Макс Владимирович Альперт.
Скорее всего, это имя ни о чём вам не говорит. Только если вы не учились в классических фотошколах или не посещали режиссерские курсы, на которых оно обязательно упоминается. Хотя бы в контексте законов создания фото- и киноискусства (справедливых, кстати, и по сей день), которые Макс Альперт вместе с Сергеем Эйзенштейном разработали ещё в начале XX века.
Макс Альперт - это практически синоним советской фотографии, и если вспомнить, что в данной рубрике упор делается в пользу именно отечественных мастеров, то не рассказать про него было бы политически неграмотно.
Успех его работ в те годы объяснить очень легко - мало того, что все фотографии были технически сняты очень качественно, так ещё и показывали всё так, как было на самом деле.
Это сейчас этим никого не удивишь, а вот в начале 20-x годов такой подход был в новинку. Тогда “в моде” была шаблонная фотография, ноги которой росли прямиком из живописи. Когда документальность снимка пытались максимально замаскировать, Альпер напротив сделал ставку на объективную подачу материала и, как видим, не прогадал.
Несмотря на то, что его индустриальный цикл называют чуть ли не самым плодотворным в карьере, когда в 30-е годы Макс Альперт работал в журнале “СССР на стройке”, и вот как раз вместе с Сергеем Эйзенштейном исколесил весь Ферганский канал, параллельно создавая для журнала потрясающие фотоочерки, меня в этот период всегда больше интересовали его портретные работы для газеты “Правда”.
Он умудрился заснять всех видных политических деятелей (включая самого Сталина), военачальников, писателей и музыкантов того времени (листайте карусельку). Причём на каждом портрете ему удавалось сквозь внешнюю оболочку раскрыть и характер “видной модели”.
А с началом Великой Отечественной войны он стал военным фотокорром в ТАСС и Совинформбюро, применив поистине смелый подход к профессии - Макс Альперт без колебаний снимал на фронте прямо в бою, одинаково рискуя жизнью вместе с бойцами батальона, к которому был приставлен. Собственно, такой смелый подход к профессии и увековечил его имя в истории фотографии.
В 1942 году под Ворошиловградом Альперт сделал снимок, навсегда сделавший его известным! Я про “Комбата”, снятого за несколько секунд до смерти во время немецкой контратаки. Причём, осколки от снаряда, убившего красноармейца на фото, зацепили и камеру с объективом, чудом не задев самого фотографа и плёнку внутри.
Уже после узнав, что плёнка невредима, Макс Альперт проявил снимок и тот, облетев все советские издания и даже попав за рубеж, стал собирательным символом всех советских командиров! Его, кстати, до сих пор используют во многих публикациях, посвященных Великой отечественной войне.