Вы только представьте себе: команда разработчиков проливает кровь, пот и слезы на протяжении нескольких лет, чтобы создать потрясающую игру с сотнями часов контента. Они вкладывают душу в каждую деталь, стремясь подарить игрокам незабываемые впечатления и захватывающие приключения.
Но стоит игре выйти, как она оказывается в эпицентре шквала критики и ненависти. Даже если игра объективно хороша, всегда найдутся те, кто готов облить ее грязью по любому поводу. Игроки ведут себя как избалованные дети, капризно выискивая малейшие изъяны и концентрируясь исключительно на негативе.
Реддит, X, форумы, ютуб, «буржуйский» и русский сегменты интернета — повсюду слышатся капризные голоса.. Причем поводы для недовольства с каждым годом становятся все более надуманными и мелочными. Игроки превратились в капризных детей, выискивающих малейшие изъяны и концентрирующихся исключительно на негативе. А их жалобы все чаще напоминают истерику, нежели конструктивную критику.
А если к этому добавить политический флейм и разделение игрового сообщества на враждующие лагеря? Получится рецепт катастрофы, способной разрушить любой проект, независимо от его качества. Что происходит, кто виноват, и что делать?
На примере Skull and Bones
Ярким примером этой печальной тенденции стала игра Skull and Bones от Ubisoft. Разработчики вложили немало сил в создание увлекательного пиратского мира с морскими сражениями, но столкнулись с волной критики, которая грозила поглотить весь проект.
- Одни игроки ныли из-за якобы чересчур аркадного геймплея, забывая, что целевой аудиторией были не хардкорные симуляторы, а широкая публика.
- Другие жаловались на графику, не видев настоящего моря ни разу в жизни.
- Третьи кричали о багах, совершенно игнорируя тот факт, что любая игра на старте имеет определенные проблемы, которые со временем исправляются. Да что уж там, о багах кричали на стадии бета-теста, и к релизу большинства уже не было — всё же, Ubisoft из тех, кто ещё делают рабочие игры — но это уже не помогло.
- Четвертых не устроила политика микротранзакций, хотя она стала нормой в современной игровой индустрии.
- Пятые увидели в игре «толкание повесточки» только потому, что игроку предлагалось поговорить и получить задание от женщины (о ужас!).
- Ну, а шестых, напротив, обидел недостаток инклюзивности и дефицит темнокожих персонажей в пиратском сеттинге.
Модельный пример
В итоге игроки просто закидали Skull and Bones навозом, а разработчики получили лишь негатив и разочарование вместо заслуженной похвалы за проделанную работу (хотя, к их чести, не забросили проект). И, к сожалению, это стало сегодняшней нормой в игровой индустрии.
Ведь сказанное выше относится к... АБСОЛЮТНО ЛЮБОЙ AAA-игре последних пяти лет. Без исключений.
Кто-то да оскорбится чем-то в игре, и пошло-поехало. Примеров AAA-игр, которые бы не утопили в помоях в ходе онлайн-дискурса после 2020 года, можно пересчитать по пальцам одной руки... Пьющего фрезеровщика.
От дискуссии к дерьмомету
Если раньше выход игры сопровождался пусть яркой, но дискуссией сторонников и противников проекта, где в споре рождалась истина, то теперь все не так.
Теперь дерьмометы и минусаторы «расчехляют» абсолютно все. А довольные игрой, в большинстве, просто молчат, лишь бы не попасть под перекрестный огонь ненавистников. Потому что у нас стало просто не модным хвалить хоть что-то и хоть за что-то. Уже пару лет назад человека просто уничтожали в комментариях, если он пытался указать на то, что игра хорошая.
А сегодня человека готовы буквально раздавить и уничтожить в социальных сетях просто за то, что он показывает: «Посмотрите, вот здесь, здесь и здесь сделано хорошо!». Игровое сообщество превратилось в ядовитую трясину, где сожрут любого, кто посмеет усомниться в «объективных» недостатках.
Так что неудивительно, что в этом негативном шуме довольные игрой, в большинстве своем, просто молчат, лишь бы не попасть под перекрестный огонь ненавистников. Ведь у нас стало просто не модным хвалить хоть что-то хоть за что-то.
Трижды переваренный кал
Из-за этого токсичного климата разработчикам приходится постоянно оглядываться на потенциальные поводы для бунта и истерики. Любая мелочь может стать камнем преткновения.
Кто-то посчитает слишком большую грудь персонажа сексизмом. Кто-то ляпнет про «твиттерную повесточку». Третий увидит оскорбление своего мировоззрения и религиозных «чувств». Причем речь идет вовсе не о явных косяках или проблемах проектов. Нет, люди ноют по любому, даже самому незначительному поводу — от неправильно подобранных цветов до мелких деталей в геймплее, которые не понравятся кому-то из «ценителей».
И чтобы хоть как-то снизить риски, студии вынуждены превращать свою продукцию в выхолощенный, безвкусный, трижды переваренный кал без яркой индивидуальности и смысла. Всё — в робкой надежде: «а вдруг пронесёт?».
Не пронесёт
Но это не помогает — в силу политической и культурной поляризации общества, а также мелочности претензий всё равно кто-то, да оскорбится.
Кого-то не устроит «повесточка» (даже если она заключается лишь в том, что авторы посчитали женщину человеком). Кого-то, напротив, оскорбит отсутствие меньшинств и «неправильная репрезентация».
Кто-то расстроится системными требованиями или тем, что в трейлере не показали геймплей. Понеслась душа по трубам, режь четыре огурца — найдётся повод для негодования у каждого человека с завышенными ожиданиями и заниженным уровнем терпимости.
- Яркий пример - недавний выход ремейка Resident Evil 4. Одни кричали, что игра слишком политкорректная и там убрали пару сомнительных шуток. Другие жаловались, что там недостаточно представлены ЛГБТ-персонажи. Третьи ругали управление и требовали классический стиль. В итоге разработчики попали под перекрестный огонь со всех сторон.
- Та же история с The Last of Us Part II, которая вообще оказалась под перекрестным огнем войны культур, оставив равно недовольными все стороны флейма...
Так что бесполезно пытаться угодить всем. В наше время токсичности всегда найдется кто-то, кому игра не понравится по каким-то надуманным причинам.
Всесто итога: Надежды нет?
Из-за этих нытиков разработчики вынуждены постоянно подстраиваться под капризы недовольных, а игровое сообщество заполонили негативисты, ищущие малейшие изъяны. Это грозит деградацией индустрии, когда яркие и смелые идеи будут задушены в зародыше, а на рынке останутся лишь безликие и скучные проекты.
Конечно, всегда будут люди, которым игра действительно не понравилась. И это нормально — ведь вкусы у всех разные. Но проблема в другом — в том, что любая, даже самая незначительная деталь, может вызвать бурю негодования и травлю разработчиков. А таланты и усилия, вложенные в создание игры, перечеркиваются потоком ненависти.
В этой бесконечной войне нытиков и создателей проигрывают обе стороны, а главное — теряет вся индустрия. Мы рискуем в скором времени оказаться в мире, где на прилавках будут лежать лишь невзрачные, серые поделки. Игры без души, без полета фантазии, без цели и смысла существования...
Поэтому, быть может, пришло время каждому из нас по-новому взглянуть на ситуацию? Перестать хвататься за вилы по малейшему поводу и начать ценить старания разработчиков. Ведь за каждым проектом стоят годы упорного труда огромных команд. И стоит ли превращать эти усилия в посмешище из-за мелких огрехов и субъективных претензий?
Жаль только, что это идеализм. А если смотреть на вещи без розовых очков, то я вижу мало надежд на исправление ситуации в ближайшее время. Общество лишь становится более поляризованным, а культура обид процветает... Решать нам — жизнь или смерть для индустрии развлечений?
Статью для вас подготовил: В. Волков. Игрок с пятнадцатилетним стажем и молодой рецензент.
Играйте в хорошие игры!