В период раннего средневековья восточная половина Афганистана считалась частью Индии в культурном и политическом смысле. В Кабуле, Кандагаре, Газни правили в то время буддисты, индуисты и почитатели солнца. Причем, в каждой области имелись собственные государи – крупнейшими были кабульские шахи.
Напротив, западные области входили в политическую орбиту Ирана, считались частью исторического региона Хорасан и принадлежали империи Сасанидов. Зороастризм был здесь наиболее влиятельной верой – по одной из версий, Заратуштра родился в хорасанском городе Балхе. Крайний юго-запад был известен, как Систан или Сакастан – страна саков, то бишь, скифов.
Арабское завоевание Персии, начавшееся в 630-х годах, через десять лет было близко к своему завершению. Иранский шах сбежал в Хорасан, а затем Систан, которые оставались единственной незахваченной частью его владений. Йездегерд III был принят здешним правителем – неизвестно, был ли это афганский вассал или сасанидский наместник.
Но попытка продолжить борьбу и собрать ради этого налоги вызвала сопротивление местных жителей. И тогда шах был вынужден бежать в Мерв, а Хорасан и Систан были относительно легко покорены арабами. Но это был не один победный поход, а серия мелких вторжений – аравитяне чтобы не надорваться, оперировали здесь относительно небольшими силами.
В 652-м году после долгой осады был взят Герат, один из главных исторических центров Хорасана. Он и стал основным опорным пунктом и центром исламизации края. Но на восток арабы так и не смогли проникнуть из-за сложных условий и сопротивления горных племен. Тем не менее, Омейяды считались номинальными сюзеренами двух родственных династий – Зунбилов и кабульских шахов, правивших в восточной части страны.
Впрочем, после отступления арабских армий жители соответствующих регионов тут же восставали и возвращались к своей старой вере. Здесь не было никакого постоянного военного присутствия и, тем более, политического контроля. Поэтому аборигены восстанавливали старое правление при малейшем признаке слабости арабов. А проблем у тех было много: еще в 7-м веке мусульманский мир столкнулся двумя гражданскими войнами – Первой и Второй фитной.
Но даже власть над Хорасаном оставалась очень эфемерной и хрупкой вплоть до воцарения Аббасидов в 750-м году. В противостоянии с конкурирующим правящим родом Омейядов они внесли несколько корректировок в управлении Арабским халифатом. Основой их могущества стал Иран, где у них было много сторонников. Столица была перенесена в Багдад, что означало больший интерес к восточной политике и некоторое пренебрежение интересами в Средиземноморье.
Но самым главным стало то, что управление окраинами мусульманской империи было делегировано вассальным династиям местного, иранского происхождения. В Систане это были Саффариды, в Хорасане и Мавераннахре – Саманиды, в области Гор в центральной части Афганистана – Шансабани. Это обеспечило значительную консолидацию власти мусульман на востоке Ирана, хотя и косвенно.
Именно они внесли решающий вклад в исламизацию афганских земель, но происходило это очень небыстро. Даже спустя столетия в Кабуле и к востоку от него правили индуистские шахи, ставшие главными противниками мусульманского государства Газневидов.
Их наиболее сильным лидером, правившим в 964-1001-х годах стал Джаяпала, сумевший отбить у мусульман свою древнюю столицу. Но попытка собрать коалицию из числа союзных индийских раджей привела только к двум разгромным поражениям афганцев. А когда на трон сел Махмуд Газневи, он стал атаковать индуистов практически ежегодно. Несмотря на оккупацию Северной Индии и серию громких побед, окончательно династия шахов пала лишь в 1026-м году, т.е., в самом конце правления этого великого государя.
Что касается пуштунов, то их основной племенной центр в то время находился в Сулеймановых горах на территории современного Пакистана. Их обошли все мусульманские вторжения, и этот народ принял ислам мирным путем в 14-15-х веках. Но даже в 19-м столетии у язычников и огнепоклонников Афганистана оставались полунезависимые анклавы в горной части страны. Даже сейчас эта область называется Кафиристаном, а ее население кафирами, т.е. «неверными».