Найти в Дзене
Funny Annette

Наливное яблочко современной литературы

Сочная мякоть яблока щекочет горло, медовый сок струится по пальцам, хочется сделать еще и еще укус, невозможно оторваться, так что даже стрекот кузнечиков и жужжание бархатных шмелей отходит на задний план, а запах идущего на спад августа перестает пьянить. Терпкая история, от которой невозможно оторваться – «Самое красное яблоко» от Джезебел Морган.

Под столь красочной обложкой скрывается мрачная сказка для взрослых девочек в духе неадаптированных историй братьев Гримм. Жили-были у благородной леди три дочери: милая эмоциональная мечтательница младшенькая, хранительница историй средняя и рациональная, меркантильная старшая. Мать решила передать тайну известных на все королевство яблоневых садов Джаннет, второй по рождению, кто сможет сохранить связь с культурой прошлого. Она попросила отнести подношение «добрым соседям», но девушка не исполнила одно из условий сделки, за что жестоко наказана. Чтобы спасти дитя, мать отсылает ее к королевскому двору в качестве фрейлины, но удастся ли ей обмануть судьбу?

Данный роман – сложный, продуманный ретеллинг Белоснежки в духе «Однажды в сказке» или «Десятого королевства». Если думаете, что это добрая сказка – спешу разуверить, не все герои доберутся до последней страницы без крови на руках.

Джанет придётся пройти путь взросления от наивной девочки до взрослой личности, способной принимать трудные решения и нести ответственность не только за себя. Это героиня с серой моралью, не всегда она совершает правильный выбор, но ей хватает смелости признавать ошибки и пытаться все изменить. Ведь не случайно пишет Морган: «Давно стоило рассказать эту сказку, сложить из обрывков и осколков, взглянуть со стороны. Может, удалось бы избежать многих бед. А может, только эти беды и выковали нас самих». Это история не про спасение прекрасным принцесс и вечную любовь, а о том, что каждая из нас может быть сильнее принца, спасти не только себя, но и стать мудрым советчиком и надежной опорой для другого.

Писательница соединяет абсолютно несовместимые вещи, вроде кельтских поверий и стимпанка. В тексте много вставных сказок, а вымышленная страна Альбрия до боли напоминает условную Средневековую Англию. Джанет живет в переломную эпоху и наблюдает за неумолимыми переменам, невольно сама начинаешь тосковать о волшебном мире легенд, который разметал ветер прогресса. Противостояние природы и цивилизации представлено двумя разными взглядами на жизни, конфликтом двух королевств, и как обычно- истина посредине, ведь в каждом есть свои достоинства.

-2

Цепляет стилистика автора: «Тонкими ручейками вопреки всему кровь собиралась и текла с камня к яблоне, ныряла у корней в землю, и теплее становилось вокруг, веяло влажной землей и сладковатым запахом цветов. Один за другим проклевывались листья из почек, окутывая ветви зеленым туманом, звездами распускались цветы, крупные и такие белые, что почти светились в сумерках. Яблоня оживала, вздыхала после долгого сна, скрипела, словно потягиваясь, словно пытаясь сбросить оковы, что не давали ей цвести и плодоносить».

Морган классно обыгрывает образ мифических «добрых соседей», популярный в современной культуре, сплошное удовольствие узнавать их секреты, но будьте готовы к нелицеприятным подробностям и мерзкой змейке страха, скользнувшей по спине в некоторых главах.

Что можно отнести к минусам? Перед нами история, где злая королева не так и жестокосердна, а прелестная принцесса скрывает ни одну тайну в омуте прекрасных глаз. Здесь нет однозначного зла и добра, которое должно торжествовать по законам жанра, что приближает историю к нашей жизни.

-3

Может возникнуть ощущение затянутой середины, но мне помогло примириться с ситуацией прекрасное прочтение аудиоверсии книги в исполнении Моряны Анттонен-Шестаковой и дальнейшее осознание, что это было лишь затишье перед бурей.

Книга получается очень атмосферной, продуманной, глубокой, затрагивает темы, о которых не принято говорить в легкой литературе, но тем и ценнее каждый такой том, что не грузит, но дает пищу для размышления. Это одна из лучших полноценных и полновесных переосмыслений сказок, с которыми встречалась в последние годы. Мир, сотканный из волшебства, туманов и семейных традиций продуман, автору удается передать слом эпох, когда на смену мифическому сознанию приходит власть железной руды, металлических поездов, людей науки, не верящих в легенды прошлого.

-4

Предостерегаю, книга не для всех, стоит попробовать ознакомительный фрагмент, чтобы осознать, совпадаете с ритмом повествования или случается диссонанс. И если не любите новый взрослый взгляд на сказки, литературные скептики и не читаете фэнтези – проходите мимо этого наливного яблочка, которое ждет на ветке любителей жанровых экспериментов, стилистики артурианы, современной русской прозы (пусть псевдоним вас не обманет), фаната ретеллингов.

Читаете ретеллинги? Сделать подборку с необычными историями?

P.s. А еще атмосфера книги похожа на серию «Сверхъестественного» о яблочных садах по, вдруг любите сериал и искали аналоги в литературе;)