Найти тему

От цирка Чинизелли по Инженерной улице идем в Михайловский дворец. Продолжаем прогулки по Петербургу

Оглавление
Все фото автора
Все фото автора

Приветствую Вас, друзья мои! Продолжаем путешествовать по Санкт-Петербургу! Сегодня мы с Вами отправимся от моста Белинского на Фонтанке, на котором остановились в прошлый раз, через площадь Белинского по Инженерной улице в Михайловский дворец. А кто не читал предыдущий рассказ о наших похождениях по набережной Фонтанки – читайте по этой активной ссылке. Итак, мы на мосту Белинского, про историю этого моста я уже рассказывал в прошлый раз, а сейчас оглядимся по сторонам, стоя на мосту.

Церковь Симеона и Анны

Зайдя на мост, все наше внимание привлек колокольный звон, исходящий от храма неподалеку на улице Белинского. А мост этот и эта улица до 1923 года назывались в честь этого храма – Симеоновскими. Полное название храма – церковь Святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Построена она была в 1734 году во время правления императрицы Анны Иоанновны, но первая деревянная церковь на этом месте была освящена еще в 1714 году в честь рождения дочери Петра I – Анны. До 1802 года эта церковь была придворной. Как утверждают знатоки в области истории архитектуры, основной стиль этого здания – «петровское барокко», но с чертами старорусских традиций и классицизма. А архитектором здания церкви был Михаил Григорьевич Земцов.

Фото автора
Фото автора

Вокруг площади Белинского: цирк Чинизелли и кое-что еще

Послушав колокольный звон, движемся дальше по мосту на площадь Белинского, которая до 1933 года тоже была Симеоновская, и бегло осмотрим все, что вокруг этой площади. Слева, на углу с набережной Фонтанки расположился доходный дом с зелеными башенками по углам здания, построенный в стиле эклектики в 1899 году по проекту архитектора Л.Н. Бенуа для купца П.А. Фокина.

Дальше, за доходным домом Фокина, от площади отходит Караванная улица, а еще правее к площади примыкает улица Инженерная. Между ними расположилось еще одно здание в том же стиле, что и предыдущее, но отличается от него тем, что оно пониже – это здание Инженерного Ведомства, построенное в 1882 году. С 2009 года здание занимает Бизнес-центр «На Караванной».

Фото автора
Фото автора

Ну а дальше, между Инженерной улицей и набережной Фонтанки, расположилось здание, которое, несомненно, является доминантой на этой площади. Это первое в России каменное здание цирка, названного в честь антрепренера, по чьему заказу и было построено в 1877 году.

Фото автора
Фото автора

В 1872 году талантливый антрепренер Гаэтано Чинизелли получил от своего тестя Карла Гинне за символическую сумму деревянное здание цирка, построенное здесь в 1867 году. Гаэтано умудряется в 1875 году убедить императора Александра II отдать ему в аренду на сорок лет территорию для строительства первого стационарного каменного цирка в России, с условием, что часть городского Инженерного сквера будет обустроена также за деньги Чинизелли. В 1877 году здание цирка по проекту архитектора В.А. Кенеля было построено.

Фото автора
Фото автора

Сейчас это Большой Санкт-Петербургский государственный цирк, но с 2015 года ему также возвращено старое официальное название – Цирк Чинизелли. Кроме лепнины, которой обильно украшен фасад здания, в проемах арочных окон фасада находятся исторические скульптуры Мельпомены, Эвтерпы и Эрато.

Фото автора
Фото автора

Пожарная часть и два павильона-кордегардии

От цирка мы выходим на Инженерную улицу, и здесь все внимание к себе сразу привлекают два одинаковых павильона Михайловского замка. Но в глубине перед Восточным павильоном, между цирком и Инженерным сквером, разместилась достаточно старинная пожарная часть, основанная в 1906 году. Номер у нее – 17, но еще ее называют «Замковая» пожарная часть. Она действующая, с современной пожарной техникой.

Фото автора
Фото автора

Теперь к самим павильонам. Они строились вместе с Михайловским замком по указу императора Павла на рубеже XVIII-XIX веков архитектором В.И. Баженовым по проекту Винченцо Бренны. Это правая и левая кордегардии, предназначавшиеся для помещений караула, охраняющего замок, за которыми начинались предзамковые укрепления. Трехэтажные здания колоннады, которых объединяют второй и третий этажи, а над высокими полуциркульными окнами первого этажа расположены мифологические барельефы.

Входы в павильоны находятся по диагоналям на срезанных углах, украшены четырехколонными портиками с попарно сближенными колоннами. Эти павильоны-кордегардии если и выполняли свое первоначальное предназначение, то очень недолго, а в дальнейшем их назначение многократно менялось. Сейчас оба павильона принадлежат Русскому музею, как и сам Михайловский замок. Вот в Русский музей мы с Вами и направляемся, но не в Михайловский замок, на который мы посмотрим в этот раз только издалека вместе с памятником Петру I перед этим замком, а в Михайловский дворец.

Еще мы с этого места бегло оглядимся по кругу, взглянув на Михайловский манеж и Михайловские конюшни по обеим сторонам широкой Кленовой улицы, идущей к замку от Итальянской улицы.

На перекрестке с Садовой

Идем дальше по Инженерной улице и перед пересекающей ее Садовой улицей с обеих сторон расположились бывшие здания казарм. Слева это казармы Саперного батальона, построенные в 1873 году, а справа – казармы Гальванической роты, построенные тогда же и тем же инженером-строителем Д.В. Покотиловым, кстати, он же строил и здание Инженерного Ведомства, которое мы видели на площади Белинского.

Немного о том, что справа. Здание казарм построено в стиле неоклассицизма, первоначально в них разместилась Гальваническая рота (позднее – Электротехническая), состав которой комплектовался из числа грамотных новобранцев и офицеров, знающих слесарное мастерство или машинное дело. Рота была приписана к запасному инженерному техническому батальону, который занимался инженерными, минными и саперными работами, а также отвечал за телеграф.

Фото автора
Фото автора

Этнографический музей

Пройдя перекресток с улицей Садовой, все наше внимание приковывается к длинному двухэтажному зданию справа, с многочисленными колоннами и полуколоннами. Это здание Российского Этнографического музея, построенное специально для него в начале XX века по проекту архитектора В.Ф. Свиньина.

Фото автора
Фото автора

Первоначально он был основан как этнографический отдел Русского музея в 1895 году, а с 1934 года является самостоятельным учреждением. Российский этнографический музей – один из крупнейших этнографических музеев России и мира, насчитывающий порядка 500 тысяч экспонатов по традиционной культуре 158 народов России и сопредельных стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии, входивших сначала в Российскую Империю, а затем и в Советский Союз.

Фасад здания, кроме многочисленной колоннады, украшает различная лепнина, изображающая венки славы, маски египетских фараонов, книги, свитки, чертежные инструменты, гербы Российской империи, Москвы и Санкт-Петербурга, а также многофигурный барельеф античных деятелей науки и культуры. Кроме того, на портике установлена, состоящая из трех фигур, скульптурная композиция «Афина — покровительница искусств и ремесел».

Фото автора
Фото автора

Идем в Михайловский дворец

Внутри, наверное, тоже очень интересно, но мы пока туда не заходим, а внутрь мы зайдем в следующее здание. Итак, отойдя от Этнографического музея, слева открывается большая площадь Искусств с Михайловским сквером внутри нее, в котором из-за деревьев просматривается знаменитый памятник А.С. Пушкину. Но мы направляемся во дворец, рядом с которым и был построен Этнографический музей. Это Михайловский дворец.

Фото автора
Фото автора

К Михайловскому дворцу мы подошли в 10 часов утра, как раз к тому времени, когда во дворце открываются экспозиции Русского музея, и наши собратья туристы, пришедшие немного пораньше, в это время дружной толпой заходили через центральные ворота дворца. Мы тоже пойдем вслед за ними, но сначала немного осмотрим здание дворца снаружи. Осмотр начинаем с высокой чугунной ограды, которой соединены между собой, расположенные симметрично, боковые флигели. Центральные ворота в этой ограде увенчаны изображениями военного снаряжения – доспехами, мечами и знаменами.

Фото автора
Фото автора

Михайловский дворец был построен и торжественно освящен в 1825 году для великого князя Михаила Павловича – четвертого сына императора Павла и его супруги Марии Федоровны, младшего брата императоров Александра I и Николая I. А идея постройки такого дворца принадлежит еще Павлу I, который, после рождения младшего сына, приказал ежегодно откладывать денежные суммы для строительства дворца. Идею воплотил в жизнь его старший сын – Александр I, поручивший председателю Комитета строений и гидравлических работ А. Бетанкуру в 1819 году, когда Михаилу Павловичу исполнился 21 год, начать строительство.

Фото автора
Фото автора

По инициативе Бетанкура разработка проекта была поручена Карлу Ивановичу Росси. Ох уж этот вездесущий Росси, и ведь за что не возьмется – все у него получается гениально! Но это здание было построено на основе третьего по счету проекта Карла Росси, первые два варианта Михайловского дворца не получили одобрения комитета, которым руководил Бетанкур. Одновременно с разработкой проекта начался снос оранжерей и парников в бывших садах Михайловского замка для нового дворца. Когда дворец построили, принимал работу сам император Александр I. Государь остался доволен и наградил архитектора К.И. Росси орденом Святого Владимира 3-й степени и бриллиантовым перстнем.

Фото автора
Фото автора

Кроме Карла Росси и тогда, и в дальнейшем, в строительстве и отделке дворца принимали участие многие известные архитекторы, а скульптурные детали фасадов выполнены скульпторами В.И. Демут-Малиновским и С.С. Пименовым. Эти скульпторы сотрудничали с архитектором Росси во многих постройках, стоит хотя бы вспомнить, выполненную скульптором Пименовым, квадригу, управляемую богом искусств Аполлоном, которая украшает фасад Александринского театра над колоннадой. А здесь перед восьмиколонным портиком, поднятым на аркаду, широкую лестницу украшают две фигуры львов с двух сторон.

По этой лестнице мы не будем подниматься во дворец, вход в музей находится справа за неприметной дверью, вот туда мы и направляемся, но о том, что мы там увидим я Вам расскажу уже в следующий раз. Уверен, будет интересно, не пропустите!

Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!

И всего Вам доброго!