Найти в Дзене
Жизнь Зрителя

"The Forgotten City" - Круговая порука в древнем городе | #жзнапоиграть

Оглавление

Последние лет 5 я редко играю в игры: всегда находятся занятия полезнее, интереснее, активнее. Но иногда мне попадается что-то интересное и нетипичное. Новый опыт, который можно сравнить с прочтением увлекательной книги или просмотром хорошего фильма:

Сегодня похожий случай.

В статье вы узнаете:

1) Хорошие примеры произведений с временной петлей

2) Что такое "Золотое правило" и можно ли его нарушить

3) Множество отсылок к культуре, философии, легендам и мифам древней Греции

Застрял в одном дне, опять

Тема с перемещениями по времени и временными петлями заезженная. Ее можно было бы даже назвать ленью автора, когда вместо того, чтобы придумать оригинальный сюжет он начинает громоздить сложные конструкции на ровном месте. И когда такое происходит, у зрителя возникает естественное желание до них докопаться, найти отсутствие логики.

"Академия Амбрелла"
"Академия Амбрелла"

Парадокс дедушки и сюжетные дыры в свитере бабушки. Вся семья сидит за столом и слушает одну и ту же историю деда по двадцатому кругу: каждый раз история немного меняется, но интересно бывает не всегда.

В данном случае авторам удалось интересно и талантливо обыграть надоевшую всем концепцию. А именно:

1) Сеттинг. В обстановке древнего Рима и античности такой истории еще не было, ощущается свежо и оригинально.

2) История раскрывается постепенно, каждый паззл, каждый кусок ее продуман и находится на своем месте.

3) Атмосфера и отсылки к культуре: об этом ниже отдельно.

4) Финал оставил меня полностью удовлетворенным. Мне достался самый позитивный конец, а так концовок там целых 4. Рассказывать про них я конечно не буду.

Так о чем игра?

Город сказка, город мечта

Завязка истории и "Золотое правило"

Герой очнулся у реки: память отшибло, незнакомая девушка говорит, что не знает кто он такой - его вместе с приятелем она привезла на лодке к древнему храму. Друг ушел, а ты уснул - надо идти его искать.

Мы заходим в храм и падаем в яму - оказываемся в небольшом античном городе. Город странный: находится в пещере, повсюду стоят золотые статуи людей: казалось они замерли в ужасе. Кто-то убегал, кто-то упал, все они словно застигнуты врасплох. Непонятно.

Господи, как красиво
Господи, как красиво

Своего друга мы находим висящим на дереве. Под ним записка, в которой он говорит нам, что пытался найти отсюда выход много раз и тысячи его попыток окончились ничем. Он устал бороться….

Вопросов становится все больше. Магистрат Сентий приветствует нас на своей вилле и рассказывает немного о городе и о главном правиле этого места.

«Золотое правило»: если один из жителей нарушит закон (убьет, украдет, обманет и так далее), то погибнут все. Боги покарают всех до одного. Стоит ли ему верить? Непонятно. Он думает, что скоро кто-то нарушит правило и просит нас помочь предотвратить катастрофу. Соглашаемся от безысходности и идем изучать это странное место.

Жители города и что они думают

Понемногу мы знакомимся с жителями этого микрополиса: римские солдаты, земледельцы, греческие торговцы, городские сумасшедшие, парочка знатных особ, кузнец и другие. Компания подобралась разношерстная, нет только детей, одни взрослые.

-4

Из разговоров с ними мы узнаем, что из города нет выхода. Каждый кто попал сюда пробовал найти выход, но смирился со своим положением. Выхода нет и нарушать закон нельзя под угрозой смерти. Оружие тут тоже запрещено магистратом: конечно же под предлогом блага для всех. Все это давит на жителей и создает неприятные ситуации.

Кто-то злоупотребляет властью, кто-то сходит с ума, другие же пытаются как-то жить и заниматься своим делом. Каждый второй носит в себе тайну и как-то связан со всем происходящим здесь. Чем дальше мы продвигаемся, тем больше узнаем и меняем свое отношение к персонажам. Тут почти нет откровенных злодеев и рыцарей на белом коне. Добрые люди могут жесткого ошибаться, а в словах негодяев и лжецов скрыта часть правды. Иногда они действительно хотят как лучше, хоть и действуют из низменных побуждений.

Работает ли "Золотое правило" на самом деле? Или это только сказка от магистрата, чтобы внушать ужас жителям и контролировать их поведение? Ты пока не знаешь, но вот тебе попадается первый сундук, в котором лежат деньги одного из персонажей. Стоит ли их украсть?

Жулик, не воруй!
Жулик, не воруй!

Это твой первый эксперимент. Конечно ты берешь деньги и тут же понимаешь - правило не выдумка, всех в городе ждет смерть. Один только магистрат может перезапустить этот день: он бежит к храму местной богини, произносит загадочные слова и падает замертво. Ты же заходишь в храм и день начинается сначала. Никто ничего не помнит о своей гибели, запоминаешь события только ты.

Что тут происходит? Узнаете сами. Моя цель: поделиться хорошим произведением и заинтересовать читателя. Так что я не буду рассказывать подробно сюжет и все что он скрывает. Дополнительно лишь расскажу про интересные моменты и поделюсь общим впечатлением.

Геймплей

Как это все играется? Ты ходишь по городу и исследуешь все, что попадается тебе на пути. Почти каждый житель хочет решить какую-то проблему: найти пропавшую любимую, понять кто ему угрожает, вылечиться от болезни, найти себе оружие и так далее.

Оружие мы позже для себя достанем
Оружие мы позже для себя достанем

Журнал заданий заполняется быстро: какие-то из них основные, другие необязательные. Каждый день у тебя есть какое-то количество времени до вечерних выборов: на них выберут нового магистрата, который сразу же нарушит "Золотое правило" и день перезапуститься. Тебе нужно понять, как помешать его избранию или успеть сделать все свои дела до этого. Ты можешь идти куда угодно и делать что угодно, экспериментировать и наблюдать последствия своих действий. Никто тебя за ручку водить не будет.

Что мне больше всего понравилось:

  • Исследование мира: город в игре небольшой, но продуманный. Множество проходов, дверей, пещер и других неочевидных мест. Каждый житель города где-то живет и мы можем зайти к нему домой с целью поиска чего-то интересного. Игра поощряет исследование и если ты застрял - просто внимательно пошарься по округе.

Подобный опыт исследования в последний раз мне дарила игра Outer Wilds, которая тоже удачно использует временную петлю.

-7
  • Вариативность действий: одно и то же может быть достигнуто разными путями: ты можешь забраться в этот дом через парадную дверь, а можешь и другим способом. Каким? Не знаю, нужно внимательно поискать.
  • Механика перезапуска дня: в отличие от многих произведений с петлей тут главный герой не бессмертный. Но он так же может перезапускать петлю в любой момент. Для этого нужно или подождать события, которое нарушает "Золотое правило" или сделать это самому: украсть, соврать, убить кого-то. Главное после успеть добежать до храма, пока тебя самого не настигла кара. День начинается заново и упущенные ранее возможности снова можно пробовать реализовать.
  • Выполнение правильной последовательности действий - пробы и ошибки. Механика петли дает большой простор для экспериментов. Пример: нужно, чтобы один из жителей снялся с выборов магистрата, а другой принял в них участие и выиграл. Ты смог за несколько циклов понять, как заменить одного кандидата на другого, начинаются выборы и... Новый кандидат проигрывает старому магистрату, голосов не хватило. Что я сделал не так? Перезапускаешь цикл и пытаешься понять, как сделать перевес голосов.
День выборов
День выборов

И подобного много. Только метод проб и ошибок в конце приводит тебя к нужному, и не всегда ожидаемому результату. Радость сменяется новой проблемой, которую нужно решить. И снова эксперименты.

  • Баланс между добром и злом. Интересы жителей города пересекаются и конфликтуют: спасение одного означает неудачу в другом месте, конечная цель игрока может быть вообще третьей. Нужно найти оптимальный вариант и попытаться спасти как можно больше людей. Если кончено хочешь.
  • Законченная история, на которую не нужно тратить десятки часов. Времени на игры все меньше и я ценю законченные и цельные произведения, которые не требуют от тебя десятков часов на свое прохождение. Книга закрыта, впечатления получены, идем заниматься своими делами.

Отсылки к культуре и истории

Я с детства люблю легенды и мифы древней Греции, эстетику и культуру античности. Есть во всем этом что-то возвышенное и фундаментальное. Завернуться бы в тогу и пройтись по шумному рынку до прохладного храма...

Эклектика

Все новое - хорошо забытое старое: новые культуры используют достижения предыдущих культур. Люди забывают старых богов, дают им новые имена. Старые понятия называются новыми словами.

-9

Новое сегодня - старое завтра, всех постигнет та же участь. Время идет, старые имена забываются, здания разрушаются. На их место приходят новые. Что останется в голове у далекого потомка этих цивилизаций? Примерно то, что и показано в данном городе: смешение разных стилей, народов и эпох. Ты ходишь по древнему городу и тебе сначала не бросается это в глаза. Но чем дальше ты продвигаешься по игре и разговариваешь с персонажами разных культур, тем отчетливее видишь, как тут все перемешалось. Греки недовольны римлянами, римляне греками, и только настоящие олды помнят хайп по шумерским традициям.

-10

Римляне использовали греческую культуру, которую в свою очередь позаимствовали у египтян, а те у шумеров. Каждый народ вносил изменения в город: сносил здания, менял таблички на памятниках, названия, строил свое. Сейчас уже непонятно с чего все началось и кто у кого украл. Правильными ли именами мы обращались к богам? Может быть потому они нам не отвечали?

Стоицизм

Эта философская школа всегда мне нравилась своей практичностью и разумным взглядом на жизнь. Стоит ли переживать, о том, что ты не в силах изменить? Стоицизм говорит однозначно - нет, не стоит.

Марк Аврелий
Марк Аврелий

Так и многие жители этого города - стоики, кто-то сознательно, кто-то невольно. Из уст разных персонажей мы слышим слова Сенеки, Марка Аврелия и других философов. Они помогают людям не только справляться с их безвыходным положением, но и соблюдать "Золотое правило".

Про стоицизм я обязательно еще сделаю отдельную статью.

Золотое правило нравственности

"Золотое правило" из игры это не что иное, как вариация золотого правила нравственности, которое лежит в основе большинства мировых религий и философских школ:

Не делайте другим то, что вы не желаете для себя, и поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили.

С древних времен оно служило моральным ориентиром для людей. Интересно оно в контексте игры по двум причинам.

1. Вольность трактовки и возможность нарушения. Пока мы беседуем со всеми жителями этого древнего города мы можем услышать разные мнения о "Золотом правиле": кто-то в него верит и принимает его "высшую" справедливость, кто-то боится, кто-то считает чушью и глупостью.

Самое интересное же во всем этом - субъективность восприятия добра и зла. Вечный и риторический вопрос: что такое добро и что есть зло? С позиции разных людей и ситуаций это могут быть противоположные вещи.

Философ, который укрылся в пещере и не хочет выходить из нее. Платон?
Философ, который укрылся в пещере и не хочет выходить из нее. Платон?

Философских бесед на эту тему в игре не избежать, и иногда от твоего красноречия зависит сможешь ли ты продвинуться дальше. С философом в пещере у нас даже будет "сократический диалог".

2. Реальное и немедленное наказание за нарушение. Нарушение золотого правила нравственности в реальности далеко не всегда встречает наказание или значимые для человека последствия. Здесь же все не так. Наказание будет, сразу и для всех. Знают об этом точно всего 2 человека: игрок и магистрат. Остальным же остается только верить, сомневаться и бояться. Если ты не совершаешь зло, только из-за того, что боишься наказания, можно ли считать тебя по-настоящему добродетельным человеком?

А что если ты бог: должен ли ты руководствоваться той же моралью? Или ты по своей сути выше этого?

Легенды и мифы древней Греции

Орфей, Тесей, Сизиф, Аид и многие другие персонажи древнегреческих мифов упоминаются в игре. Кто-то вспоминает их к слову, кто-то видит во всем происходящем руку богов, кому-то просто скучно и не хватает хорошей истории.

Орфей и Эвридика
Орфей и Эвридика

Один из персонажей Галерий говорит нам: "Ты как Сизиф, все катишь и катишь свой камень вверх. Желаю тебе успехов в этом нелегком деле!". Действительно бесконечные циклы проб и ошибок в одних и тех же обстоятельствах чем-то напоминают сизифов труд. С другой стороны настоящее безумие - делать одно и то же в надежде на другой результат. Мы же таким не занимаемся.

Царь Мидас случайно превратил свою дочь в золото
Царь Мидас случайно превратил свою дочь в золото

Так же можно вспомнить царя Мидаса, который все к чему не прикасался превращал в золото. За его жадность боги наказали его. Так и здесь: по всему городу стоят золотые статуи людей. Как напоминание о том, что нарушать золотое правило не стоит.

Это не все отсылки, которые я вспомнил, но пора закругляться.

-15

Итог

Могу порекомендовать игру всем, кому нравится античная культура, хороший сюжет, временные петли и исследование. Здесь вас никто не торопит: процесс спокойный и медитативный. До тех пор, пока вам в голову не придет решение очередной ситуации и вы не помчитесь как угорелый скорее перезапускать день, чтобы проверить свою догадку.

P.S. Рекомендации по ассоциации

Здесь мне как обычно пришло на ум несколько произведений в схожей тематике или стилистике.

№1 "Outer Wilds": Игра

-16

Игра с временной петлей, где мы исследуем небольшую солнечную систему и пытаемся понять, как предотвратить ее гибель. Каждый раз солнце взрывается и уничтожает все вокруг, а мы опять оказываемся в начальной точке.

Атмосфера, музыка, чувство первооткрывателя и одиночества в космосе.

№2. "Грань будущего": Фильм и книга.

-17

Тоже временная петля, попытки выбраться из нее, пробы и ошибки раз за разом. Только тут еще и бодрый экшен, спецэффекты и хорошие актеры.

Книга "All You Need Is Kill. Грань будущего" Хироси Сакуразаки сильно отличается: настроение там более мрачное, как и финал. Рекомендую.

№3 "The Talos Principle": Игра

-18

Философская головоломка-притча о роботе, который решает загадки в античных и средневековых декорациях и пытается понять, кто и зачем его создал.

Атмосфера, музыка, приятная картинка и отличная возможность размять свои мозги.

Спасибо за чтение, обнял!

Другие мои статьи:

-19

Ссылка на телеграм-канал: https://t.me/zhizn_zritelya