На днях парень на электросамокате пытался въехать в бок моей машины. Так я понял, что вновь наступил их сезон. Очередной сезон, когда автомобилистам и пешеходам придется объединиться перед лицом общей опасности – перед товарищами на самокатах, гироскутерах и т.п.
И что же делать всем? Минимум – удвоить внимание. Ну и знать, что уже год как в Правилах дородного движения появился специальный раздел – для тех, кто управляет СИМ (средство индивидуальной мобильности – новое официальное определение для всех этих самокатов-гироскутеров-электроскейтбордов).
Сразу оговорюсь, что далее в это статье под самокатами (как и в ПДД) мы подразумеваем электросамокаты весом до 35 кг. Традиционные самокаты с движущей силой ноги – это про другое.
Итак, начну с себя. Подъехал к перекрестку, стою в правом ряду с намерением повернуть – естественно вправо. Как только зеленый загорится. Вдруг справа же между мной и бордюром втирается парниша на электросамокате с явным намерением ехать прямо.
Вижу, что парень не совсем понимает,
где он, и кто здесь куда собирается ехать. Чтобы предупредить его, привлечь внимание, слегка сигналю: показывая, что сейчас буду поворачивать. Тот покрутил головой, но так и не понял, кто и зачем ему сигналит…
Загорелся зеленый, и я аккуратно, чтобы не придавить самокатчика, начинаю поворачивать. А тот несмотря ни на что едет прямо…
В какой-то момент он все же сообразил, не воткнулся в мой борт, затормозил. И… начал пытаться неуклюже объезжать меня слева, волоча боком свой самокат. Создав нормальную такую аварийную ситуацию для машин, идущих следом.
Между тем, этого самокатчика в описанном месте на проезжей части быть не должно вообще. Согласно ПДД.
Этот случай я описал в статье на своем автомобильном дзен-канале «Автотайм Сибирь». И, честно говоря, не ожидал такого ажиотажа: только за два дня более двух тысяч дочитываний, 240 лайков и четыре десятка комментариев.
То есть наших автомобилистов ситуация с появлением этой все еще неуправляемой касты самокатчиков сильно волнует. Вот только некоторые комментарии читателей – где с юмором, а где и с болью. Самые эмоциональные не буду публиковать…
- Потерпите немного... Скоро выйдет постановление, разрешающее наносить силуэты самокатов на борта автомобиля, как раньше наносили силуэты сбитых самолетов противника.
- А вот самокатчикам при подобном постановлении некуда силуэты сбитых пешеходов наносить... Обидно им будет, наверное.
- У пешеходов будут возникать отряды самообороны с битами и травматами... Я тему знаю изнутри: напарник занимался ремонтом электросамокатов. Я ему помогал. Когда увидел самокат более 50 кг массы и скоростью до ста... Сама техника ни в чем не виновата. Когда началась бойня в бывшей Югославии, наш российский журналист написал, по-моему, пророческие слова: «У танков, конечно, же есть тормоза. Но ими управляют люди. Люди без тормозов страшнее танков»...
- Как они всех достали :(
- После того, как меня чуть не сбил (со спины) самокатчик, придерживаюсь такого правила. Хожу по тротуару, придерживаясь правой стороны, не делаю резких движений вправо-влево. Когда еду на машине, чаще смотрю в зеркала, исходя из предупреждения: берегись мотоциклиста (а сейчас и самокатчика).
- Не, ну а чо! На днях трижды мимо меня туда-сюда лихо промчался недопапаша с дочей лет семи у руля СИМ. Прям очень лихо, волосы назад, в глазах дьявольский огонь. Движение на тротуаре интенсивное, улетит с дитём в дерево... Лишние дети, наверное…
В общем, раньше автомобилисты весной опасались появления на дорогах «подснежников». Теперь – самокатчиков.
Когда-то давно, когда движение не было столь интенсивным, как сегодня, «подснежниками» называли тех водителей, кто берег свою машину и ездил на ней исключительно в теплое время и чаще всего – на дачу.
Как только сходил снег, они садились за руль и выбирались на улицы. Неуверенные после своего зимнего пешеходного сезона. Слегка дезориентированные тем, что путь надо выстраивать самому, а не полагаться на водителя маршрутного автобуса. Нервные, потому что все вокруг снуют туда-сюда на скорости, и к этой круговерти надо еще привыкнуть. А чтобы вернуть себе элементарные водительские навыки, нужен не один день.
Нынче водителей-«подснежников» стало значительно меньше. Но появились вот эти товарищи, передвигающиеся на СИМ. Именно они вдруг
возомнили себя равнозначными другим участниками движения по проезжей части. Но так ли это?
Специально для наших читателей-автомобилистов пробежимся
по той части ПДД, где теперь регламентируются места наших встреч с «водителями» СИМ.
Сразу скажу, что граждане на СИМ не получили какого-то особого статуса. В одних случаях они приравниваются в велосипедистам, в других – к пешеходам (с приоритетом у настоящих пешеходов).
Правила регламентируют их движение по велосипедным дорожкам, в парковых и пешеходных зонах. Нас здесь интересует только проезжая часть. Так вот, движение на электросамокатах по правому краю проезжей части разрешается,
только если в этом месте отсутствуют велосипедная дорожка, обочина или тротуар. А тротуар там широченный.
То есть в моей истории парнишка заехал совсем не туда.
Но если уж, кроме проезжей части, ему больше ехать негде, то самокатчик должен двигаться по правому краю дороги:
только по ходу движения транспортных средств, а не в лоб;
только в один ряд;
с максимальной скоростью не более 25 км/ч.
Самокатчику запрещается:
обгонять или объезжать другие транспортные средства слева, в том числе припаркованные автомобили;
выезжать на трассы и их обочины, где разрешена скорость свыше 60 км/ч (то есть магистрали и загородные дороги).
Кстати, уже подготовлены и поддержаны правительством РФ новые поправки в КоАП РФ для пользователей СИМ за нарушение ПДД. Там штрафы:
- за езду нетрезвым – до 30 000 рублей
- за езду тандемом – до 3 000 рублей
- за перевозку детей – до 5 000 рублей
- превышение скорости – до 5 000 рублей
Ну а как тут по-другому? Хочешь почувствовать себя равноправным участником движения – прими тогда и свою часть общей ответственности.