А что, если? Вжух и доллар по шесть рублей. Удивитесь, но приятного будет мало

693 прочитали

Вот были же времена, когда валюта стоила дёшево. Выходные можно было провести в Милане или Париже, пол-Москвы ездило на премиальных авто немецкого производства, а сумочками Louis Vuitton можно были удивить разве что прабабушку из деревни. Многие воспринимают те времена с теплотой. И далеко не все понимают, что снижение курса валюты в 2-3 раза сильно ухудшит уровень жизни практически каждого. Думаете, что такого не может быть? А вот давайте пофантазируем.

Вводная

Сильнее всего у меня «выстрелила» статья о национализации Соликамского Магниевого Завода:

Может быть благодаря высокой актуальности самой темы. А может и благодаря очень яркой аналогии с рисками потерять купленную в ипотеку квартиру, когда-то давно приватизированную первым собственником. Мне же интересно заниматься просвещением людей в сфере экономики. Но как объяснить влияние экономики на все сферы нашей жизни таким образом, чтобы это было одновременно понятно, увлекательно и правдиво?

Один из вариантов - писать фантастические истории, отличающиеся от реальности всего лишь одним экономическим параметром. А внутри самой истории детально описывать, как меняются социально-общественные факторы в результате изменения одного лишь параметра. В том числе не очевидные на первый взгляд изменения. А для того, чтобы отличия от реальности были более выпуклыми, я намеренно буду «выкручивать» изменения за пределы возможного.

Первой темой будет знакомая по опыту из прошлых 20-30 лет история с валютами. Изменением валютного курса на 20-30% не удивить никого. Доллар по 30 рублей видели многие, некоторые даже успели воспользоваться преимуществами такого курса в личных целях. А многие ли помнят время, когда доллар стоил 6 рублей? Лучше ли станет жизнь в стране?

История абсолютно выдуманная и не реалистична. Поэтому принимаем ещё несколько допущений:
1. Рынок реагирует на стремительные изменения одинаково вяло по всем направлениям. Подстройка ценников и управленческих процессов растягивается на недели;
2. Изменение курса валют происходит мгновенно и одним движением. Никто заранее не знает о предстоящих изменениях и никак специально к ним не готовится;
3. Противники изменений отсутствуют как класс. Изменения принимаются без пререканий. Отсутствуют подпольные рынки, работающие по «старым правилам», попыток вернуть всё как было не предпринимается.
И ещё раз: статья написана с целью демонстрации влияния отдельно взятых экономических параметров на общественно-социальную жизнь. Это не предсказание. Не страшилка и не призывы к действию.

Итак, сказочная ситуация. Президент выступает перед народом на прямой линии и объявляет:

- «С текущего момента и впредь я устанавливаю стабильный и единый курс доллара, равный 6 рублям. Кроме того, я объявляю официальный курс валют других стран к рублю в пропорции кросс-курсов евро-доллар, фунт-доллар и других валютных пар. Соответственно, на текущий момент официальная стоимость евро около 6 рублей, 36 копеек, курс фунта 7 рублей 38 копеек, курс японской йены 4 копейки и так далее. Центробанку обеспечить обмен рублей на валюту по стабильному курсу».

Вжух, и доллар 6 рублей
Вжух, и доллар 6 рублей

Уж не ясно как, но Центробанк поручение исполнить смог. Люди опасливо приходили в обменные пункты с 12 000 рублями и получали на руки аж $2 000. Более продвинутые, сидя в телефоне, меняли в банковских приложениях честно заработанные три миллиона рублей на $500 000. И абсолютно все граждане, независимо от доходов, вероисповедания и уровня патриотизма принялись формировать список покупок.

Мгновенная эйфория

В первый же день были распроданы все авиабилеты за рубеж на три месяца вперёд. Несмотря на то, что 66% граждан никогда не имели загранпаспорта, остальные 34% желали слетать в другие страны как можно раньше. Лишь немногие летели с целью провести отпуск мечты. Отдых на Мальдивах по новому курсу стоил не дороже 100 000 рублей. Япония готова была принять российских туристов на целый месяц за 120 000 рублей. Большинство же летело в другие страны челноками. Порой, одним днём, взяв отгул на работе.

Дисбаланс на рынке потребительских товаров

Дело в том, что магазины техники почему-то не спешили снижать цены на зарубежную продукцию. Шутка ли: последний iPhone в магазине продают по 130 000 рублей, а в Турции и ОАЭ по актуальному курсу смартфон можно купить за 6 000 рублей. Аналогичная разница по игровым консолям, брендовым шмоткам, духам. Кто-то давно мечтал о часах марки Omega. Раньше они стоили от 250 000 рублей, а по актуальному курсу продавались в фирменном магазине города Дубай за 20 000 рублей. Схема была проста: летишь в другую страну, покупаешь два айфона, две сумочки женские, две пары часов, две приставки, два ноутбука, каких-нибудь ювелирных изделий по две штуки и везёшь всё это добро обратно. Почему по два одинаковых изделия? Больше нельзя - таможня может придраться. То, что нужно оставляешь себе, остальное перепродаешь знакомым с небольшой наценкой. И сам затариваешься за копейки и билеты на самолёт окупаешь и мир посмотреть успеваешь.

Особо предприимчивые граждане решили бороться с острым дефицитом предложений на автомобильном рынке. Даже с учётом недавно подорожавшей растаможки, за 1,5 миллиона рублей можно было привезти в страну практически всё. Годовалый Land Cruiser 300, BMW 5 серии в последнем кузове, Dodge Challenger HellCat… Москва не первый год борется с Дубаем за звание столицы роскошных автомобилей. А тут в конкуренцию вступили Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород и другие города-миллионники России.

Стоимость потребительских товаров при курсе 6 рублей за доллар
Стоимость потребительских товаров при курсе 6 рублей за доллар

Сбой кредитования

Люди массово побежали оформлять кредиты. Но банки не спешили выдавать крупные суммы на руки. Не сговариваясь между собой, финансовые воротилы как-то синхронно определили максимальную сумму кредита - шестьсот тысяч рублей (эквивалент $100 000). И то, только для самых лояльных и обеспеченных клиентов. Подавляющее большинство граждан могло рассчитывать не более, чем на 60 000 рублей, что было даже меньше средней месячной заработной платы. Причины такого резкого изменения кредитной политики были ясны. Во-первых, банки не дураки и сами были не прочь заработать на таком внезапном подарке судьбы. А во-вторых, банки весьма точно определяли риски невозврата крупных сумм. Вот выдашь ты человеку три миллиона рублей якобы на ипотеку. Что он будет делать? Вероятно, обменяет их на доллары/евро/дирхамы, соберёт все вещи и переедет с этими деньгами в Турцию/Таиланд/ОАЭ. Купит там несколько квартир, в одной будет жить, остальные сдавать и жить на доходы от аренды. Ищи его потом, свищи.

Счастливчики

Конечно же, во всей этой истории больше всех выиграли те, кто буквально вчера-позавчера получил рубли за проданные квартиры-машины. Те, кто успели получить расчёт по ценам до резкого обвала стоимости валют. Автомобиль, стоимостью в миллион рублей по «старому курсу» оценивался в $11 000, а по актуальному курсу уже в $166 700. Обычная московская двушка в спальном районе ценой в 18 миллионов рублей делала вчерашних офисных клерков долларовыми мульти-миллионерами. Буквально несколько десятков тысяч человек на всю страну вытянуло счастливые билеты. Переведя всю имеющуюся наличность в доллары и евро, даже не пытаясь распродать остатки активов, эти люди эмигрировали в США, Швейцарию и Новую Зеландию изучать на своем личном опыте все прелести капиталистического мира.

Страна не спеша привыкала к новым экономическим реалиям и радовалась новым возможностям. Но неприятности были только впереди.

Невыносимое похмелье

Пока физические лица радостно хвастались друг другу совершаемыми покупкам, руководители предприятий судорожно перебирали потенциальные способы выживания.

Более сносно чувствовали себя представители IT-отрасли. Если бы не риски потенциального снижения выручки в несколько раз на горизонте нескольких лет, можно было бы говорить о том, что они даже выиграли. До изменения валютного курса техника стоила дорого, наиболее компетентные специалисты уходили работать в зарубежные стартапы. И даже зарплатами в 300 – 500 тысяч рублей в месяц их было трудно удержать.

Переполох на рынке труда

До курсового чуда это было около $3 000 - $5 000, что соизмеримо с зарплатами в Европе, но сильно меньше зарплат в Калифорнии. После обновления курса те же 300-500 тысяч рублей уже эквивалентны $50 000 - $85 000, что соразмерно с зарплатами ТОП-менеджеров в гугле и эпл. Калифорнийские разработчики (не только русскоговорящие, но и родившиеся в Америке) начали предлагать свои услуги и проситься на работу в российских компаниях. Одни были готовые работать удалённо за $20 000 (120 000 рублей по актуальному курсу), другие были готовы к релокации в Россию с сохранением семьи в Калифорнии за $40 000 (240 000 рублей) в месяц. И тот и другой вариант давали возможность внедрения ноу-хау от лучших разработчиков мира. А ещё сократить расходы на персонал, принимая калифорнийских гастарбайтеров взамен излишне дорогих российских кодеров.

Гилфойл и Динеш в поисках вакансий российских компаний
Гилфойл и Динеш в поисках вакансий российских компаний

IT-гиганты неспешно, без лишней пыли разрывают трудовые договора по соглашению сторон с местными программистами. Да, приходится выплачивать по 3-5 средних зарплат, но это выгодно, ведь на их место приходят более квалифицированные экспаты из Калифорнии, готовые работать на меньшей зарплате.

За новыми трендами следят компании из транспортной, строительной, аграрной отраслей и пытаются примерить опыт на себя. Российский рабочий в среднем работает более 70 000 рублей в месяц. Квалифицированный зарубежный специалист готов делать тоже самое за 42 000 рублей. Около десяти тысяч будет уходить на аренду койки в общежитии, ещё тысяч двенадцать на еду. На оставшиеся $3 000, переправляемые семье на Родину, родственники будут жить весьма недурно во многих уголках мира. Уже есть мигранты из Болгарии, Эстонии и Пакистана, желающие работать в российских компаниях. Осталось лишь убедить правительство одобрить план по найму специалистов из-за рубежа взамен сильно дорогих российских работников.

Обвал экспорта и проблемы на внутреннем рынке

И ведь решение о сокращении персонала давно просят принять компании-экспортёры. Несмотря на то, что в долларах стоимость нефти выросла до $90 за баррель, в национальной валюте это всего лишь 540 рублей. А себестоимость добычи того же барреля (с учётом падения стоимости оборудования) – 2 000 рублей! Продавать нефть на мировом рынке уже экономически нецелесообразно. Логичнее прекратить добычу и сохранить ресурсы для более лучших времён. Но что делать с внутренним рынком?

Бензин и дизель уже давно являются базовыми ресурсами, влияющими на ценообразование всех видов товаров. С целью недопущения гиперинфляции правительство негласно приказало удерживать цены на топливо на уровне инфляции. Но ведь нефтяные компании не могут вечно работать в убыток. Экспорт остановлен полностью. Инвестиции в развитие производства тоже. Но это лишь вершина айсберга. Кроме увольнения ранее задействованных на экспортных продажах людей, надо задумываться о сокращении зарплат тем, кто останется работать в компании.

Экономика добычи нефти при курсе 6 рублей за доллар
Экономика добычи нефти при курсе 6 рублей за доллар

Аналогичные проблемы и в других отраслях. Китайский металл дешевле российского, автомобили российской сборки не покупают даже госструктуры. А зачем, если за цену одного отечественного автомобиля можно купить пять таких же зарубежной сборки?

Более-менее чувствуют себя лишь в пищевой промышленности. Но и там рентабельность на уровне безубыточности. Производители одновременно готовы и повышать цены выше инфляции и сокращать персонал и снижать заработные платы оставшимся работникам, только для того, чтобы гарантировать себе работу без убытков.

Рынок ценных бумаг и другие активы

А вот здесь полный штиль. В буквальном смысле. Всем нужны ликвидные рубли для обмена на доллары. Наиболее предприимчивые принялись продавать свои акции и квартиры. Но покупателя на рынке не было. Свободные рубли сразу же конвертировались в валюту. А скидывать акции и квартиры с дисконтом в 30%..50% никто не был готов. Поэтому что цены на квартиры, что цены на акции зафиксировались на уровне до обрушения стоимости валют. Объём реальных сделок при этом упал в десятки раз.

Проблемы федерального бюджета

Руководитель федерального казначейства (РФК) впопыхах вбежал в кабинет главы Правительства (ГП).

«Михал Михалыч, у меня на руках последние актуальные цифры по бюджету. Есть хорошая новость и плохая. С какой начинать?» - начал с порога глава всех счетоводов.

«Достали уже плохие новости. Неделю назад нефтяники требовали компенсации их убытков за счёт госбюджета, а сегодня металлурги грозились остановить доменную печь. Давай с хорошей»,- ответил ему глава Правительства.

РФК: «Благодаря повышенному утилизационному сбору на автомобили к концу года в бюджет должно поступить свыше 2 триллионов рублей незапланированных доходов».

ГП: «Два триллиона – это хорошо, но погоды не сделает. А плохая?»

РФК: «В результате полного прекращения экспорта нефтегазовых ресурсов госбюджет потеряет 8 триллионов рублей. А ещё прогнозируются снижения доходов по налогам на доходы физлиц…»

Казначей не успел договорить.

ГП: «Ты совсем меня в могилу свести хочешь? Это же четверть доходов страны. Что значит ещё прогнозируется? Какая итоговая цифра?»

РФК: «Предварительно, доходы упадут с 34 триллионов до 20 триллионов рублей».

ГП: «Твои предложения?»

РФК: «А что мои предложения? Я в казначействе работаю. Моё дело считать и сигнализировать о расхождениях доходов с расходами и выявлять нецелевые траты. А вот отвечать на вопрос «что делать» - задача министерства финансов.»

Глава правительства совсем погрустнел. В его голове не было ни одного приемлемого решения.

Было очевидно, что проблемы сведения госбюджета, а также проблемы нефтяников и вообще всего производственного сектора можно решить возвращением курсов валют к уровню 100 рублей за доллар. Но в глазах народа утвердивший такое решение будет выглядеть главным грабителем и инициатором развала страны.

А может так и заявить металлургам: хотят останавливать печь, пусть останавливают. И их же объявить потом врагами народа. Вместе с нефтяниками. А кто потом будет пускать производство заново? И возможно ли будет его потом запустить?

А если ничего не делать? Средняя зарплата в три раза выше МРОТ. Даже если промышленники действительно уволят всех с выплатой трёх зарплат, у людей будет возможность девять месяцев искать работу и жить на этот МРОТ. Только что будут делать люди, взявшие ипотеку на 30 лет? С МРОТ они даже проценты выплачивать не смогут. А это коллапс всей банковской системы...

Послесловие

Конечно, такой сценарий нереален. Даже если официальный курс установят на уровне 6 рублей за доллар, «черный рынок» сделает своё дело и расставит всё по своим местам. Но именно такого рода рассуждения позволяют выявить неочевидные последствия, казалось бы, максимально благоприятных идей.

Как думаешь, в какую сторону двинется курс валют к концу года?

Понравилась статья? Хочешь дальше читать статьи с глубокой аналитикой? Подпишись, поставь лайк, скажи спасибо автору в комментариях. Это поможет мне в продвижении канала.

Не пропусти другие интересные материалы канала: