Синдром выученной беспомощности приобрело целое поколение педагогов, которые, что бы ни случилось, всегда «в домике». Интереса к работе нет. К успехам учеников равнодушен, а то, что происходит в родной школе, вообще не интересует.
Не хочу, не могу, не считаю нужным. Что там еще осталось из списка?..
Можно ли победить это заболевание, если мы действительно так серьезно нацелились на воспитание в школе?
На вопросы Академии талантов ответила Галина Данилова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики СПбГУ.
— Термин «выученная беспомощность» зародился в социальной психологии при изучении семей разного социального статуса, — рассказывает Галина Владимировна. - Изначально выученная беспомощность родителя означала, что из поколения в поколение передается нежелание преодолевать ошибки в своем социальном статусе. Бедность, инерционное мышление, отсутствие качественного образования и т.д.
Сегодня понятие «выученная беспомощность педагога» широко распространено в науке - психологии и педагогике.
Почему?
Сменились, как минимум, три поколения учителей, молодых специалистов, которые, к сожалению, приняли на себя ошибки своих наставников, педагогов или профессиональных систем, где не были учтены навыки работы с семьей, родителями учеников и с учеником как с личностью.
— Главные «приметы» такого педагога?
— Во-первых, у него есть только методический и дидактический контекст. «Вот класс, вот урок. Я же хорошо работаю? Я даю урок? Даю! У меня есть отличники, победители олимпиад, золотые медалисты, и я прекрасный учитель»…
За определенные рамки человек не выходит. И более того, считает, что этого и не нужно делать.
Во-вторых, быстрое профессиональное выгорание. Оно вполне объяснимо. Потому что профессиональное подкрепление активности всегда идет через педагогическое общение, через желание что-то вместе с ребенком делать. И оба – и учитель, и ученик - получают от этого дальнейшее развитие. Или не получают, если эмоционально не взаимодействуют.
Третий признак — невладение инструментом организационно-педагогической работы в классе. «Я не умею успокоить детей в классе, я их боюсь, я не могу завладеть их вниманием, мне скучно, я злюсь...»
И возникают многочисленные конфликты. В том числе и внутренние.
— Что страшнее – не умею или не хочу?
— Неумение меньшее из зол, ведь можно научиться. Однако «не хочу» вместе с «не умею» становятся непреодолимым обстоятельством для педагога.
— А если все-таки хочу? Но вы недавно сказали, что «сегодня опасно не угадать с инструментами воспитания ребенка». Опасность в чем?
— Дело в том, что сегодня часто говорят про 90-е – что это такие странные и страшные годы, когда была потеряна молодежь. С этим соглашусь.
Но как исследователь я бы копнула глубже – корни общественной апатии надо искать раньше. И вот почему.
Когда в 80-х все устали от лозунгов и бесконечных заседаний, за которыми ничего не стояло, кроме слов, то именно оттуда началась социальная депрессия у молодых. Хорошо помню это время, я уже училась в институте, получала педагогическую профессию и работала с молодежью.
На самом деле, мы не изучили досконально тот период. Поэтому нельзя сегодня автоматически переносить в школу все ТЕ инструменты воспитания.
Это другие дети, это другое поколение. У них нет сознания коллективного дела, а есть «я» и, в лучшем случае – «мои друзья». А вот что такое коллектив, коллективная ответственность, сознательное служение общему делу, такие понятия еще не сформированы.
И поэтому лозунги сейчас работать не могут. И опасно, если акцентировать внимание только на них.
— Резюмируем. Как преодолеть синдром выученной беспомощности и грамотно подобрать актуальный инструмент воспитания?
— Выученная беспомощность педагога преодолима, если выпускник педагогического вуза или педагогического колледжа уже имеет эти инструменты. Или хотя бы знает, что они есть.
Для этого нам надо вернуться в вузе к тому, что мы даем студентам не только методику преподавания, не только сам предмет. Но также учим, как организовать внеклассную работу, активные формы с детьми, вожатскую практику.
Если говорить о воспитании, то давайте все-таки проведем диагностику, начиная с 80-х, учтем предыдущий исторический опыт, сделаем выводы и только потом предложим эффективные инструменты.
Чтобы наши усилия не оказались потом напрасными.
Текст Елена Глазунова, фото Александр Реус.
Подписывайтесь на канал «Академия талантов», чтобы узнавать больше секретов от экспертов!