Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Тайны Cредневековья: связь религии, истории психологии и генетического страха перед гипнозом.

На протяжении своей практики сталкиваюсь с людьми, которые бояться гипноза. Будут годами, по несколько раз в неделю, ходить на психоанализ, только не на гипноз (я не против подхода, просто не мой метод, приветствую более быстрое решение проблем). Несколько раз слышала ответ – Бог против. Это очень сильное убеждение, с Богом не поспоришь, так как какое-либо стороннее вмешательство запрещено религиозными деятелями для прихожан, ибо грех. Тут тоже не поспоришь. Переубеждать религиотерапию смысла нет, каждый молится как ему нравится, лишь бы помогало. Хотя и на этот убедительный страх в истории психологии тоже найдется ответ.

Тема гипноза необычайно популярна. Вокруг него выстраиваются самые невероятные истории и мистификации. Все это граничит с правдой и полуправдой, проходя по тонкой грани и вводя в заблуждение. А так ли на самом деле? Разберемся? А разбираться мы будем только за счет истории психологии, в которой можно найти все ответы.

Хотелось бы начать с того момента как, откуда и когда пришёл гипноз. И в этом вопросе нам поможет таже самая история.

Гипноз как явление известен уже давно и имеет древние корни. Его можно обнаружить в различных культурах, религиозных практиках Средневековья.

Начнем с V–IV вв. д.э.

Древние практики, которые могут считаться предшественниками современного гипноза, включают различные ритуалы и методы, используемые в различных культурах для изменения сознания и достижения трансового состояния. Вот некоторые из них:

– Шаманские практики.

Шаманы используют техники танцев, пения, барабаны и гипнотический монотонный ритм, чтобы войти в транс и установить контакт с духами и мирами иной реальности.

В трансе шаманы устанавливают контакт с духовными силами, божествами и духами предков, помогая исцелиться физически или духовно. Могут видеть видения о будущем и помогать людям в нахождении их истинного пути. Каждый шаман и каждое сообщество могут иметь свои уникальные цели и ценности в связи с практикой транса в рамках их шаманской традиции. Так же по сей день в разных странах мира есть профессионалы, практикующие шаманизм и с огромным успехом помогающие людям.

- Индийская йога и медитация.

Древние индийские тексты описывают методы медитации и самогипноза, которые позволяют практикующему изменить состояние своего сознания и личность.

И по сей день в их практиках ничего не поменялось. Находясь в постоянной гармонии и связи с природой, они практикуют изменённое состояние сознания, познавая истину о себе, о мире и о сути реальности, достигая просветления или освобождения от цикла сансары.

-2

- Гипноз в древнем Египте.

В египетских текстах можно найти упоминания о специальных словах и магических формулах, которые использовались для внушения и изменения сознания. В современном понимании термин как таковой не существовал. Существовали практики и обряды, которые могли напоминать о состоянии гипноза или транса.

В древнем Египте занимались различными видами духовных и целительных практик, которые включали в себя ритуалы, медитации, иные формы альтернирующего состояния сознания. Священные тексты, магические формулы и церемонии могли быть использованы для вызывания специфических состояний ума у людей.

Известно, что египтяне практиковали исцеление и целительство с помощью магии и ритуалов. Жрецы и целители могли входить в специальные состояния сознания при исполнении ритуалов, чтобы общаться с духами или божествами, исцелять людей или предсказывать будущее.

Таким образом, в древнем Египте могли существовать некоторые формы практик, которые можно сопоставить с современным представлением о гипнозе, но в рамках их мифологии, религиозных представлений и культуры.

-3

- Древняя Греция: бог сна и сновидений Гипнос и его сын Морфей.

Греки практиковали "лечебный сон" (известный как incubation), когда люди приходили к храмам Асклепия, бога-целителя, для того чтобы получить исцеление через сновидения, которые вводили их в трансовое состояние. У древних греков были свои методы воздействия на сознание и подсознание людей, которые можно сравнить с элементами гипноза.

Например, греческие жрецы в храмах могли использовать ритуалы, музыку, гипнотические песнопения и другие методы для внушения измененных состояний сознания у своих последователей. В ходе таких ритуалов люди могли погружаться в состояние подобия транса, испытывать глубокую медитативную релаксацию или переживать особые видения.

Древнегреческий поэт Гомер в своих произведениях описывает музыкальные ритуалы, способные унести слушателя в состояние покоя и медитации. Также у греков было понятие "сократического метода", когда проводилась диалектика и вопросы могли внушать интересные мыслительные состояния.

Таким образом, хотя практика гипноза в современном понимании и не существовала в Древней Греции, некоторые элементы и методы воздействия на сознание и подсознание людей, которые были применены в тот период, напоминают о некоторых аспектах современного гипноза.

-4

Эти примеры из практик показывают, что желание изменить сознание и войти в трансовое состояние сопутствовало человечеству на протяжении всей его истории, а многие элементы из этих древних методов вполне узнаваемы в современном понимании гипноза.

В донаучной терапии в основном описываются различные магические практики и обряды в разных культурах, которые пережили всех и всё и сохраняются до сих пор. Это и церковные хоровые пения, и блеск свечей, и запах ладана. Это и гонг, пришедший из Китая и других юго-восточных стран — Тибета, Индии, Бали, Таиланда, Бирмы. Ритмичный бой баранов. И всё это приводит человека в состояние транса, лёгкого гипноза. Всё это существовало и существует по сей день у разных народов. И за всеми этими ритуалами стоят механизмы внушения и самовнушения, которые и работают на основе транса и гипнотического состояния.

И, конечно же, тогда и речи не было о каких-либо психотерапевтах, – это были врачеватели, которые работали по всему миру и до сих пор работают в своём трансово-гипнотическом подходе с людьми, успешно помогая им.

Одной из важнейших характеристик средневековой европейской науки, в частности психологии, была её тесная связь с религией. Психологии как самостоятельной области исследований в период Средневековья не существовало. Психологические знания включались в религиозную антропологию (учение о человеке).

В то время церковь играла значительную роль в социуме и имела значительное влияние на массы. Один из методов, которые церковь использовала для укрепления своей власти, было внушение страха среди верующих. В этот период люди жили в условиях политической и религиозной нестабильности, и церковь активно использовала страх перед дьяволом и напастью для управления поведением своих прихожан. Страх перед дьяволом был широко распространен и использовался церковью как средство контроля над верующими. Людей предупреждали, что они должны поддерживать веру и следовать заповедям церкви, в противном случае они рисковали лишиться спасения и подвергнуться воздействию дьявольских сил. Этот страх заставлял людей обращаться к церкви за защитой и руководством, что укрепляло позицию церкви как духовного авторитета. Кроме того, церковь также старалась контролировать понимание и практику врачевания. Врачи и целители, которые предлагали альтернативные методы лечения, могли рассматриваться как угроза для церкви, поскольку их практики могли конкурировать с религиозными обрядами и учениями церкви. Церковь стремилась подавлять любые формы конкуренции и сохранять свою монополию на духовное руководство и лечение.

Эти методы позволяли церкви укреплять свою власть, сохранять контроль над массами и поддерживать статус-кво в обществе Средневековья.

И вот он, – первый генетический страх, который передается по наследству от предков. Который может проявляться в виде опасения перед определенными ситуациями, объектами или животными, и может быть связан с определенными генетическими факторами или травмами, пережитыми предками. Генетический страх глубоко укоренен в нашем подсознании и не всегда очевиден для понимания.

Хотелось бы немного добавить про генетические страхи.

Современные исследования в области генетики и психологии предоставляют новые данные о природе и происхождении генетического страха. Исследования показывают, что определенные генетические факторы могут влиять на возникновение страхов и тревожных реакций у людей. Техники гипноза и гипнотерапии также получают все большее признание в современной психологии как эффективные методы работы с различными видами страхов и фобий, включая генетически обусловленные. Гипнотерапия позволяет обращаться к глубоким слоям подсознания и менять негативные убеждения и поведенческие паттерны, связанные с генетическим страхом. Эти современные подходы представляют собой эффективные инструменты для работы с генетическим страхом, которые дополняют и расширяют традиционные методы психотерапии и исследований в области психологии.

Все эти страхи можно и нужно убирать, все уже придумано нашими предками!

Данная статья лишь кратко касается темы влияния религии на психологические представления в средневековье. Для более глубокого понимания этого вопроса может быть полезно рассмотреть аспекты культурной и религиозной истории, а также соответствующую литературу по истории психологии и медицины. Кроме того, дальнейшие исследования могут обратить внимание на влияние этих идей и практик на современное общество и понимание психического здоровья.

И в заключение. Исторические практики, связанные с гипнозом и измененными состояниями сознания, демонстрируют, как религия и медицина тесно переплетались в Средневековье. Церковь использовала страх и контроль как средства поддержания своего авторитета и монополии на духовное руководство и лечение. Эти аспекты истории помогают понять, какие факторы формировали психологические представления и практики в тот период времени.

Источники;

Дэвида Барретта "Психология религии и совладения: теория, исследования, практика"

"Культурная история человеческого тела в эпоху средневековья" (редакция, христианская)

Карен Армстронг, "История Бога: 4000-летние поиски иудаизма, христианства и ислама"

Автор: Дидюк Наталья Сергеевна
Специалист (психолог)

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru