Сам не знаю, по какой такой причине, но в последнее время наблюдается какой-то всплеск активности вокруг старого советского мультфильма "Девочка и дельфин". Его упоминают в комментариях у меня и у "Безмятежного моря", на Ютубе растут просмотры, песня оттуда вируситься и получает целую кучу каверов... Ну что ж, раз меня просят - вскочу на волну хайпа и вставлю свои "авторитетные" 5 копеек и на этот счёт тоже...
...Хотя толком сам не понимаю, о чём тут говорить
Вы на канале "Лаборатория Афалина" - первом современном научно-популярном проекте по китообразным
Мультфильм объединения "Экран", вышедший в 1979 году как-то совсем прошёл мимо меня. Его не было в сборниках классики на дисках и кассетах моего детства, о нём редко где упоминалось, и даже во времена моего глубокого изучения дельфиньей тематики я лишь вскользь слышал о нём, отдавая предпочтения произведениям с более длинным и целостным хронометражом
И, в общем-то, не прогадал
Мультфильм меня не впечатлил ни одной из сторон. Реалистичность истории давайте оставим напоследок, чтобы у вас была мотивация дочитать статью до конца, а сначала разберём другие аспекты
Картинка
Качество анимации в данном случае отсутствует. Перед нами фактически несмотрибельное с высоты сегодняшних дней "слайд-шоу" - но что ещё больше режет глаз - вдруг, ни с того, ни с сего, движения становятся плавными - буквально на несколько секунд. Это могло бы быть простительно, учитывая, что каждый кадр сделан вручную - видимо, карандашом - и в статике смотрится неплохо... Ну, то есть на уровне школьного конкурса
Краски максимально однотонные, чёрно-зелёного оттенка, и ими обрисованы только общие штрихи - то есть это даже не монохром, это контурная обводка. И скалы, и море - белые, возможно с лёгким синеватым отливом
Всё это, конечно, можно объяснить нехваткой сил и средств - легко представить, как между своими "заказными" проектами скромная команда из полутора землекопов отрисовывает эту историю, потому что они такие идейные и хотят заложить великий посыл... Какой?
Сюжет
Всё ещё не будем проверять все последовательности действий дельфина и людей на реализм - отнесёмся к миру мультфильма в той форме, в какой он есть, воспринимая всё за должное. Какую историю мы видим:
Девочка пришла купаться на море на безлюдный пляж (без взрослых!). Отливной волной её оттянуло на глубину, где она начала тонуть. Приплыл дельфин и на своей спине отбуксировал её на берег, не забыв вернуть мяч. Девочка с тех пор ходила к нему на свидания, где они играли, он учил её плавать, пока его не отловили в дельфинарий. В дельфинарии он не прижился, не участвовал в выступлениях и не ел рыбу. Девочка ночью пробирается в дельфинарий и выпускает его, и он покидает эти места... Вот
Собственно, исключая затянутые на 2 минуты сцены игры и выступления "с проседающим фпс" - это всё. Что этим фактически хотели сказать авторы? На что была сделана ставка? Помимо зловредной идеи, о выпуске "свободных дельфинов" лёгшей, видимо, в основу "Освободите Вилли" (тоже надо будет как-нибудь обзор сделать) и лёгкого такого натива взаимопомощи и дружбы - мне лично зацепится не за что.
Песня
Весь мультфильм - немой и наполнен только музыкой и характерными звуками - моря, работа мотора, шума толпы - и прочее. И вот только в самом конце мы, наконец, слышим человеческую речь
Песня здесь всего одна, и я точно так же не понимаю, как и почему она могла так сильно кого-то зацепить. Два микрокуплета, которые перебиваются протяжным "АААААА". Куплеты написаны максимально банально, с ужасной рифмой. Не побоюсь, вот вам полный текст этого "глубокого и трогательного произведения"
Говорят дельфины, говорят,
Говорят и вправду говорят.
Как блестят на солнце спины,
Это к нам плывут дельфины,
Вот сейчас они заговорят.
Ааа-ааa-aaa-aaa-aaa
Ааа-ааa-aaa-aaa-aaa
Ааа-ааa-aaa-aaa-aaa;
Но попались нам дельфины молчуны,
Они молча улыбались нам с волны.
Мы им тоже улыбались,
Но они не догадались,
Что заговорить они должны.
Ааа-ааa-aaa-aaa-aaa
Ааа-ааa-aaa-aaa-aaa
Ааа-ааa-aaa-aaa-aaa;
Каждая рифма отдаёт редкостной банальщиной. Троекратное использование "говорят" в конце строки и 6 слов с этим корнем во всей песне. Глагольная рифма, всегда определяющая талант поэта. "Спины-дельфины" - настолько избито, что круче может быть разве что "ребёнок - с пелёнок"
Как вы догадываетесь, песня меня совершенно не зацепила - зато многие, вопреки всему, считают и её, и сам фильм трогательным шедевром. Я думаю, вот почему:
Романтика
Мы привыкли жить в мире наших собственных воспоминаний. То, что зацепило и полюбилось нам в детстве - мы можем любить и защищать всю жизнь - поскольку пересмотр отношения к такому базовому делу требует серьёзной силы воли - это словно осознать, что всё, чего вы достигли сегодня - построено на ложных идеалах. Я тоже, даже понимая, что "Пингвинёнок Лоло" - далеко не лучшая (но, надо признать, всё равно качественная) иллюстрация "экоповестки" - буду испытывать особые чувства при просмотре и воспоминаниях и едва ли когда-то с уверенностью смогу сказать, что это шляпа - то же относится и к наивным детским книжкам, которые я прочитал в младшей школе. Просто потому что это - часть моего детства, которое всегда и у всех по определению "лучшее время", когда вы были гораздо эмоциональнее, беззаботнее и могли глядя на ковёр на стене выдумывать целые миры
И точно та же ситуация и с этим мультфильмом. Для многих он - часть детства, от которой невозможно вот так взять и отказаться. Многие в детстве после просмотра всплакнули от этой трогательной истории, кто-то - выдумывал вообще что-то своё в размышлениях, кто эта девочка и куда уплыл дельфин. Ну и музыка своей тональностью (с этим детским "АААА") - понятно, что настраивает на меланхоличные размышления. И поскольку ребёнок - существо, не способное в силу возраста объективно оценивать информацию, а подвержено эмоциональной окраске в первую очередь - многие нынешние взрослые просто записали на подкорку "потрясающую трогательную историю дружбы и взаимопомощи", поплакав детьми в конце - и, возвращаясь к этому спустя годы - уже, можно сказать, "ориентировались по собственным пережитым эмоциям" - это ещё одно увлекательное свойство нашего мозга. И вот уже простецкую десятиминутную зарисовку сотни людей оценивают как "глубокую историю"
При этом, кстати, зачастую даже сами не понимая, в чём эта "глубина" кроется. В первой статье по теме в Дзене очень много эпитетов применено к этому мультфильму - автор говорит, что это "очень глубокий философский подтекст" - при этом ни слова не говоря, в чём он, собственно, заключается - я вам даже ссылку оставлю. Если вы не согласны со мной - идите туда, там вам понравится)
И вот мы добрались до того, зачем вы сюда пришли...
Реализм
Давайте теперь накинем наши лабораторные халаты и внимательно разберём происходящее в мультфильме как исследователи-цетологи
Фактически, перед нами набор штампов и мифов - как оправданных, так и нет
В первую очередь, говоря о дельфине, мы видим визуализацию мифа о "дельфинах-спасателях", и в целом случай похож на тот, что я уже описывал - про бабу во Флориде. Перед нами довольно неоднозначная ситуация, поскольку, как я говорил, подобные действия могут быть продиктованы инстинктом сохранения вида - в реальности подобное обозначалось бы не "доброжелательностью разумного дельфина", а осуществлением заложенного генетически комплекса мер по оказанию помощи больному сородичу. Ну и мячику
Второе - "дружба" между дельфином и девочкой. Удивительно, но здесь тоже не всё так просто. Если в общем случае дельфины должны воспринимать людей как угрозу, то здесь мы видим исключение, подтверждённое документально. Дельфины Оппо-Джек и Альфа в своё время стали прототипами дельфина из мультфильма. Будучи молодыми одинокими особями, они действительно приручались и предпочитали играть с детьми, давая им себя потрогать и даже кататься верхом - при этом, они выражали явную приверженность конкретному ребёнку, выбирая его общество на забитом до отказа пляже. Это же подтверждается ещё древнегреческими мифами, где дельфины плотно взаимодействовали именно с детьми - с одним просто играли, другого катали через бухту в школу. Так что фактически перед нами не такая уж и фантастическая история, а в целом - правдивое описание полумифических, редких событий
Отлов дельфинов для дельфинария в 1979 году действительно был актуален. На территории СССР дельфинарии можно пересчитать по пальцам одной руки, и все они находились в Причерноморье. Хоть история не имеет территориальной привязки (ясно лишь, что море тёплое) - если проецировать события на Союз, то отлов производился в Батумский дельфинарий, как единственный "научно-демонстрационный", где дельфины исполняли номера.
Отлов дельфинов в научных и просветительских целях, надо отметить, не наносит вреда популяции, поскольку колеблется на уровне "статистической погрешности" и не может превышать десятка дельфинов в год - при том, что смертность дельфинов в дикой природе только в Чёрном море исчисляется тысячами. Следовательно, в данном случае сложно говорить, что ловцы - такие уж "бандиты-браконьеры". Но это вопрос этики
Процесс отлова показан не был, поэтому судить о его "правильности" мы не можем. Транспортировка же показана в нарушение правил, поскольку видно, что в небольшой лодке поверхности дельфина не смачиваются от высыхания и перегрева, а сам он лежит на жёстком - это уже достойно выговора
Отловленный в дельфинарий дельфин далее показан уже во время выступления в общем бассейне - и здесь уже начинаются некоторые расхождения (которые, правда, тоже можно списать на некомпетентность специалистов)
Подобное пассивное поведение дельфина - на самом деле норма. В период привыкания у них это явно проявлено и является нормальной пассивно-оборонительной реакцией на смену окружающей обстановки. Так же дело обстоит и с отказом от мёртвой рыбы, но тут дело в другом - дельфин банально не распознаёт её как еду.
При переводе в дельфинарий самым сложным бывает переход как раз от этой реакции и кормление. Необходимо провести "раскорм" дельфина, идя на все доступные ухищрения, чтобы рыба попала ему в рот. Однажды съев мёртвую рыбу, он уже поймёт, что она может служить для него продуктом питания, и после нескольких попыток охотно будет её брать. Иногда помогает просто "игровой азарт" и "подражание" - когда другие, уже прирученные дельфины, уводят еду из-под носа, как в мультфильме показано. Но в ряде случаев приходится вызывать у дельфина агрессию, чтобы сунуть ему в открытый рот эту несчастную селёдку, а в крайних случаях идут даже на принудительное кормление, насильно разжимая ему рот. Во благо!
Конечно, раскорм и все подобные мероприятия должны проводится в изолированном бассейне (при наличии) и уж никак не во время выступления. В мультфильме же это выставлено так, будто все дельфины, без всякой дрессировки, только пойманные - крутят финты и прыгают через кольца на потеху публике, а этот так не делает, просто потому что "в депрессии". Это уже очевидная глупость, как и реакция тренера, нахмурившего брови, после попытки провести раскорм прямо во время выступления. Конечно же, если дельфины по сигналу обучены что-либо делать - то персонал имеет хотя бы общее представление о азах дрессировки. Это сродни тому, чтобы вы возмущались, почему на охоте вы говорите волку "сидеть", а он вместо этого бежит за вами
Как и показано, подобные манипуляции череваты последствиями в отношении публики. Снижается напряжение, внимание, поддержка - все затихают, недовольные, что что-то идёт не так. Шоу, фактически, провалено просто из-за пары брошенных в пассивного дельфина рыб. Никто в здравом уме не станет так делать
Удивительно, но и эпизод с падением мяча, так повлиявшего на настроение дельфина, тоже имеет под собой основу - хотя, конечно, сказочно гиперболизирован и доведён до абсурда ради целостности сюжета. Дело в том, что знакомые объекты или существа всегда благотворно влияют на процесс адаптации - не только дельфинов, но и людей, и вообще - любого живого существа. Вам будет легче переезжать, менять место работы или просто ехать в путешествие, если вы возьмёте с собой что-то из прежней, привычной жизни - вплоть до пресловутой кружки "кто здесь босс?", которая уже в третьем офисе неизменно стоит у вас на столе. Или часы. Или настольная лампа. Не суть важно
Мяч стал частью привычной атмосферы дельфина, и в незнакомой обстановке даёт комфорт и успокоение. В своей легендарной книге, Борис Журид (о поведении и приручении дельфинов я вообще очень многое здесь взял из "Мы понимаем друг друга") указывает, что для ускорения и упрощения адаптации дельфина в новой обстановке желательно предоставить ему элементы старой - например, при переводе в другой дельфинарий оставить ему любимые игрушки - так ему проще будет переносить стресс. Поэтому, в теории, мяч действительно мог вывести его из апатии как привычный элемент - но, конечно, не до щенячьего восторга
Впрочем, нельзя списывать со счетов тот факт, что дельфины - довольно высокоразвитые существа, и способны выстраивать простейшие ассоциации. По виду тренера и наличию ведра у него в руке они прекрасно понимают, предстоит ли им кормление. Следовательно, и понять, с чем может быть связано появление мяча дельфин тоже сможет. И тут уж, конечно, реакция может быть более бурной
Один косяк - девочка, держащая в обнимку 300-килограммовое животное)
Проникновение в ночной океанариум с последующим выпуском дельфина оставим без комментариев с точки зрения биологии и на совести местных сил охраны. Удар дельфина о решётку на всей скорости смотрится нереалистичным, а естественный природный страх перед ограниченными и замкнутыми пространствами (добавляем к этому очередную смену обстановки) - говорит о том, что на колебания дельфину бы понадобился не один час, и, скорее всего, в этот узкий проход он так и не зашёл бы
Вреден ли был "насильственно-добровольный" выпуск дельфину? На данном этапе, надо признать, нет, поскольку он не прошёл курс адаптации. Вернувшись в дикую природу, он не утратил навыков самостоятельной охоты, плавания и ориентировки - следовательно, ему не грозит голодная смерть и социальное отторжение, как у дельфинов на более поздних стадиях приручения. Есть значительный риск, что, имея опыт плотного взаимодействия с людьми, он стал бы попрошайкой и перешёл на пансион туристов, подкармливающих его рыбкой. Но тут ничего уже не поделаешь
Касательно финальной песни - она довольно интересна. С одной стороны - конечно же, абстрактная осознанная речь у дельфинов отсутствует, и перед нами очередной миф с тем, чтобы "нагнать романтики". Но с другой - если внимательно приглядеться ко второму куплету - можно открыть смысл, который авторы едва ли закладывали:
Вот это "они не догадались, что заговорить они должны" - довольно качественно отражает как раз эти романтические фантазии о "сверхспособностях дельфинов". Люди сами себе напридумывали всякой ереси, в которой в какой-то момент были уверены, и за свои фантазии спрашивали с дельфинов - как в "Тайне третьей планеты" - та цитата, которую все понимают неправильно
То есть, дельфинам забыли сообщить, что и кому они должны)
Морально-воспитательный аспект
Каждый мультфильм, рассчитанный на детскую аудиторию (да что там, вообще любое произведение искусства) так или иначе несёт в себе какую-то мораль, побуждает к каким-либо действиям и от чего-то предостерегает - то есть носит воспитательный эффект. Не бывает историй, которые бы не имели никаких выводов и морали - кроме, разве что, описательных пейзажей Пришвина - хотя и там можно вынести урок краснословия и восторгания природой
Этот мультфильм - явно не исключение - тем более, что для неокрепших умов детей в нём поставлена прекрасная ролевая модель в виде их ровесника - девочки. И, естественно, многие дети возьмут эту ролевую модель за основу собственных отношений с дельфинами в своих играх или, что печально, реальных случаях взаимодействия. И уроки, которые они могут вынести из этого мультфильма, поведение, которое у них сложится по мотивам мультфильма - тревожны:
Представьте: в поисках дружбы с дельфином ребёнок, если он не слишком блещет умом в силу возраста или других особенностей, может намеренно пойти тонуть - чтобы "добрый дельфинчик спас его и это было началом прекрасной дружбы". Это может быть лишь усугублено одиночеством девочки в мультфильме - мало ли к каким выводам может прийти ребёнок - "взрослые мешают ему меня спасать, и смущают своим присутствием - он думает, что все взрослые - живодёры и браконьеры, которые его отловят"
При встречах же с дельфином фактически, ребёнок будет действовать вопреки технике безопасности и мерам предосторожности (да и взаимоуважения), преднамеренно и целенаправленно пытаясь вступить в тактильный контакт с диким дельфином - даже если он будет нежелателен для последнего. Как следствие - нарушается хрупкое равновесие, ребёнок сам прогоняет дельфина и обламывает праздник всем. А стоит ли говорить о потенциальном поведении ребёнка, оказавшегося под влиянием, в случае выброса дельфина на берег?
Что же до дельфинария - ситуация ещё печальнее. Во-первых, этот очередной "шедевр" дополняет повесточку про "освобождение дельфинов", формируя это типичное для многих, оставшихся умом в детстве, зоозащитников "дельфинам в дельфинариях плохо". Во-вторых - опять же, в нарушение инструкций, мотивирует детей бросать в бассейн чужеродные предметы, которые будут вызывать у дельфинов негативную реакцию (испуг), срывая шоу и добавляя дельфинам стресса. Ну и, конечно, противоправные действия с изъятием дельфина. Таким образом, мультфильм несёт исключительно негативный воспитательный эффект, и строго не рекомендован детям в качестве первого знакомства с дельфинами
В заключение - мне не хочется, чтобы вам казалось, что мне так уж всё на свете не нравится - мол, разгромил всё, что наснимали, не угодить мне, видите ли. Есть и правда неплохие и смотрибельные фильмы про дельфинов. Не без косяков, но, по крайней мере, не несущие вреда и дезинформации - например, Катак, хоть на его минусы я тоже обращал внимание. Или "История дельфина". Или, в конце концов, "Остров дельфинов" Кларка. Но этот случай - другой, и этот мультфильм к просмотру я рекомендовать никак не могу - никакой научно полезной информации он не предоставляет. Это просто романтическая зарисовка со слепленным на скорую руку сюжетом, которая не имеет никакого отношения к реальной цетологии
А на сегодня на этом всё, другие, уникальные публикации по теме китообразных вы можете увидеть на этом дзен-канале, переходите в нашу уютную группу в ВК , покупайте наш фирменный мерч и полезные книги, подписывайтесь на этот канал. Оставайтесь на связи