Журналисты издания Азия+ до сих пор отрабатывают версию, что те боевики, которые отсняли кадры от первого лица из Кpoкуса и те, которых показали на допросе это разные люди. Они несколько раз приезжали в кишлаки, где жили будущие тeppopисты, чтобы пообщаться с их родителями и знакомыми.
Чаще всего они ездят к родителям Далерджона Мирзоева*, так как те охотно общаются с журналистами, всячески подчеркивая невиновность сына.
Мать Гулракат Мирзоева уверена, что среди нападавших на людей не было ее сына: «те, кто напал - толстые, а мой ребенок худой, походка и движения нападавших не похожи на моего сына. Мой сын тот, которого избили...».
Азия + всячески подчеркивает, что семья бедная, живут скромно, как будто бы это должно как-то разжалобить читателя, чтобы тот сделал вывод, что "ребенок" из такой семьи неспособен сделать что-то нехорошее. Напомню, что старший брат Далерджона воевал в Сирии на стороне известной группировки радикалов и там погиб.
"Двор отца Далерджона скромен. Его собственный дом, в который он переехал всего 6 месяцев назад, находится через улицу от от него."
Матери показали видео, где Далерджон и другие подозреваемые утверждали, что человек по имени Сайфулло обещал им 1 миллион рублей за свою работу. Гулракат Мирзоева сказала, что ее сын не говорит на русском языке и читает текст, который ему подготовили заранее.
Напомню, Далерджон около месяца жил в Новосибирске и по словам тех, кто его знал там, он спокойно говорил по - русски.
Всего в семье четверо сыновей и одна дочь, а Далерджон был третьим ребенком.
Гулракат Мирзоева начала разговор именно с этого видео. Она сказала, что ее сын не знает русского языка, а на записи читает заранее подготовленный текст.
По словам родственников Мирзоева, после окончания школы он каждый год ездил в Россию и работал там по 7-8 месяцев, затем возвращался и работал водителем. 17 марта Далерджон позвонил матери и сообщил, что с 20 марта его документы будут недействительными и поэтому к 25 числу он вернется в Таджикистан.
«Он сказал, что таджиков выдворяют и если его депортируют, больше не сможет приехать в Россию. Я сказала, что если трудно и мучают, вернись, будешь работать на своей машине тут. Он ответил, что вернется, но 22 марта произошел этот случай...», - говорит Гулракат Мирзоева.
Вот опять. Несчастные таджикские трудовые мигранты, которым и до происшествия в "Кpoкусе" жилось в России плохо, их там "мучают". Но тем не менее Далерджон как-то умудрялся "в мучениях" работать там по 7-8 месяцев.
«На него повесили это обвинение. Человек с оружием - не мой ребенок. Те, кто напал, толстые, а мой ребенок худой. Походка и движения нападавших не похожи на моего сына. Мой сын тот, которого после задержания показали внутри стекла. Тот, кого избили, у которого подбиты глаза, руки связаны, а на шее висит остаток целлофана», - говорит Мирзоева.
По их словам, 17 октября 2023 года Далержон уехал на работу в город Новосибирск (его мать не понимает, почему в итоге Далерджон поехал в Москву), трудился там водителем, но много денег не отправлял.
«За последние полгода отправил 2-3 тысячи сомони. Если бы у него была хорошая работа, прислал бы денег. В селе было лучше, больше денег зарабатывал», - говорят родные.
Отец Далерджона - Барот Мирзоев, разумеется, также не верит в обвинения против сына.
«Он очень невысок ростом, автомат держать не может, как он мог бы сделать такие вещи? Он говорил, что приедет домой, мы ждали...».
Мать Мирзоева Гулькарат с самого начала заявляла, что не может поверить в то, что сын пошел на такое. Но выразила слова сочувствия близким погибших и пострадавшим.
«Я приношу свои соболезнования матерям, сестрам погибших, пострадавшим людям. Не верю, что мой сын мог это сделать», — заявила женщина.
Отец обвиняемого Барот присоединился к словам супруги.
«Я приношу свои соболезнования отцам и матерям, родственникам и близким», — сказал мужчина.
«Может быть его обманули»
Журналисты Азия+ не остановились на родителях. Они сходили к директору местной школы, где учился "ребенок".
"Далерджон окончил школу №17 своего села. Его учителя рассказали, что, хотя сам он учился не на «отлично», но уделял внимание учебе своего брата, который сейчас в 10 классе, чтобы в будущем тот мог иметь профессию.
Директор школы Махбуба Давлатова рассказала, что Далерджон несколько раз звонил ей из России, спрашивал об учебе брата, подчеркивал: «если брат невежлив и не готовит уроки, скажите мне, я наставлю его».
Учитель истории Музаффар Якубов говорит, что Далерджон учился средне, поведение было неплохим, слушал преподавателей, был дисциплинированным. Участвовал в общественных делах.
«Не ожидали, что он совершит такое. Он не был способен на это, но людей невозможно понять. Возможно, он пошел на это из-за денег, может быть, его обманули», - предполагает Якубов.
Исчез или находится в рядах радикалов. Где Равшанджон Мирзоев?
Один из старших братьев Далерджона - 36-летний Равшанджон пропал без вести в 2016 году. Родственникам власти сообщили, что он уехал в Сирию, где присоединился к радикалам. Но они и в это не верят.
Гулракат Мирзоева рассказывает, что до своего исчезновения сын занимался перевозками пассажиров в одном из городов России. После лечился от туберкулеза в больнице – в общем 7 месяцев, а как только выписался – пропал..
«Знаем, что из больницы выписался, но до сих пор не было никаких новостей - живой он или умер. Власти Таджикистана сообщили, что, якобы, он уехал в Сирию. Но если бы даже был в Сирии, то и оттуда передал бы какие-то вести», - считает Мирзоева.
Отец семейства Барот Мирзоев поясняет, что после выписки из больницы сын сказал ему, что поедет в Питер.
«После этого пропал», - сказал Барот Мирзоев.
Родители говорят, что братья – Равшанджон и Далерджон не общались друг с другом в течение 8 лет, с трех пор как первый пропал.
Власти Таджикистана пока официально не заявляли о том, что Равшанджон Мирзоев состоит в рядах радикалов.
«Если было бы недалеко, пошли, повидались бы с Далерджоном. Но что мы можем сделать? Ничего. Мы вверяем их судьбу Богу, чтобы он смилостивился над их сердцами (имеются в виду российские власти, - ред.) и освободили их (подозреваемых, - ред.)», - со слезами на глазах говорит мать Далерджона.
Вот как. Освободить, говорит, их нужно. Причем всех. По моему наблюдению, ни у матерей, ни у других родственников не отмечается чувства вины за произошедшее. В противном случае они бы проявляли другие слова и действия. Поэтому предлагается принять меры к закрытию одних и выселению других, чтобы не оставалось их неподконтрольного присутствия здесь.
Сколько еще подобных "молодых" и "не осознающих, что они делают", "обманутых" специалистов по стрижке, поваров и продавцов фруктов и таксистов пребывает в России? Их число исчисляется миллионами. В любом случае, они и их близкие должны понимать, что ни молодость, ни недостаток разумения не оправдывают совершение подобных преступлений.