Буквально вчера чуть не попал в нехорошую историю – на перекрестке пришлось слегка пободаться с парнем на электросамокате. Что он вообще там делал? А все ли водители знают, как вести себя с этими новыми участниками дорожного движения?
Новыми – потому что всего год назад в ПДД появился специальный раздел для них – для тех, кто управляет СИМ (средство индивидуальной мобильности – новое официальное определение для них). Сразу оговорюсь, что далее в этой статье под самокатами (как и в ПДД) мы подразумеваем электросамокаты весом до 35 кг. Традиционные самокаты с движущей силой ноги – это про другое.
Итак, раньше были «подснежники» - теперь самокатчики.
Когда-то давно, когда движение не было столь интенсивным, как сегодня, «подснежниками» называли тех водителей, кто берег свою машину и ездил на ней исключительно в теплое время и чаще всего – на дачу.
Как только сходил снег, они садились за руль и выбирались на улицы. Неуверенные после своего зимнего пешеходного сезона. Слегка дезориентированные тем, что путь надо выстраивать самому, а не полагаться на водителя маршрутного автобуса. Нервные, потому что все вокруг снуют туда-сюда на скорости, и к этой круговерти надо еще привыкнуть. А чтобы вернуть себе элементарные водительские навыки, нужен не один день.
Нынче водителей-«подснежников» стало значительно меньше. Но появились самокатчики и другие товарищи, передвигающиеся на СИМ – на электроскейтбордах, гироскутерах, сигвеях, моноколесах и т.п.
Сейчас нас интересуют первые, поскольку именно
они вдруг возомнили себя равнозначными другим участниками движения по проезжей части. Но так ли это?
Итак, стою я вчера на перекрестке в правом ряду с намерением повернуть – естественно вправо. Как только зеленый загорится. Вдруг справа же между мной и бордюром втирается парниша на электросамокате с явным намерением ехать прямо.
Вижу, что парень не совсем понимает, где он, и кто куда собирается ехать. Чтобы предупредить его, привлечь внимание, слегка сигналю: показывая, что сейчас буду поворачивать. Тот покрутил головой, но так и не понял, кто и зачем ему сигналит…
Загорелся зеленый, и я аккуратно, чтобы не придавить самокатчика, начинаю поворачивать. А тот несмотря ни на что едет прямо…
В какой-то момент он все же сообразил, не воткнулся в мой борт, затормозил. И… начал пытаться неуклюже объезжать меня слева, волоча боком свой самокат. Создав нормальную такую аварийную ситуацию для машин, идущих следом.
Между тем, этого самокатчика в описанном месте на проезжей части быть не должно вообще. Согласно ПДД.
Специально для наших читателей-автомобилистов пробежимся по той части ПДД, где теперь регламентируются места наших встреч с «водителями» СИМ.
Сразу скажу, что граждане на СИМ не получили какого-то особого статуса. В одних случаях они приравниваются в велосипедистам, в других – к пешеходам (с приоритетом у настоящих пешеходов).
Правила регламентируют их движение по велосипедным дорожкам, в парковых и пешеходных зонах. Нас здесь интересует только проезжая часть. Так вот, движение на электросамокатах по правому краю проезжей части разрешается,
только если в этом месте отсутствуют велосипедная дорожка, обочина или тротуар. А тротуар там широченный.
То есть в моей истории парнишка заехал совсем не туда.
Но если уж, кроме проезжей части, ему больше ехать негде, то самокатчик должен двигаться по правому краю дороги:
только по ходу движения транспортных средств, а не в лоб;
только в один ряд;
с максимальной скоростью не более 25 км/ч.
Самокатчику запрещается:
обгонять или объезжать другие транспортные средства слева, в том числе припаркованные автомобили;
выезжать на трассы и их обочины, где разрешена скорость свыше 60 км/ч (то есть магистрали и загородные дороги).
Кстати, сейчас уже подготовлены и поддержаны правительством РФ новые поправки в КоАП РФ для пользователей СИМ за нарушение ПДД. Там штрафы:
- за езду нетрезвым – до 30 000 рублей
- за езду тандемом – до 3 000 рублей
- за перевозку детей – до 5 000 рублей
- превышение скорости – до 5 000 рублей