Сегодня хочу предложить вам интересную находку: сочетание коучинговой макромодели SCORE с использованием инструмента метафорические ассоциативные карты (МАК, МАК-карты). Для апробирования техники я использовала универсальную колоду OH и ресурсную колоду Morena.
Что такое модель SCORE?
Модель SCORE — эффективная методика сбора информации по запросу клиента по пяти направлениям, которая позволяет разложить ситуацию на составляющие и понять, как из точки А прийти в точку Б. Впервые модель упоминается в 1987 году специалистами по нейролингвистическому программированию Робертом Дилтсом и Тоддом Эпштейном. Каждая буква в аббревиатуре содержит в себе название этапа, входящего в модель.
ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ, S – symptoms
ПРИЧИНЫ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ, C – causes
РЕЗУЛЬТАТЫ, O – outcomes
РЕСУРСЫ, R – resources
ДОЛГОСРОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, E – effects
Что такое метафорические ассоциативные карты (МАК)?
Метафорические ассоциативные карты (МАК) представляют собой наборы изображений (колоды), где тема и содержание карт ограничены только фантазией и креативностью автора. Эти карты являются проективной методикой, которая позволяет проследить, какие чувства и мысли вызывает у человека каждое изображение. Они служат мостиком между сознанием и бессознательным, помогая вывести внутренний материал наружу.
Важно отметить, что у МАК нет зафиксированных значений и трактовок, и каждый человек может толковать их по-своему, основываясь на собственных ассоциациях и чувствах. При работе с МАК значимы только личные переживания и интерпретация карты каждым конкретным человеком, что делает их уникальными и способствует развитию индивидуального восприятия и понимания. Это не гадания, не эзотерика, не ТАРО, а инструмент, используемый в психологии и в коучинге для того, чтобы "выйти" на бессознательное и глубинные убеждения, страхи, ценности и др.
Как совместить работу по SCORE c использованием МАК?
Я рассмотрю в контексте запроса, связанного с переходом из работы в найме в частную практику.
1. Подготовительная работа. Для начала возьмите лист бумаги, желательно А4, и распишите на нем буквы, символизирующие шаги макромодели. В данной технике предлагается отойти от классической последовательности и задать точки следующим образом: S, O, E, C, R. Если места на листе достаточно, то можно записать не буквы, а именно слова и сочетания, которые они характеризуют.
Таким образом, последовательность работы по модели изменится на:
- ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ, S – symptoms
- РЕЗУЛЬТАТЫ, O – outcomes
- ДОЛГОСРОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, E – effects
- ПРИЧИНЫ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ, C – causes
- РЕСУРСЫ, R – resources
В остальном, коучинговые вопросы в рамках техники, остаются в соответствии с макромоделью.
2. Попросите клиента сосредоточиться на запросе и из универсальной колоды (я использовала OH) вытащить 4 карты с изображениями (или комбинации изображения + слова) в закрытую для букв S, O, E, C. Можно использовать как только картинки, или и картинки, и карты со словами одновременно.
Из ресурсной колоды (я использовала Morena) попросите вытащить в закрытую карту для буквы R.
Далее поочередно открывайте карты в последовательности: S, O, E, C, R, сопровождая открытие уточнением ассоциаций и коучинговыми вопросами по модели SCORE.
3. Переворачиваем первую карту–картинку (или комбинацию карт слово+картинка), находящуюся на точке S (Текущее состояние):
- Просим описать, что клиент видит на карте.
- Какая возникает ассоциация? Что это за метафора? Что она значит?
- Что это означает в контексте текущего запроса в рамках его текущей ситуации?
- Какая связь существует между изображением и словом?
- С чем пришли? Что сейчас? Что хотите изменить? Какие «+» и «-» есть в том, что это есть сейчас?
4. Переворачиваем карту–картинку (или комбинацию карт слово+картинка), находящуюся на точке O (Результаты):
- Просим описать, что изображено на картинке.
- Какая возникает ассоциация? Что это за метафора? Что она значит?
- Что это означает в контексте текущего запроса в рамках его цели, к которой он хочет прийти?
- Какая связь существует между изображением и словом, написанным на подложке?
- Что вы хотите в качестве результата? В чем ценность этого результата? На ком ответственность за достижение этого результата?
Здесь можно подключить микромодель SMART и на отдельном листе письменно зафиксировать цель по данной модели, где S – Specific (конкретная), М – Measurable (измеримая), А – Achievable (достижимая), R – Realistic (реалистичная), T – Time bound (с четкими сроками).
Здесь можно содействовать клиенту вопросами: Чего конкретно вы хотите? Какие характеристики у желаемой деятельности при переходе из найма в свое дело? В чем измеряется результат? Если результат финансовый, то какая конкретно сумма дохода? Когда это реально воплотить? Через какое время реалистично начать зарабатывать эту сумму?
5. Переворачиваем карту–картинку (или комбинацию карт слово+картинка), находящуюся на точке E (Долгосрочные результаты, эффекты):
- Просим описать, что изображено на картинке.
- Какая возникает ассоциация? Что это за метафора? Что она значит?
- Какая связь существует между изображением и словом, написанным на подложке?
- Что произойдет после достижения результата? Как полученный результат отразится на вашей жизни и жизни вашего окружения? Какие более далекие последствия вы можете предположить? Ради чего большего вы хотите перейти из найма в свое дело?
6. Переворачиваем карту–картинку (или комбинацию карт слово+картинка), находящуюся на точке С (Причины текущего состояния):
- Просим описать, что изображено на картинке.
- Какая возникает ассоциация? Что это за метафора? Что она значит?
- Какая связь существует между изображением и словом, написанным на подложке?
- Что послужило причиной вашего сегодняшнего положения дел?
7. Переворачиваем карту–картинку, находящуюся точке R (Ресурсы):
- Просим описать, что изображено на картинке.
- Какая возникла ассоциация? Что это за метафора? Что она значит?
- Какие внешние и (или) внутренние ресурсы вам нужны для достижения цели? Кто или что могло бы поддержать в достижении цели? Исходя из ресурсов, какие шаги вам необходимо сделать, чтобы достигнуть желаемого результата?
8. Просим поставить шаги в порядке приоритетов. Уточняем готовность клиента взять на себя ответственность за действия и шаги по направлению к данной цели. При работе в поле "Ресурсы" рекомендуется сразу предложить перейти к составлению плана и графика действий по достижению цели. Для этого удобно использовать диаграмму Ганта (много шаблонов, например, можно взять в GoogleSheets: Галерея шаблонов - Управление проектами - Диаграма Ганта).
При написании данного материала, я доработала и несколько видоизменила технику, предложенную в инструкции к специализированной колоде "КАК". На мой взгляд, данная техника может использоваться с любыми универсальными и ресурсными МАК-картами. Буду рада вашим отзывам по технике в комментариях.
Если вы хотите попробовать работу с МАК-картами по схожему запросу или по вашему финансовому или иному запросу по данной технике, то можно связаться со мной в Telegram для записи. Данную технику можно провести в онлайн-формате.
Читайте также: