Немного истории
В солнечный Первомай 1940 года по Советской улице Кемерова пошли первые три трамвайных поезда. Каждый их них состоял из трёх вагонов. Новенькое трамвайное депо на 50 вагонов только что построили на улице Дворцовой (сейчас это территория завода КЭМЗ). Другой конечной остановкой был конный базар на окраине города (сейчас на этом месте площадь Советов).
Кемеровский трамвайный парк был построен Азотно-туковым заводом и являлся его подразделением. Проезд стоил 20 копеек, и в первый же год своего существования трамвай «привёз» заводу финансовую прибыль.
Через год грянула война, и 80% мужчин-работников трампарка ушли на фронт. На их место встали женщины, и всю войну кемеровский трамвай продолжал работать с 5 утра до 2 часов ночи. Помимо пассажиров в трамваях приходилось организованно перевозить раненых из санитарных эшелонов, прибывавших на старый вокзал в эвакогоспитали.
В ночное время в вагонах перевозили и заготовки оборонной продукции завода КЭМЗ (этот завод разместили частью в самом трамвайном парке, а частью – в помещениях центрального универмага, что на ул. Кирова).
Зимой после смены вагоновожатые и кондукторы постоянно выходили на расчистку путей, а летом – на их ремонт. По выходным им приходилось трудиться в подсобном хозяйстве азотно-тукового завода, иначе людям было просто не выжить.
Трудовой подвиг работников кемеровского трамвайного парка золотыми буквами вписан в военную летопись Родины. «Кемеровской электротранспортной компании» предоставлено почётное право носить звание «Предприятие – труженик тыла».
Уже в первой половине 1945 года завод КЭМЗ приступил к строительству нового депо для трамвайного парка. В начале 1947 года новое депо ввели в эксплуатацию. Многократно расширившись, это депо по сей день работает на прежнем месте.
В 1950 году в структуре кемеровского трамвая появились отдельные службы: служба пути, служба энергохозяйства, служба движения и ремонтно-строительный участок. Год за годом строились всё новые километры трамвайных маршрутов. К 1973 году протяжённость трамвайных путей в городе составила без малого 100 километров. Такой она и остаётся по сию пору, соединяя с центром отдалённые окраины.
До 1970 года предприятие называлось «Кемеровское трамвайное предприятие», а с пуском троллейбусного движения стало «Кемеровским трамвайно-троллейбусным управлением». 10 новых троллейбусов с изображением пионерского галстука и надписью «Пионерский» по бортам были изготовлены из металлолома, собранного пионерами и школьниками города Кемерово.
Кстати, именно дети стали первыми пассажирами первого кемеровского троллейбуса. В следующие машины садились уже все желающие. Только за один вечер с момента торжественного пуска троллейбуса в 16 часов 30 минут 25 сентября до 1 часа ночи 26 сентября (окончание работы) было перевезено 166 тысяч пассажиров!
В семидесятые-восьмидесятые годы в городе неуклонно росла протяжённость троллейбусных линий. Один за другим открывались новые маршруты. Даже в «лихие девяностые» троллейбус в Кемерове продолжал развиваться.
Сегодня. Фото за 2016 год.
Это на Тимирязева(сейчас Соборная)до сюда ходят трамваи, далее уже реновация и новый путь будет(идёт укладка)
Ул. Терешковой. Эти убрали пути
Тут трамваи разворачивались, кольцо, у магазина Водолей
Ул. Сибиряков Гвардейцев. Было
Новые укладывают
"...памятник первому трамваю появился в Кемерове летом 2016 года.
Специалисты Кемеровской электротранспортной компании сделали подарок горожанам к Дню шахтера: по чертежам воссоздали облик исторического вагона в натуральную величину.. Вагон-музей установлен на оживленной остановке «КЭМЗ» и станет площадкой для краеведческих экскурсий.