Продолжу говорить об античной крепости в болгарской Бяле. Первый общий обзор был тут: Римская крепость в Бяле. Для тех, кто не хочет переходить по ссылке, кратко обозначу что за достопримечательность и тут. И хотя это текст из рекламы морской рыбалке он как раз больше про природу и про историю и, конечно, про вино и виноград:
Основной маршрут ведет к восстановленной древней крепости на мысе Святого Афанасия и современному рыбацкому порту Бяла. Он может показать как богатую древнюю историю области, так и красоту моря и побережья.
Раннехристианский комплекс включает в себя базилику, дом первосвященника, баптистерий, хранилище для даров и колодец для святой воды. Художественные репродукции дополняют идею жизни в небольшом портовом городке.
Пирс рыбацкого порта выходит на залив и море. Повседневная жизнь рыбаков и их улов привлекают любителей местного колорита, а возможности для прогулок на лодке становятся все более популярными.
Наиболее распространенное название мыса и области — Святой Афанасий. Возможно, это имя связано с именем св. Афанасия (293-373 гг.), также известного как Афанасий I Великий, патриарха Александрийского — одного из самых выдающихся ученых и поборников чистоты веры.
Археологические раскопки обнаруживают артефакты разных исторических эпох. Среди наиболее изученных — некоторые здания и сооружения поздней античности (конец IV — начало VII в. н. э.). Здесь есть остатки каменной крепостной стены и плиты тротуара, обозначающие маршрут так называемой «Средней улицы». Вдоль улицы были торговые и промышленные зоны, пабы и комнаты для гостей. Были раскопаны три винодельни, и в лучшей из сохранившихся находится реконструированный деревянный рычажно-винтовой пресс для выжимания винограда.
Каждая реклама этого музея под открытым небом содержит в том числе изображение этого пресса.
Вокруг Бялы и сейчас сплошные виноградники. Эти фотографии уже были в обзоре Белые скалы — пляж. Повторю здесь. Хотя виноград на фотографиях по-моему столовый, а не винный.
Вот древняя византийская миниатюра откуда-то с инфостендов — "обработка лозы".
Прямо на территории крепости подают разливное вино. Таких заведений в округе много — с бесплатными дегустациями, только покупай.
Ну и тут же прямо под этим зданием мы увидели первые древние кувшины для вина.
Как выяснилось, это основная часть экспозиции — таких огромных кувшинов, вкопанных в землю, обнаружили великое множество. Разной степени сохранности.
Вот как эти сосуды выглядели рядом с домами в миниатюрной реконструкции. Хотя плохо видно, но они там есть рядом с домами.
На позднеантичной мозайке представлен человек с подобным кувшином.
Данные сосуды называются пифосами. Пифос — сосуд для хранения жидких или сыпучих материалов ростом почти с человека. Именно в пифосе жил по приданиям Диоген. (А вовсе не бочке, как мы все думали).
Некоторые с сохранившимися каменными крышками.
Данный сосуд интересен дыркой в боку и можно посмотреть насколько он толстый. И можно даже предположить, что он двухслойный.
Для того, чтобы понять размер горшка и дырки — в нее запросто можно засунуть голову.
Откопаны и украшенные пифосы.
Но самый интересный — это пифос с надписью.
На боку этого питоса, большого керамического сосуда для жидкости и зерна, вырезан крест с гроздьями винограда и надписью на греческом языке: = Боже, помоги [мне]. Вот как его хозяин попросил у Бога милость: произвести хорошее вино в кувшине. Пифос датируется VI веком нашей эры и является единственным в своем роде, найденным в Болгарии.
Это естественно копия — оригинальный горшок выставлен в музее.
А вот сама надпись.
Ну и теперь приближаемся к основному экспонату этого музея под открытым небом, посвященному виноделию.
Три винодельни были найдены в городе. Эти комплексы состояли из зданий имеющих места для сбора сока и сложные механизмы для выдавливания винограда, а также большие кувшины — емкости для вина. Они доказали, что виноделие и виноградарство были одним из основных занятий жителей города и его окрестностей.
Чаще конечно виноград давили ногами. Этот процесс изображен на позднеантичной мозайке — Давление винограда.
Корыто для выжимания винограда в винодельне №1 (VI в. н. э.)
А так он выглядит сейчас
Винодельня № 1 — это комплекс для производства и хранения вина. Он объединяет в себе главное здание и еще несколько служебных построек, построенных из камня, а также несколько навесов из дерева. В северо-восточной части главного корпуса сооружен прямоугольный бассейн из кирпича с перекрытием из каменных плит, закрепленных гидрофобным раствором. Дно бассейна имеет наклон к южной стене, где вмонтирован каменный сток. Он служил для заливки свежего виноградного сока (сусла) в большую керамическую емкость (питос), расположенную перед бассейном, объемом около 300 литров.
План этой винодельни выглядит так:
План винодельни №1
- Большой камень / основа для вертикального вращающегося столба
- Горизонтальный рычаг
- Корыто для выжимания
- Хранилище кувшинов
- Подвал
Теперь о реконструкции пресса.
Выжимание винограда производилось с помощью специального деревянного механизма. Он изготовлен из призматического камня, в который вставлена высокая деревянная балка винтовой формы с рычагом, дополнительно закрепленная на неподвижной горизонтальной балке. Эта конструкция была популярна и являлась румпельно-винтовым прессом. Плиний Старший (I в. н. э.) описал похожий винный пресс в своем труде «Естественная история». Известный римский ученый сообщил, что этот механизм был изобретен древними греками, откуда пошло другое его популярное название — «греческий пресс» или «галеагракам».
Реконструкцию можно смело оценить, как "хорошая работа", как мне кажется.
Чтобы подтвердить похожесть этого восстановленного пресса на оригинал приведу часть барельефа с каменного саркофага.
Не меньшего внимания заслуживает художественная панорама за прессом, показывающая полный цикл виноделия.
И дальше опять кувшины и кувшины - до самого маяка.
И их продолжают выкапывать. Такое ощущение, что сколько не копай — пифосы не кончаются.
На этом пока все, если о виноделии. Но про крепость мы еще не закончили.