Какие права защищает ЗоЗПП РФ
Поскольку закон посвящен защите тех, кто приобретает товары или услуги, то речь в данном случае идет о правах именно этой категории субъектов.
Функции Федерального закона №2300-1 выполняются с помощью:
- просвещения (включение соответствующей информации в образовательные стандарты и программы);
- обеспечения безопасности товара для населения и конкретных лиц, их имущества и экологической среды;
- предоставления достоверной информации о товаре или услуге, их производителе и продавце;
- определения ответственности изготовителя, исполнителя или продавца за недостоверную информацию;
- компенсации ущерба здоровью и имуществу, причиненного некачественным товаром или ненадлежащей услугой;
- признания недействительным договора, ущемляющего права лиц, потребляющих товар или услугу;
- обмена или возврата некачественного товара;
- ответственности за превышение сроков, определенных для передачи предварительно оплаченного товара.
Реализация законных прав потребителей осуществляется органами государственного, муниципального и общественного контроля. Полномочия и обязанности такого контроля описаны в главе IV настоящего кодекса.
В данном случае контролирующие органы выполняют превентивную функцию. Своими действиями они не допускают нарушения прав. Однако, при уже совершенных нарушениях, действовать должен сам потребитель. Он может отстаивать свои права в суде, прокуратуре или общественных организациях.
Закон о защите прав потребителей относится к наиболее востребованным федеральным законам. Несмотря на небольшое количество статей и глав, он так или иначе касается каждого человека, находящегося в юрисдикции Российской Федерации. Ведь все люди постоянно или время от времени связаны друг с другом отношениями производителя, продавца и потребителя.
Права потребителей на обмен / возврат товара
В соответствии с законодательством о защите прав потребителей, лица, купившие некачественный товар, имеют право отказаться от сделки и потребовать замены или возврата денег.
Пункт 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей указывает, что продавец должен предоставить всю информацию о товаре, включая сведения о наличии небольших дефектов и других нюансов, которые могут повлиять на качество товара. Если эта информация не была предоставлена потребителю, то при обнаружении дефектов он имеет право:
- потребовать заменить купленный товар на аналогичный экземпляр той же марки (модели, артикула);
- просить заменить его на аналогичный товар другой марки (модели, артикула) с перерасчетом стоимости;
- вести речь об уменьшении стоимости;
- требовать срочного устранения недостатков или возмещения расходов на ремонт силами потребителя или третьим лицом.
Пункт 5 настоящей статьи гласит, что отсутствие товарного чека не является препятствием для возврата товара. Это означает, что товар можно вернуть, даже если чек утерян.
Однако для этого потребуется доказать, что покупка была совершена именно в этом магазине или торговой точке. Если предприниматель начнет отказываться от факта продажи, необходимо предоставить свидетелей или доказать это другим доступным способом.
Порядок возврата товара ненадлежащего качества продавцу
Возврат товара ненадлежащего качества, в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей, возможен в следующих случаях:
- Если товар не соответствует заявленным требованиям и был предоставлен потребителем в течение установленного времени в надлежащем состоянии.
- При нарушениях сроков доставки можно отказаться от товара.
- Товар может быть принят, если он оформлен по гарантии и поломка была обнаружена в течение гарантийного срока.
- Сложный технический товар может возвращаться, если в течение гарантийного срока поломки выявлялись неоднократно.
В пунктах 2 и 3 данной статьи указано, что претензия по качеству товара и его возврат может быть обращена как к торговой организации или индивидуальному предпринимателю, оказавшему услугу, так и непосредственно к производителю, изготовившему некачественную вещь.
По требованию лица, которое предоставило товар, покупатель обязан вернуть его в надлежащем состоянии, с наличием всех товарных ярлыков и в оригинальной упаковке. Эта процедура осуществляется на основании письменной претензии, которую составляет потребитель. Если упаковка имеет большие размеры и вес, которые не позволяют транспортировать ее в общественном транспорте, то возврат покупки производится средствами продавца.
Также, если необходимо провести экспертизу, ее должен провести продавец. Если в результате экспертизы будут выявлены факты ненадлежащего отношения к вещи после ее приобретения, то продавец имеет право:
- отказаться принимать вещь;
- взыскать через суд стоимость экспертизы.
Покупатель в этом случае имеет право ходатайствовать о повторной независимой экспертизе и подавать встречный иск. Судебное разбирательство будет основываться на доказательствах, представленных обеими сторонами, о сроке возникновения неисправности или порчи.
Вина продавца или производителя будет признана, если неисправность появилась до того, как вещь была приобретена. И наоборот – вина покупателя устанавливается, если порча возникла из-за неправильной эксплуатации или хранения. Эти положения отражены в п. 6 настоящей статьи.
Возврат денег за некачественный товар
В первом пункте указано, что потребитель имеет право не только заменить купленный товар или вещь, но и получить компенсацию за все убытки, связанные с этим. Например, он может согласиться оставить товар себе, но при этом получить деньги, соразмерные стоимости ремонта вещи.
Если продавец не сможет предоставить достойный вариант для замены или устранения недостатка, потребитель имеет право расторгнуть сделку и потребовать возврата денег.
Деньги должны быть возвращены ему в полном объеме в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования.
Экспертиза
Закон о защите прав потребителей содержит следующие положения по этому вопросу:
Когда это пригодится? Экспертиза – это процедура, которая выгодна для продавца при возврате товара. Ведь магазин – это всего лишь посредник, и дефекты продукции редко возникают по его вине. В большинстве случаев дефекты возникают на этапе производства. Это, конечно, не освобождает продавца от его обязанностей перед потребителем. Именно экспертиза помогает установить причину возникновения того или иного дефекта продукции. Достичь этой цели удается не всегда, но в большинстве случаев она явно указывает на причину возникновения неполадок.
Экспертиза, проводимая третьими лицами, независимо от того, с чьей стороны она проводится, не считается обязательной для контрагента. Из-за этого большинство споров доходит до судебного разбирательства. Результаты проведенной судом процедуры имеют силу обязательного действия для обеих сторон спора.
Закон о защите прав потребителя на возврат товара указывает на решающее значение экспертизы, особенно при определении виновного. Установить такое лицо помогает именно эта процедура.
Брак может стать результатом действий других лиц. Это могут быть производители, перевозчики и т.д. В таких ситуациях обязанности с продавца не снимаются. В то же время он приобретает право регрессного иска в отношении виновных третьих лиц.
- Кто должен проводить экспертизу
Как и при возврате обычных товаров, проверку качества и экспертизу должен провести продавец за свой счет, уведомив об этом покупателя.
Потребитель также имеет право самостоятельно обратиться в экспертную организацию для проведения независимой экспертизы товара до подачи претензии относительно его качества.
В этом случае заключение независимого эксперта следует приложить к претензии, однако, несмотря на это, продавец, при несогласии с представленным заключением, все же может провести свою экспертизу.
Если потребитель не согласен с проведенной продавцом экспертизой, он имеет право оспорить ее в суде. Это также касается случаев, когда имеются два экспертных заключения с обеих сторон, и обе стороны оспаривают их. В этом случае окончательную точку поставит экспертиза качества товара, проведенная на основании судебного определения.
Технически усложненная продукция
Эта категория продукции в силу сложности определения надлежащего качества и выявления дефектов имеет некоторые особенности:
Так, товар подлежит замене, если:
имеет заметный недочет;
пропущены сроки исправления дефектов;
невозможно пользоваться функционалом продукта в совокупности на протяжении 30 суток за период действия одного года срока гарантии.
Перечень данной категории продуктов установлен правительством.
К ним относятся:
автотранспорт;
двухколесный моторизированный транспорт;
водный, гражданский транспорт;
рефрижераторы;
стиральные машины;
ПК;
сельхозтехника.
Когда продукт представлен этой группой, приобретающее товар лицо обладает правомочием выдвигать претензии, закреплённые в ст. 18 ЗОЗПП. Данное обстоятельство означает, что закон допускает отказ от продукции и возврат денег, заплаченных за продукцию на протяжении всего срока гарантии на неё. Разумеется, необходимо соблюдение соответствующего условия, Эта категория продукции, в силу сложности определения надлежащего качества и выявления дефектов, имеет некоторые особенности.
Товар подлежит замене, если:
- имеет заметный недостаток;
- пропущены сроки исправления дефектов;
- невозможно пользоваться функционалом продукта в совокупности в течение 30 суток за период действия одного года срока гарантии.
Перечень данной категории товаров установлен правительством. К ним относятся:
- автотранспорт;
- двухколесный моторизованный транспорт;
- водный, гражданский транспорт;
- рефрижераторы;
- стиральные машины;
- ПК;
- сельхозтехника.
Когда продукт представлен этой группой, лицо, приобретающее товар, имеет право выдвигать претензии, закрепленные в ст. 18 Закона о защите прав потребителей (ЗОЗПП). Это означает, что закон допускает отказ от товара и возврат денег, уплаченных за товар, в течение всего срока гарантии на него. Разумеется, необходимо соблюдение соответствующего условия, указанного выше.
Проще говоря, если товар из-за заводского дефекта в течение одного года срока гарантии в совокупности в течение 30 календарных дней был непригоден для использования, то его по первому требованию нужно поменять на новый или вернуть деньги.
Если продавец по каким-либо причинам пропустит срок исправления брака в товаре согласно гарантии, лицо, приобретающее товар, имеет право на возврат денег. Это значительно упрощает процесс взаимоотношений с продавцом или производителем в течение действия срока гарантии.
Стоит отметить, что данное постановление было принято еще в 1997 году и не совсем соответствует реалиям сегодняшнего дня. В настоящее время этот список можно было бы заменить общей характеристикой особенностей конструкций данного типа товаров или расширить перечень. Ведь телевизоры, современные телефоны также являются технически сложными. Кроме того, на сегодняшний день из категории транспортных средств можно приобрести воздушный транспорт, что этим актом не учтено.указанного выше.
Проще говоря, если продукт из-за заводского дефекта в течение одного года срока гарантии в сумме на протяжении 30 календарных суток не был годен для применения, то его по первому требованию нужно поменять на новый или же возвратить деньги.
- Можно ли вернуть технически сложный товар надлежащего качества
При покупке дорогостоящего гаджета, автомобиля или бытовой техники важно быть предельно внимательным и тщательно выбирать товар. Нелишним будет еще раз проверить его характеристики и соответствие вашим потребностям, поскольку технически сложные товары относятся к непродовольственным товарам надлежащего качества, возврат и обмен которых запрещен.
Таким образом, если у вас нет претензий к качеству купленной вещи или она просто вам не подошла, вернуть ее по этой причине не получится.
Сроки возврата товара с дефектами
Вопрос о сроках возврата бракованного товара ставится в статье 19 ЗПП. Она говорит о том, что на товар с дефектами распространяются гарантВопрос о сроках возврата бракованного товара рассматривается в статье 19 Закона о защите прав потребителей (ЗПП). Она указывает, что на товары с дефектами распространяются гарантийные сроки или сроки годности.
Если гарантия не была предоставлена, то обратиться к поставщику или его уполномоченному представителю можно в разумный срок. Согласно пункту 1 статьи 19 ЗПП, разумный срок может составлять до двух лет, если иное не установлено законодательством или договором.
Согласно договору, гарантийный срок может начинаться с момента приобретения товара, а срок годности – с момента изготовления продукции. Если речь идет об одежде, обуви или сезонном инвентаре, то такой срок должен исчисляться с начала того сезона, когда потребитель может начать использовать приобретенный товар.ийные сроки или сроки годности.
Если гарантия не предоставлялась, то обратиться к поставщику или его уполномоченному представителю допускается в разумный срок. П. 1 статьи 19 ЗПП под разумным сроком допускает период до двух лет, если иное не установлено законодательством или договором.
Согласно договору, гарантийный срок может устанавливаться со дня приобретения, а срок годности устанавливается в момент изготовления продукции. Если речь идёт об одежде, обуви или сезонном инвентаре, такой срок должен исчисляться с начала сезона, когда потребитель может начать использовать приобретённый товар.
Ответственность продавца за непредоставление надлежащей информации о товаре
Выявление недостатка в товаре – не единственная причина для возврата технически сложного товара.
Так, одним из важных критериев соблюдения продавцом (изготовителем) потребительских норм является предоставление потребителю надлежащей информации о товаре. Предполагается, что обычный потребитель не имеет специальных знаний о свойствах, характеристиках и других потребительских качествах товара, что делает правильный выбор весьма затруднительным.
Для того чтобы потребитель при покупке товара мог сделать правильный выбор, соответствующий своим пожеланиям и потребностям, закон обязал продавца (изготовителя) предоставлять покупателю максимально полную и достоверную информацию о товаре. В частности, о цене, потребительских свойствах, гарантийном сроке, правилах использования, сроке службы, месте нахождения изготовителя, продавца и другую информацию, предусмотренную законом (статья 10 Закона о защите прав потребителя).
Информация должна быть доведена до сведения потребителя путем размещения на заводских бирках, ярлыках, в технической документации и другими способами, установленными законом.
В силу статьи 12 Закона о защите прав потребителей, за непредставление покупателю в момент покупки полной и достоверной информации о товаре или предоставление недостоверной информации о товаре, продавец несет ответственность.
Если договор купли-продажи не заключен вследствие непредставления продавцом надлежащей информации о товаре, что расценивается как необоснованный отказ от заключения договора, покупатель вправе потребовать возмещения убытков, причиненных таким отказом.
Если покупка совершена, но покупатель обнаружил отсутствие надлежащей информации о приобретенном товаре, он может вернуть такой товар продавцу и потребовать возврата уплаченных за него денег.
Продавец (изготовитель) несет имущественную ответственность за причинение вреда здоровью или жизни потребителя вследствие непредставления ему полной и достоверной информации о товаре. Потребитель может потребовать возмещения такого вреда по правилам, установленным статьей 14 Закона о защите прав потребителей.
Возврат технически сложного товара возможен:
- при обнаружении любого недостатка в товаре – в течение 15 дней после покупки;
- при обнаружении существенного недостатка, нарушении сроков устранения недостатка, невозможности использования товара более 30 дней в течение каждого года гарантии ввиду устранения его различных недостатков – по истечении 15 дней после покупки;
- при непредставлении надлежащей информации или предоставлении недостоверной информации о товаре – в разумный срок после покупки.
Возврат качественного технически сложного товара при наличии полной и достоверной информации о нем невозможен.
Роль государства и общественности в защите прав потребителей
Этой теме посвящена четвертая глава, большая часть которой содержит статьи, регламентирующие деятельность органов государственной и муниципальной власти по проведению потребительского надзора. Правам и обязанностям общественных организаций посвящена только одна статья – 45-я.
Общественные организации, независимо от целей их создания, могут защищать права потребителей с помощью:
- инициирования экспертизы;
- участия в разработке требований;
- выявления фактов нарушения прав;
- передачи информации о нарушениях в органы государственного контроля;
- обращения в суды с исками.
У государственных и муниципальных органов прав и полномочий больше. Федеральные органы государственного надзора в сфере защиты прав потребителей обязаны (статья 40):
- проводить проверки соблюдения нормативных требований, предъявляемых к качеству продукции и услуг;
- осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению нарушений;
- проводить учет и анализ случаев причинения вреда экологической среде, жизни и здоровью человека и домашних животных;
- давать оценку эффективности проводимых мероприятий.
Обязанности региональных и местных органов власти в этой области не столь обширны. Однако все компетентные органы любого иерархического уровня имеют право и обязаны защищать права потребителей в судах, рассматривать жалобы населения и принимать меры по недопущению нарушений в рамках своих полномочий.
Таким образом, Федеральный закон № 2300-1 представляет собой юридический документ, направленный на оптимизацию взаимоотношений двух сторон одной цепи – производителей и потребителей. Продавцы, импортеры и непроизводящие поставщики в данном случае находятся на стороне производителя, хотя могут быть и потребителем. Ведь розничные магазины, закупившие товар, также с юридической точки зрения могут выступать в роли потребителя, поскольку Федеральный закон № 2300-1 регулирует не всю цепочку перемещения товаров, а лишь отношения между теми, кто передает, и теми, кто принимает товары или услуги.
Заключение
Купленное изделие должно соответствовать определённым стандартам и требованиям. Если в продукте обнаружены серьёзные дефекты, подтвердить этот факт поможет проверка качества товара. Чтобы определить, что продукция имеет заводской брак, а не пострадала от неосторожных действий самого клиента, реализаторы могут потребовать проведения экспертизы.
Особенно актуальны эти процедуры с технически сложными товарами. Игнорирование таких мер может быть расценено как отказ выполнять требования потребителя, после чего он имеет право обратиться в суд.
Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!