Найти тему
Какой у вас запрос?

Работа с моделью SCORE через МАК-карты

Сегодня хочу предложить вам интересную находку: сочетание коучинговой макромодели SCORE с использованием инструмента метафорические ассоциативные карты (МАК, МАК-карты). Для апробирования техники я использовала универсальную колоду OH и ресурсную колоду Morena.

Что такое модель SCORE?

Модель SCORE — эффективная методика сбора информации по запросу клиента по пяти направлениям, которая позволяет разложить ситуацию на составляющие и понять, как из точки А прийти в точку Б. Впервые модель упоминается в 1987 году специалистами по нейролингвистическому программированию Робертом Дилтсом и Тоддом Эпштейном. Каждая буква в аббревиатуре содержит в себе название этапа, входящего в модель.

ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ, S – symptoms

ПРИЧИНЫ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ, C – causes

РЕЗУЛЬТАТЫ, O – outcomes

РЕСУРСЫ, R – resources

ДОЛГОСРОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, E – effects

Что такое метафорические ассоциативные карты (МАК)?

Метафорические ассоциативные карты (МАК) представляют собой наборы изображений (колоды), где тема и содержание карт ограничены только фантазией и креативностью автора. Эти карты являются проективной методикой, которая позволяет проследить, какие чувства и мысли вызывает у человека каждое изображение. Они служат мостиком между сознанием и бессознательным, помогая вывести внутренний материал наружу.

Важно отметить, что у МАК нет зафиксированных значений и трактовок, и каждый человек может толковать их по-своему, основываясь на собственных ассоциациях и чувствах. При работе с МАК значимы только личные переживания и интерпретация карты каждым конкретным человеком, что делает их уникальными и способствует развитию индивидуального восприятия и понимания. Это не гадания, не эзотерика, не ТАРО, а инструмент, используемый в психологии и в коучинге для того, чтобы "выйти" на бессознательное и глубинные убеждения, страхи, ценности и др.

Как совместить работу по SCORE c использованием МАК?

Я рассмотрю в контексте запроса, связанного с переходом из работы в найме в частную практику.

1. Подготовительная работа. Для начала возьмите лист бумаги, желательно А4, и распишите на нем буквы, символизирующие шаги макромодели. В данной технике предлагается отойти от классической последовательности и задать точки следующим образом: S, O, E, C, R. Если места на листе достаточно, то можно записать не буквы, а именно слова и сочетания, которые они характеризуют.

Таким образом, последовательность работы по модели изменится на:

  • ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ, S – symptoms
  • РЕЗУЛЬТАТЫ, O – outcomes
  • ДОЛГОСРОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, E – effects
  • ПРИЧИНЫ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ, C – causes
  • РЕСУРСЫ, R – resources

В остальном, коучинговые вопросы в рамках техники, остаются в соответствии с макромоделью.

Порядок работы по модели при использовании метафорических карт
Порядок работы по модели при использовании метафорических карт

2. Попросите клиента сосредоточиться на запросе и из универсальной колоды (я использовала OH) вытащить 4 карты с изображениями (или комбинации изображения + слова) в закрытую для букв S, O, E, C. Можно использовать как только картинки, или и картинки, и карты со словами одновременно.

Из ресурсной колоды (я использовала Morena) попросите вытащить в закрытую карту для буквы R.

Последовательно выложите карты по
Последовательно выложите карты по

Далее поочередно открывайте карты в последовательности: S, O, E, C, R, сопровождая открытие уточнением ассоциаций и коучинговыми вопросами по модели SCORE.


3. Переворачиваем первую карту–картинку (или комбинацию карт слово+картинка), находящуюся на точке S (Текущее состояние):

  • Просим описать, что клиент видит на карте.
  • Какая возникает ассоциация? Что это за метафора? Что она значит?
  • Что это означает в контексте текущего запроса в рамках его текущей ситуации?
  • Какая связь существует между изображением и словом?
  • С чем пришли? Что сейчас? Что хотите изменить? Какие «+» и «-» есть в том, что это есть сейчас?

4. Переворачиваем карту–картинку (или комбинацию карт слово+картинка), находящуюся на точке O (Результаты):

  • Просим описать, что изображено на картинке.
  • Какая возникает ассоциация? Что это за метафора? Что она значит?
  • Что это означает в контексте текущего запроса в рамках его цели, к которой он хочет прийти?
  • Какая связь существует между изображением и словом, написанным на подложке?
  • Что вы хотите в качестве результата? В чем ценность этого результата? На ком ответственность за достижение этого результата?

Здесь можно подключить микромодель SMART и на отдельном листе письменно зафиксировать цель по данной модели, где S – Specific (конкретная), М – Measurable (измеримая), А – Achievable (достижимая), R – Realistic (реалистичная), T – Time bound (с четкими сроками).

Здесь можно содействовать клиенту вопросами: Чего конкретно вы хотите? Какие характеристики у желаемой деятельности при переходе из найма в свое дело? В чем измеряется результат? Если результат финансовый, то какая конкретно сумма дохода? Когда это реально воплотить? Через какое время реалистично начать зарабатывать эту сумму?

-3

5. Переворачиваем карту–картинку (или комбинацию карт слово+картинка), находящуюся на точке E (Долгосрочные результаты, эффекты):

  • Просим описать, что изображено на картинке.
  • Какая возникает ассоциация? Что это за метафора? Что она значит?
  • Какая связь существует между изображением и словом, написанным на подложке?
  • Что произойдет после достижения результата? Как полученный результат отразится на вашей жизни и жизни вашего окружения? Какие более далекие последствия вы можете предположить? Ради чего большего вы хотите перейти из найма в свое дело?

6. Переворачиваем карту–картинку (или комбинацию карт слово+картинка), находящуюся на точке С (Причины текущего состояния):

  • Просим описать, что изображено на картинке.
  • Какая возникает ассоциация? Что это за метафора? Что она значит?
  • Какая связь существует между изображением и словом, написанным на подложке?
  • Что послужило причиной вашего сегодняшнего положения дел?

7. Переворачиваем карту–картинку, находящуюся точке R (Ресурсы):

  • Просим описать, что изображено на картинке.
  • Какая возникла ассоциация? Что это за метафора? Что она значит?
  • Какие внешние и (или) внутренние ресурсы вам нужны для достижения цели? Кто или что могло бы поддержать в достижении цели? Исходя из ресурсов, какие шаги вам необходимо сделать, чтобы достигнуть желаемого результата?

8. Просим поставить шаги в порядке приоритетов. Уточняем готовность клиента взять на себя ответственность за действия и шаги по направлению к данной цели. При работе в поле "Ресурсы" рекомендуется сразу предложить перейти к составлению плана и графика действий по достижению цели. Для этого удобно использовать диаграмму Ганта (много шаблонов, например, можно взять в GoogleSheets: Галерея шаблонов - Управление проектами - Диаграма Ганта).

При написании данного материала, я доработала и несколько видоизменила технику, предложенную в инструкции к специализированной колоде "КАК". На мой взгляд, данная техника может использоваться с любыми универсальными и ресурсными МАК-картами. Буду рада вашим отзывам по технике в комментариях.

Если вы хотите попробовать работу с МАК-картами по схожему запросу или по вашему финансовому или иному запросу по данной технике, то можно связаться со мной в Telegram для записи. Данную технику можно провести в онлайн-формате.

Читайте также:

-4