В 70-х годах XIX столетия заключенный Дмитрий Демин, которому удалось бежать из тюрьмы под Иркутском, в поисках пути на свободу набрел в дремучей сибирской тайге на богатый золотой рудник. С помощью добытого золота он легализовался, и начал вести безбедную жизнь, время от времени возвращаясь к своей «схованке», чтобы пополнить запас средств. После смерти старателя появился интерес к золотым залежам Демина, и в тайгу начали отправляться его последователи. Вся эта эпопея кратко описана в очерке «Деминское золото», появившемся в 1968 году в старом советском журнале «Наука и жизнь», который размещен в этой публикации ниже. Однако автор очерка так и не прояснил вопрос – нашел ли кто-то золото Демина, и если нашел, то почему в истории затерялись все его следы?
История, изложенная в этой публикации ниже и посвященная загадке «золота Демина» – не вымысел досужих «кладоискателей», мало того, что эта история имеет документальное подтверждение (и не одно!), так она еще и логически правдоподобная. Ни для кого не секрет, что Сибирь богата золотом, которое начали разрабатывать еще 300 или больше назад, но запасы его всё не иссякают. Правда, сегодня на всё сибирское золото существует государственная монополия, поэтому так просто его не добудешь. А вот, например, в XIX веке с этим проблем не было.
Есть очень показательный в этом плане источник, хоть и беллетристический, тем не менее, он основан на реальных событиях. Это роман Николая Задорнова (отца известного юмориста Михаила Задорнова) – «Золотая лихорадка». Николай Задорнов вообще-то создал целую эпопею романов об открытии и освоении Сибири и Дальнего Востока в XIX веке, он жил в тех краях и хорошо их изучил. Практически все его книги можно считать документальными, только фамилии героев этих книг другие.
Так вот, в романе «Золотая лихорадка» очень емко освещена тема поисков и разработки золотых сибирских и дальневосточных россыпей частными старателями, которые имели право на получение лицензии от государства, но многие из них предпочитали действовать тайно, ограничиваясь лишь взятками местным чиновникам. При этом многие такие «золотые пираты» так разбогатели, что с тех пор пошла слава о тех местах как об очень богатом крае, с золотом, впрочем, напрямую не связанным.
Умели старатели-авантюристы хранить источники своих доходов, хотя слухи были всегда, но все же слухи – это только слухи, и они становились основанием для многих местных легенд и мифов, хотя те, кто был в курсе, прекрасно знали, что это вовсе не сказки. Но, опять-таки – никому не было выгодно эти «сказки» разоблачать, потому что это был источник нешуточных не облагаемых налогами доходов для немалой части населения дремучих таежных регионов России, даже для местной администрации.
В романе «Золотая лихорадка», впервые изданном в 1969 году в журнале «Дальний Восток», разворачиваются действия, начало которым положены еще в одном из первых романов Н. Задорнова – «Амур-батюшка» (1944 г.). В том романе описывалось, как обживались на Амуре переселенцы из России в конце XIX столетия, как они пережили первую зиму, очень суровую, и как впоследствии укоренились на этих землях. Но в том произведении о золоте и его поисках практически ничего не было, а появилось оно только в продолжении – «Золотая лихорадка», зато уже непосредственно.
Короче, один из главных героев обоих романов - переселенец Егор Кузнецов, в поисках охотничьих угодий на одном из многочисленных притоков Амура обнаружил золотой рудник, который принес ему неожиданное богатство. Ну а дальше и пошло, и поехало – множество переселенцев, вчерашних хлеборобов, бросились в тайгу искать золото, и все они возвращались с добычей, часто – немалой. Так, один из героев дилогии даже купил на заработанные на золоте деньги пароход, на котором гонял по Амуру и притокам, официально занимаясь снабжением местного населения, а фактически, разыскивая новые золотые жилы.
Дальше – больше. Золота в тайге обнаружилось так много, что в одном месте возникла даже целая «республика золотоискателей». Народ уходил с насиженных мест за золотом, и огромный край грозил обезлюдеть.
Впрочем, правительство эту проблему экстренно решило, но это уже в конце книги, а на всем ее протяжении можно увидеть множество захватывающих приключений искателей золота. И хоть какие-то из этих приключений порой выглядят просто фантастически, тем не менее, Николай Задорнов всегда утверждал, что он ничего не выдумал, и даже не переписывал старые старательские байки. Все, о чем он написал – подтверждается документами, изученными им в местных и государственных архивах.
Так вот. Материал, который я обнаружил в одном из старых советских журналов «Наука и жизнь» за 1968 год, озаглавленный «Деминское золото», вполне ложится в русло рассказов Николая Задорнова из «Золотой лихорадки». В XIX веке, особенно под его занавес, когда на Амур прибыло множество крестьян из центральных частей России, самочинными старателями и прочими авантюристами было найдено множество древних золотых месторождений, некоторые из которых разрабатывались еще маньчжурами, а потом и забайкальскими казаками.
Но еще больше золота оказалось в ручьях и речках, и для его сбора совершенно не надо было долбить горную породу и лезть куда-то под землю. Правда, все это золото обнаруживалось по большей части в самых глухих местах, тем не менее, русские золотоискатели были упертыми, они в поисках наживы забирались в такие дебри, куда не осмеливались заходить даже местные дикари, тысячелетиями обитавшие в этих краях. Как итог – образовались новые месторождения и новые «схованки», где многие старатели прятали свои богатства.
Интересно, что и публикация в журнале «Деминское золото», и книга «Золотая лихорадка» появились в печати примерно в одно и то же время – в 1968 и 1969 годах, причем обе публикации были журнальные. И хотя действия в обоих произведениях происходят в разных концах обширного таежного края, тем не менее, видна их прямая связь по очень многим моментам даже в главном – поиски золота и открытие рудника в глухих дебрях. Правда, в первом случае остается загадка, однако эта загадка не относится к разряду мифов. В тех краях золота много, и его постоянно искали, только кто-то находил, а кто-то – нет.
Но в итоге даже если существует загадка, то это совсем не значит, что золото, ставшее основой для нее, никто не нашел. Вполне может быть, что его уже давно нет, и кто-то на нем так же давно разбогател, невзирая на то, что загадка осталась, и сегодня вполне может показаться старой золотоискательской байкой. Но не стоит обольщаться – когда дело касается золота в тех местах, то сказками можно считать только те сообщения, которые и на самом деле походят на сказки.
А что сказочного в том, что кто-то когда-то нашел богатый золотой рудник, а потом его следы затерялись?
Это вполне не в духе сказок, а в духе самых настоящих реалий. Осталось только прояснить вопрос – кто в итоге завладел золотом Демина, и как его использовал.
Ясно, что прояснение этого вопроса связано с определенными трудностями, тем не менее, есть много примеров, когда многие загадки, связанные с таежным золотом, раскрывались очень много лет спустя из посторонних, но вполне надежных источников. Например, проскакивала вполне определенная информация в старых письмах, а то и в прессе. Архивное поле в нашей стране огромное, и до многих залежей очень интересной информации еще никто не добрался.
Но загадка, которую я нашел в старом журнале «Наука и жизнь», пока что так и не разгадана. И пока ее еще никто не разгадал, давайте с ней ознакомимся во всех подробностях, которые смогла представить нам редакция журнала более полувека назад.
Журнал «Наука и жизнь», 1968 г., №12
«ДЕМИНСКОЕ ЗОЛОТО»
Автор: Н. Зыков
Новогодний рассказ традиция не только журналов и газет: интересные истории принято рассказывать и за праздничным столом. Эту историю рассказал в новогоднюю ночь инженер-геолог Владимир Д.
...Примерно сто лет назад из сибирской каторжной тюрьмы, известной под названием Александровский централ, бежало несколько заключенных. Только одному, отличавшемуся особенной силой и здоровьем, Дмитрию Демину, удалось выжить, остальные погибли в непроходимых ущельях Восточного Саяна.
Так вот, Дмитрию Демину повезло: в долине одного из притоков реки Китой он наткнулся на обширное месторождение рудного золота.
Дмитрий Демин добрался до селения Тунка, за полпуда драгоценного металла купил у местных властей и свободу, и право на жительство, а по мере необходимости уходил на один-два месяца в горы - в свой «банк», чтобы пополнить золотой запас.
Со смертью Демина «адрес» золота потерялся. Слух о богатом месторождении дошел до Иркутска. Местный предприниматель Кузнецов - владелец прииска Нюрун-Дукану на северном Байкале, решил лично приняться за поиски «деминского золота». Человек с большим опытом и практикой, он шаг за шагом проследил все засечки, копанки и затеси Демина. В результате больших трудов ему удалось найти золото. Об этом свидетельствует его докладная записка в Горное управление.
Но Кузнецов внезапно погиб, а с ним ушел в неизвестность и адрес: никаких записок или планов Кузнецов не оставил. Карту он держал в памяти, а по тогдашним правилам точные координаты месторождения сообщать в Горное управление было не обязательно.
Кое-что о золоте слышал приближенный Кузнецова немец Шнелль. Он решил организовать экспедицию и пригласил в «дело» горного техника Новикова. Три года упорных поисков никаких результатов не дали, Шнелль от поисков отказался, а Новиков, работая на приисках, продолжал упорно собирать сведения о Демине. Он уже обладал достаточным запасом данных для новой экспедиции, но в это время произошла революция, Шнелль бежал, а своих средств у Новикова для похода не было.
Гражданская война. Новиков - в стане Колчака. В одном из боев партизаны разгромили отряд Новикова, и он с двумя офицерами едва сумел скрыться. Спасаясь от красноармейцев, Новиков с двумя колчаковцами ушел в ущелья. И здесь совершенно случайно золото было найдено, но вся группа настолько обессилела от голода и тяжелого пути, что почти ничего не смогла унести с собой. Когда Новиков с попутчиками вышел к какому-то населенному пункту, их арестовали. Судьба двух офицеров неизвестна, а Новиков, отбыв наказание, в 1926 году приехал в Тунку и поступил на работу в местное отделение Центросоюза. О своем прошлом он никому не рассказывал и жил мечтой о «деминском золоте».
Через год, скопив денег, он решил двинуться на поиски. Но, не надеясь на свое здоровье, не рискнул идти один, а собрал группу. В нее вошли коммунисты Шведов и Дорожный, в качестве рабочих наняли братьев Леоновых. Шведов и Дорожный согласились на все условия Новикова: они мечтали передать «адрес» золота государству...
В начале августа 1927 года в Тунку возвратились братья Леоновы и заявили, что при переправе через Китой Новиков, Шведов и Дорожный погибли. Но зимой того же года проводник экспедиции Союззолота А. Краснов в низовьях реки Шумак у балагана нашел неопровержимые следы убийства.
На следующий год по докладу А. Краснова на место выехала специальная комиссия, расследовавшая преступление. Братья Леоновы были арестованы и осуждены на 10 лет. Один из братьев Леоновых уже в тюрьме описал маршрут, но очень и очень приблизительно. Это описание А. Краснов передал официальным органам в Иркутске. Вот что в нем говорилось:
«...Нужно подняться вверх по Шумаку 10 км и здесь от соответствующей затеси повернуть вправо, перевалив водораздельный хребет между Шумаком и Китоем. Пройдя 10 км в этом направлении, нужно спуститься с гольца, местами отвесного, в верховье одного из правых притоков Китоя, в крутой замкнутый ледниковый цирк, называемый «чашей Новикова», где под водопадом и находится месторождение золота...» (возможно, скрытое Леоновыми после убийства Новикова).
По этому описанию и по рассказам местных жителей вели поиски многие, в том числе и известный геолог П. Митрофанов.
В 1952 году в этих местах было обнаружено небольшое, но исключительно богатое по содержанию месторождение рудного золота... Казалось бы, все в порядке: легенда о «деминском золоте» подтвердилась. Но если сопоставить точное местоположение находки с легендарными данными о золоте Демина Новикова, то сразу станет ясно, что найдена совсем другая жила, так как район, указываемый в рассказах, должен находиться километров на сто - полтораста восточнее.
Найдено «деминское золото» или нет? Какая экспедиция, какой геолог в наступающем году смогут точно ответить на этот вопрос?
КОНЕЦ ОЧЕРКА.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ МОИ ПУБЛИКАЦИИ:
Пять тонн золота Колчака лежат в Байкале на большой глубине
Самая большая загадка Сибири – Золотая Баба весом около тонны. Где она спрятана, и когда ее найдут?
Зачем царь продал Аляску Америке? И куда делись деньги, заплаченные за нее?
Первый самолет над Арктикой был российским, а не американским или немецким