1,6K подписчиков

Умный - в артиллерии. Что должен был знать и уметь артиллерист 16 века?

3,2K прочитали

Стрелять из пушек, определять качество пороха, и, если хочется хорошего жалования — устраивать фейерверки. Именно это считалось необходимым и достаточным набором умений артиллериста до начала войн 17 века. Учились этому не менее 5-7 лет. Недоучкам же в одной из ранних печатных книг по артиллерийскому делу строго рекомендовалось сначала доучиться, дабы неумением не портить репутацию, и тем самым заработки, всем остальным.

Артиллерийский обоз, из "Триумф императора Максимилиана I...", Франция?, рубеж 16-17 века
Артиллерийский обоз, из "Триумф императора Максимилиана I...", Франция?, рубеж 16-17 века

Что же конкретно подразумевалось под этими умениями и когда начался путь к цитате из заголовка?

Человек с линейкой и квадрантом

Ричард Райт, автопортрет, 1563. По Уолтон, 1999
Ричард Райт, автопортрет, 1563. По Уолтон, 1999

Сразу надо заметить, что в 16 веке не было никаких формальных требований к пушкарям, не было у них в Западной Европе и корпораций-цехов с соответствующими требованиями. Так что, хотя в источниках и встречается мастер артиллерист (master gunner), по факту это означало скорее должность, чем квалификацию. На что, например, современники справедливо жаловались: "Есть те, кто зовет себя мастерами, сами же умеют стрелять только прямой наводкой да и то плохо, хотя в ремесле многие годы..."

В данном случае прямой наводкой — неточный перевод английского point-blank, нулевая точка артиллерийского квадранта. Т.е. не просто прямая наводка, а при нулевом возвышении ствола.

А что от артиллеристов ожидали их наниматели и они сами, насколько можно судить по печатным и рукописных руководствам и записным книжкам?

Во-первых, собственно умение стрелять из орудий.

Из рукописи "Книга вооружений императора Максимилиана I", около 1502, репродукция рукописи Баварская библиотека CC-BY
Из рукописи "Книга вооружений императора Максимилиана I", около 1502, репродукция рукописи Баварская библиотека CC-BY

Что включало в себя, как самый минимум — умение измерить калибр орудия, калибр снарядов, будь это ядра или варианты картечи, отмерить заряд пороха, собственно зарядить орудие и выстрелить — хотя бы прямой наводкой. Несмотря на все обозначения калибров в фунтах, на практике и калибр измерялся линейкой, и порох при стрельбе именно отмеривался, а не взвешивался. Именно поэтому линейка и стала главным символом артиллеристов того времени.

Из "Книга мастера-артиллериста..." Фридрих Мейер, 1594, репродукция рукописи Баварская библиотека CC-BY
Из "Книга мастера-артиллериста..." Фридрих Мейер, 1594, репродукция рукописи Баварская библиотека CC-BY

И даже для стрельбы прямой наводкой артиллерист должен был, если не желал стрелять "по стволу", определить где на орудии сделать мушку и целик и иметь представление о величине порохового заряда для нужного калибра.

Последнее, впрочем, было самым простым — заряд обычно варьировался от 3/4 до полного веса снаряда. Кроме того, эти данные зачастую гравировались на самих артиллерийских линейках и квадрантах.

Артиллерийский складной циркуль-линейка-квадрант, Лондон, около 1580. Фото — Британский музей CC-BY
Артиллерийский складной циркуль-линейка-квадрант, Лондон, около 1580. Фото — Британский музей CC-BY

Да и в записных книжках и рукописях артиллеристов такие таблицы обычно имеются в самом начале.

Также стоило позаботиться о наличии либо шуфлы (совка для пороха) под нужный заряд у каждого, либо, с последней трети 16 века - о наличии картузов (мешочков с отмеренным зарядом пороха) подходящего под калибр диаметра. Последнее, впрочем, еще долго оставалось редкостью. И, само собой, о качестве и сухости пороха. Заготовка картечных снарядов, состояние орудийного лафета, проверка ствола на наличие раковин — тоже ответственность артиллериста.

Ну а как только речь заходит о стрельбе на чуть большие дистанции, все становилось еще сложнее. Требовался квадрант — для определения расстояния, корректировки угла возвышения орудия, для того, чтобы после возвращения орудия на место после отката и перезарядки выставить тот же угол.

Из "Искусство стрельбы...", Уильям Борн, 1587
Из "Искусство стрельбы...", Уильям Борн, 1587

А еще требовалось позаботиться о неочевидной для современного человека вещи — если лафет колесный, оба колеса должны крутиться одинаково легко. Второй момент, который в современной артиллерии компенсируется качающимися прицелами — нужно было выставить орудие ровно, без наклона вправо или влево. Для этого служил артиллерийский уровень — вариант того же квадранта с подставкой для установки на казенную часть ствола.

Артиллерийский уровень, Германия, 1573. Фото — Британский музей CC-BY
Артиллерийский уровень, Германия, 1573. Фото — Британский музей CC-BY

Возможны были и другие варианты — например, артиллерийский прицел, имеющий в себе уровень, квадрант и подвижный целик.

Из рукописи "Книга мастера-артиллериста..." Фридрих Мейер, 1594, репродукция рукописи Баварская библиотека CC-BY
Из рукописи "Книга мастера-артиллериста..." Фридрих Мейер, 1594, репродукция рукописи Баварская библиотека CC-BY

Квадрант был частым, но необязательным дополнением.

Из рукописи "Книга мастера-артиллериста..." Фридрих Мейер, 1594, репродукция рукописи Баварская библиотека CC-BY
Из рукописи "Книга мастера-артиллериста..." Фридрих Мейер, 1594, репродукция рукописи Баварская библиотека CC-BY

Использовались они так:

Их рукописи "Книга артиллерии", дрезден, 16 век
Их рукописи "Книга артиллерии", дрезден, 16 век

И немецкий автор не преувеличил в деталях оформления многих таких прицелов.

Складной артиллерийский прицел с квадрантом, Германия, 16 век. Фото — Кунсткамера Вены
Складной артиллерийский прицел с квадрантом, Германия, 16 век. Фото — Кунсткамера Вены

И. как видите, киты были очень частым мотивом оформления в уровнях и прицелах.

Но повторюсь, часто обходились и одним квадрантом.

Складной квадрант-циркуль-линейка с дополнительными шкалами и таблицами, Лондон, 1575. Фото — Британский музей CC-BY
Складной квадрант-циркуль-линейка с дополнительными шкалами и таблицами, Лондон, 1575. Фото — Британский музей CC-BY

Приемы же определения с его помощью расстояний и высоты зачастую считались уже умением мастера-артиллериста.

Из "Новой науки" Никколо Тарталья, 1537, по комментированному свободному изданию 2017
Из "Новой науки" Никколо Тарталья, 1537, по комментированному свободному изданию 2017

Которым, как утверждали современники, владели далеко не все.

Определения расстояния до недоступной точки. "Дополнения к Искусству стрельбы...", Томас Смит, 1601
Определения расстояния до недоступной точки. "Дополнения к Искусству стрельбы...", Томас Смит, 1601

Еще требовалось знать состав пороха и разными способами проверять его качество, а при необходимости — уметь организовать производство. Уметь рассчитать потребное количество волов или лошадей для марша артиллерии. Знать конструкцию лафетов.

Уметь проверить орудие на совпадение оси канала ствола и внешней оси орудия — что сердечник не перекосило при литье, что ствол затем был рассверлен без отклонений.

Из записной книжки Эдмунда Паркера, 1598, По Уолтон, 1999
Из записной книжки Эдмунда Паркера, 1598, По Уолтон, 1999

В общем, 7 лет на обучение — это, скорее, мало. Напомню, при Петре I артиллерийскому делу (правда, вместе с языками и фортификацией) учились 10-15 лет.

Попытка вычислить траекторию из соображений чистой геометрии. "Новая наука" Никколо Тарталья, 1537, по комментированному свободному изданию 2017
Попытка вычислить траекторию из соображений чистой геометрии. "Новая наука" Никколо Тарталья, 1537, по комментированному свободному изданию 2017

А вот что абсолютно точно не требовалось от артиллериста любой квалификации, так это знания о траектории снаряда и умения ее вычислять. Сама идея баллистики только зарождалась.

Достаточным было знание того, что стрельба на наибольшую дальность идет под углом к горизонту в 40-45 градусов.

А гораздо более полезным для артиллериста было знать состав горючих смесей. Как боевых (зажигательных), так и фейерверков.

Огненных дел мастер

Из рукописи "Книга мастера-артиллериста..." Фридрих Мейер, 1594, репродукция рукописи Баварская библиотека CC-BY
Из рукописи "Книга мастера-артиллериста..." Фридрих Мейер, 1594, репродукция рукописи Баварская библиотека CC-BY

Рукописи и записные книжки артиллеристов буквально заполнены всевозможной пиротехникой. Нередко собственно артиллерии посвящена лишь примерно треть записей, остальное — фейерверки и всевозможное зажигательное оружие, зачастую весьма сомнительной работоспособности.

Фейерверки и салюты — от простых огненных колес до целых салютных батарей, оформленных как замки. Десятки рецептов всевозможных смесей для получения разноцветного огня, искр.

В состав может входить что угодно — от соли, железных опилок и мышьяка до многих нерасшифрованных названий. И рефрен: хочешь заработать — умей делать фейерверки!

"Записки Михаила Васильевича Данилова, артиллерии майора, написанные им в 1771 году" — прекрасное подтверждение того, что авторы были правы и через пару сотен лет. Сделал необычный цветной огонь — карьера есть, поймал "случай". А пушки, мортиры и прочее — таких много.

При этом тема фейерверков пересекается и со вполне боевой темой осветительных снарядов. А еще со всевозможным огненно-зажигательным оружием той или иной степени практичности. Начинается все с составов для зажигательных стрел, запускаемых из луков и аркебузов. Продолжается "огненными копьями" для поджигания в упор.

Из рукописи "Книга мастера-артиллериста..." Фридрих Мейер, 1594, репродукция рукописи Баварская библиотека CC-BY
Из рукописи "Книга мастера-артиллериста..." Фридрих Мейер, 1594, репродукция рукописи Баварская библиотека CC-BY

Ну и далее чудо-снаряды, которые должны поражать противника стрелами и дробом, разбрасывать бомбы и зажигательную смесь, а еще усеивать местность "чесноком". Желательно, за один раз.

Из рукописи "Книга мастера-артиллериста..." Фридрих Мейер, 1594, репродукция рукописи Баварская библиотека CC-BY
Из рукописи "Книга мастера-артиллериста..." Фридрих Мейер, 1594, репродукция рукописи Баварская библиотека CC-BY

Хотя, я подозреваю, рецепты типа последнего предназначались больше для того, чтобы произвести впечатление на высокого покровителя и/или нанимателя.

Пользующийся же покровительством военачальника действительно опытный и умный артиллерист мог оказаться фактическим руководителем осады или, напротив, обороны крепости или гавани. Хотя не по чину (точнее, не по знатности), но такие случаи были, в воспоминаниях современников фигурируют.

Мастер осады

Из рукописи "Книга мастера-артиллериста..." Фридрих Мейер, 1594, репродукция рукописи Баварская библиотека CC-BY
Из рукописи "Книга мастера-артиллериста..." Фридрих Мейер, 1594, репродукция рукописи Баварская библиотека CC-BY

Честолюбивые молодые артиллеристы уделяли внимание и фортификации, в основном — методам осад. Как правильно вести траншеи, как выдвигать орудия на позиции ночью, как после пристрелки днем обеспечить эффективную стрельбу круглые сутки.

Как располагать батареи для борьбы с бастионной системой, как подавлять фланки, как укреплять и защищать свой лагерь... Тридцатилетняя война, в которой были проверены многие из этих идей, была уже не за горами.

Основной источник: работы Стивена Уолтона, от "Искусство стрельбы из пушек в Англии времен Возрождения", 1999, до "Научная прото-революция или сборник кулинарных рецептов? Ранние артиллерийские руководства в свете традиции ремесленных руководств", 2013.

Другие статьи об артиллерии

Подписка, комментарий, лайк или репост помогут развитию канала! Спасибо!