Несмотря на то, что мне очень понравилось, буду писать больше о минусах. И хотя пишу рецу на все три книги, прочитала я только вторую и третью, первую не достала.
Это та трилогия, которая шикарно будет смотреться в виде экранизации, но чисто как писательница Росселл далеко не всегда вытягивает те эпизоды, которые красивы сами по себе. То есть каждый эпизод атмосферен, но не всю катушку.
Это типичный гротескный мир, который стал моден после мультов Селика. Думается, мультом (именно мультом, а не средненькой сказочкой Даля, который крайне переоценён американской культурой) "Джеймс и Гигантский персик" и вдохновлена трилогия. Стелла так же живёт с двумя злобными тётушками, которые отказываются говорить ей, кем были её родители. По упоминаниям в других книгах, я поняла, что в первой книге она помогала циркачам, а заодно нашла музыкальную шкатулку матери, а также фото, на котором явно её мать и не один, а два младенца. То есть у Стеллы есть близнец.
Во второй книге Стеллу отсылают к кузенам в дом, где когда-то томилась её мать. В третьей - в школу для девочек, где когда-то эта мать училась. Разумеется, родственники постепенно будут находиться. Хорошую детективную загадку составляет только рисунок на крышке музыкальной шкатулки. Он (подсказка) даёт намёк на то, как могут звать сестру Стеллы.
Но прелесть трилогии составляет сеттинг. Чуть не написала, что "у писательницы душа художника, но она не рисует". Нет, на самом деле она рисует и она же проиллюстрировала свои книги, не знаю, чего меня так сглючило. Тут, скорее, обратная беда - она не может парой словесных штрихов составить картину того, что герои видят перед собой. Образ у тебя в голове возникает и даже отзывается в душе, но хотелось бы, чтобы эти образы были почётче и в них было больше деталей. Мир поход на то, как снимает Барри Зонненфельд. Если бы он пошёл дальше по развитию того стиля, что задал "Семейкой Аддамс", заткнул бы Тима Бёртона за пояс как стоячего. Но Зонненфельд чересчур много эксперементировал, не всегда удачно. Мне не особо заходит фильм "33 несчастья". Когда я стала смотреть сериал, от первого сезона была в диком восторге, а от второго и третьего - стала плеваться. Гротескный мир плохо продуман, в нём нет единых правил (или правил, которые хотя бы менялись от местности к местности), а потому его не интересно изучать, выискивая детали. А хуже всего то, что этих деталей нет.
У Росселл тоже нет этих деталей, но, скорее, от того, что она не справляется с объёмом. Каждый раз, как вводится новый персонаж, он продуман. Он продуман от и до, там в третьей части (я просто только что дочитала) целое семейство детей, которые сами зарабатывают на пропитание. И у них продумано всё их прошлое и как кто и почему стал вести себя так, а не иначе. Но нет намёков на то, чтобы мы развили мир больше. Мир продуманный, но авторка не может перенести его на бумагу целиком, просто оставив части, по которым мы восстановим целое.
Стелла умеет исчезать, становиться невидимой. Далее в викторианском сеттинге будут чудовища, будет (легко поспойлерю) даже целый мир фейри, так как магические способности ГГ и кое-кого ещё, кого она встретит, объясняются "остатками старого волшебства". И это тот сеттинг, который хочется развивать. Тот сеттинг, который бы я с удовольствием воплотила в жизнь (скорее всего, с помощью нейросетей).
Да, я хочу ещё этого мира, я хочу ещё книг этого автора. Но и недостаток я вижу явно - этому миру не хватает избыточности. Особенностей персонажей за пределами того, что объяснено. Чтобы хотелось писать о них фанфики.
Наверное, через недельку я сама себя покусаю, что хотя дала высшую оценку, но так много критики в реце. Потому что последние сцены - это вал атмосферы. Да, они крайне внезапные, почему-то Стелла уверена, какого именно монстра встретит. С другой стороны, это всё могло быть в первой книге, так что те, кто читал нормально, получили супербонус за ожидание.
Помещу в благодарностях пару картинок, которые сгенерила в нейросети. Не охота долго сидеть, но я знаю, какой хочу получить эффект. Хотя я вовсю расписывала Бёртона, Зонненфельда, Селика, но вижу я перед внутренним взором далеко не "Каролину" или "Паранормана". Я даже ориентируюсь не на иллюстрации самой авторки (она, возможно, Ридделлом вдохновлялась, но я просто дико обожаю Ридделла, потому могу видеть его там, где его близко нет). Я вижу самую замечательную сцену, которая оставила на моём воображении глубокий след, так как я в тот раз не досмотрела мульт, а смогла увидеть полностью только лет через десять. Я говорю про "Немо в Стране снов". И конкретно про сцену, где он спускается по лестнице и отпирает дверь темницы, где томится Владыка Кошмаров. Знаю, что мульт многие не любят, мульт ужасно не сфокусирован (там постоянно менялись режиссёры на проекте), но это один из самых красивых мультов, что я видела и некоторые сцены - бесподобны. Я не полюбила "Стеллу Монтгомери", но она оставила в моей душе достаточный сед, чтобы мне захотелось объединить её с чем-то красивым, что хранится в моей памяти.