Стрелять из пушек, определять качество пороха, и, если хочется хорошего жалования — устраивать фейерверки. Именно это считалось необходимым и достаточным набором умений артиллериста до начала войн 17 века. Учились этому не менее 5-7 лет. Недоучкам же в одной из ранних печатных книг по артиллерийскому делу строго рекомендовалось сначала доучиться, дабы неумением не портить репутацию, и тем самым заработки, всем остальным.
Что же конкретно подразумевалось под этими умениями и когда начался путь к цитате из заголовка?
Человек с линейкой и квадрантом
Сразу надо заметить, что в 16 веке не было никаких формальных требований к пушкарям, не было у них в Западной Европе и корпораций-цехов с соответствующими требованиями. Так что, хотя в источниках и встречается мастер артиллерист (master gunner), по факту это означало скорее должность, чем квалификацию. На что, например, современники справедливо жаловались: "Есть те, кто зовет себя мастерами, сами же умеют стрелять только прямой наводкой да и то плохо, хотя в ремесле многие годы..."
В данном случае прямой наводкой — неточный перевод английского point-blank, нулевая точка артиллерийского квадранта. Т.е. не просто прямая наводка, а при нулевом возвышении ствола.
А что от артиллеристов ожидали их наниматели и они сами, насколько можно судить по печатным и рукописных руководствам и записным книжкам?
Во-первых, собственно умение стрелять из орудий.
Что включало в себя, как самый минимум — умение измерить калибр орудия, калибр снарядов, будь это ядра или варианты картечи, отмерить заряд пороха, собственно зарядить орудие и выстрелить — хотя бы прямой наводкой. Несмотря на все обозначения калибров в фунтах, на практике и калибр измерялся линейкой, и порох при стрельбе именно отмеривался, а не взвешивался. Именно поэтому линейка и стала главным символом артиллеристов того времени.
И даже для стрельбы прямой наводкой артиллерист должен был, если не желал стрелять "по стволу", определить где на орудии сделать мушку и целик и иметь представление о величине порохового заряда для нужного калибра.
Последнее, впрочем, было самым простым — заряд обычно варьировался от 3/4 до полного веса снаряда. Кроме того, эти данные зачастую гравировались на самих артиллерийских линейках и квадрантах.
Да и в записных книжках и рукописях артиллеристов такие таблицы обычно имеются в самом начале.
Также стоило позаботиться о наличии либо шуфлы (совка для пороха) под нужный заряд у каждого, либо, с последней трети 16 века - о наличии картузов (мешочков с отмеренным зарядом пороха) подходящего под калибр диаметра. Последнее, впрочем, еще долго оставалось редкостью. И, само собой, о качестве и сухости пороха. Заготовка картечных снарядов, состояние орудийного лафета, проверка ствола на наличие раковин — тоже ответственность артиллериста.
Ну а как только речь заходит о стрельбе на чуть большие дистанции, все становилось еще сложнее. Требовался квадрант — для определения расстояния, корректировки угла возвышения орудия, для того, чтобы после возвращения орудия на место после отката и перезарядки выставить тот же угол.
А еще требовалось позаботиться о неочевидной для современного человека вещи — если лафет колесный, оба колеса должны крутиться одинаково легко. Второй момент, который в современной артиллерии компенсируется качающимися прицелами — нужно было выставить орудие ровно, без наклона вправо или влево. Для этого служил артиллерийский уровень — вариант того же квадранта с подставкой для установки на казенную часть ствола.
Возможны были и другие варианты — например, артиллерийский прицел, имеющий в себе уровень, квадрант и подвижный целик.
Квадрант был частым, но необязательным дополнением.
Использовались они так:
И немецкий автор не преувеличил в деталях оформления многих таких прицелов.
И. как видите, киты были очень частым мотивом оформления в уровнях и прицелах.
Но повторюсь, часто обходились и одним квадрантом.
Приемы же определения с его помощью расстояний и высоты зачастую считались уже умением мастера-артиллериста.
Которым, как утверждали современники, владели далеко не все.
Еще требовалось знать состав пороха и разными способами проверять его качество, а при необходимости — уметь организовать производство. Уметь рассчитать потребное количество волов или лошадей для марша артиллерии. Знать конструкцию лафетов.
Уметь проверить орудие на совпадение оси канала ствола и внешней оси орудия — что сердечник не перекосило при литье, что ствол затем был рассверлен без отклонений.
В общем, 7 лет на обучение — это, скорее, мало. Напомню, при Петре I артиллерийскому делу (правда, вместе с языками и фортификацией) учились 10-15 лет.
А вот что абсолютно точно не требовалось от артиллериста любой квалификации, так это знания о траектории снаряда и умения ее вычислять. Сама идея баллистики только зарождалась.
Достаточным было знание того, что стрельба на наибольшую дальность идет под углом к горизонту в 40-45 градусов.
А гораздо более полезным для артиллериста было знать состав горючих смесей. Как боевых (зажигательных), так и фейерверков.
Огненных дел мастер
Рукописи и записные книжки артиллеристов буквально заполнены всевозможной пиротехникой. Нередко собственно артиллерии посвящена лишь примерно треть записей, остальное — фейерверки и всевозможное зажигательное оружие, зачастую весьма сомнительной работоспособности.
Фейерверки и салюты — от простых огненных колес до целых салютных батарей, оформленных как замки. Десятки рецептов всевозможных смесей для получения разноцветного огня, искр.
В состав может входить что угодно — от соли, железных опилок и мышьяка до многих нерасшифрованных названий. И рефрен: хочешь заработать — умей делать фейерверки!
"Записки Михаила Васильевича Данилова, артиллерии майора, написанные им в 1771 году" — прекрасное подтверждение того, что авторы были правы и через пару сотен лет. Сделал необычный цветной огонь — карьера есть, поймал "случай". А пушки, мортиры и прочее — таких много.
При этом тема фейерверков пересекается и со вполне боевой темой осветительных снарядов. А еще со всевозможным огненно-зажигательным оружием той или иной степени практичности. Начинается все с составов для зажигательных стрел, запускаемых из луков и аркебузов. Продолжается "огненными копьями" для поджигания в упор.
Ну и далее чудо-снаряды, которые должны поражать противника стрелами и дробом, разбрасывать бомбы и зажигательную смесь, а еще усеивать местность "чесноком". Желательно, за один раз.
Хотя, я подозреваю, рецепты типа последнего предназначались больше для того, чтобы произвести впечатление на высокого покровителя и/или нанимателя.
Пользующийся же покровительством военачальника действительно опытный и умный артиллерист мог оказаться фактическим руководителем осады или, напротив, обороны крепости или гавани. Хотя не по чину (точнее, не по знатности), но такие случаи были, в воспоминаниях современников фигурируют.
Мастер осады
Честолюбивые молодые артиллеристы уделяли внимание и фортификации, в основном — методам осад. Как правильно вести траншеи, как выдвигать орудия на позиции ночью, как после пристрелки днем обеспечить эффективную стрельбу круглые сутки.
Как располагать батареи для борьбы с бастионной системой, как подавлять фланки, как укреплять и защищать свой лагерь... Тридцатилетняя война, в которой были проверены многие из этих идей, была уже не за горами.
Основной источник: работы Стивена Уолтона, от "Искусство стрельбы из пушек в Англии времен Возрождения", 1999, до "Научная прото-революция или сборник кулинарных рецептов? Ранние артиллерийские руководства в свете традиции ремесленных руководств", 2013.
Другие статьи об артиллерии
Подписка, комментарий, лайк или репост помогут развитию канала! Спасибо!