗАЧЕЕЕЕЕЕМ ты это делаешь?.... " (далее следует тирада о том, почему так делать не надо было и почему Саня не молодец. Тираду явно слышат все соседи, потому что тихо я её произносить не могу)
После мытья рук деточке вручается тряпка, дабы он устранил последствия своего "эффектного" прохода до ванной. Отмывание чего-либо тряпкой Саше не нравится. Остановит ли его эта перспектива в следующий раз? Ага, щазззз. Только моё личное сопровождение до ванной, и то не всегда.
Другая типичная ситуация. Возвращаемся с прогулки, перед тем как войти в квартиру, я напоминаю Саше, что он весь грязный. Пожалуйста! Не садись на банкетку (она велюровая, отмывается тяжело), войди, сразу разденься и беги мыться. Что делает Саня?)) Либо своими песочными перчатками трогает банкетку, глядя мне прямо в глаза с выражением а-ля "А что ты мне сделаешь? Смешно же я придумал, а!", либо снимает ботинки, на которых килограмм песка, и начинает им трясти, размахивать, топать, посыпая всё вокруг песком. 😡😡😡😡😡😡😡😡😡😡😡😡😡😡😡😡😡😡😡
"Саша! ЗАЧЕЕЕЕЕЕМ ты это делаешь?.... Ты не понимаешь, что песок сыпется?! Мне сейчас нужно будет убирать прихожую вместо того, чтоб играть с тобой! Мы опять не успеем поиграть! Вот какое тебе удовольствие от того, что в квартире будет грязно?!!! Зачем ты делаешь гадость?!?!" Саше не нравится, что мы не поиграем, он не согласен и даже возмущён. Изменит ли это его поведение в следующий раз? Ну думаю, вы уже поняли. Помогает только стоять над душой и страшным голосом и взглядом в зародыше душить порыв побаловаться обувью.
И таких ситуаций много! И происходят они постоянно. Я не знаю, сколько раз за день я спрашиваю у сына "Ну зачеееееееееем ты это делаешь?". Ответа не получаю, точнее, ответ "Ни за чем, просто так".
Я смотрю на него и вижу, что зачастую в моменте Саша понимает, что он собирается сделать что-то такое, за что его будут ругать. Потому что он останавливается, а порой и спрашивает, можно ли это сделать (например, вчера остановился и спросил, можно ли кинуть использованную салфетку на пол под стол - по лицу точно было видно, что он понимает, что это плохо, но весело же ж. Ага, обхохочешься!) Отрицательный ответ его останавливает далеко не всегда, а если останавливает, то возмущений будет мама не горюй.
Я не знаю, как это работает. Кажется, что каким-то образом у ребёнка в голове придумывается шалость (что-то явно плохое, но новое и якобы смешное). О последствиях он либо не думает вообще, либо думает, но считает, что они наступят когда-нибудь потом, не скоро. А повеселиться можно вотпрямщас! Была-не была, натворю делов!
Теоретически мозг 12-13-летних детей должен отличаться от мозга 4-летнего. Но.....видимо, не так сильно, как нам кажется. Плюс, 12-13 лет - это уже подростки, там период бурного полового созревания, гормоны глушат хлипенькую рациональность и логичность, прививаемые дома. И поэтому если вотпрямщас может быть весело, то что там будет потом, значения не имеет. Других объяснений у меня нет.
Не было бы у меня сына, я б, наверное, сказала, что дети просто не воспитанны, дома их не приучают к чистоте, вот они и растут свиньями. Но я чётко вижу, что можно так себя вести, несмотря на ежедневные старания родителей. Почему же тогда одни дети кидают в унитаз яблоки, а другие нет? У кого-то мозг уже дорос до понимания последствий этого "веселья". Кому-то просто такое не смешно. Кто-то взрослых боится. Чаще не кидают девочки. Может быть, у мальчиков энергии дyrнoй больше. Точного ответа нет.
Что делать с такими весельчаками? Воспитывать (ха-ха). Капать на мозги, постоянно проговаривая, что хорошо, а что плохо. Наказывать рублём и трудотерапией. Забил унитаз - средства для прочистки труб стоят столько-то, платишь ты из своих будущих карманных денег. Да, теперь на кино в выходные не хватит. Жалко, конечно, да... Ну тебе же очень нужно было повеселиться) Пробьёт унитаз сантехник, а вот грязищу после этого мероприятия моешь ты. Надеюсь, одного раза тебе хватит, чтоб понять.
Но, конечно, это схема для чп дома. А вот что делать в такой ситуации в школе, где родители могут не захотеть наказывать своё чадо, я не знаю.
А что вы думаете по этому поводу?