Почти двадцать лет назад она уехала из города-миллионника в казачью станицу, затерянную в донских степях. Увлеклась традиционной культурой казаков. Придумала и создала семейную мастерскую по изготовлению аутентичной обуви и украшений. Родила и воспитывает дочь, которой старается привить любовь к родному краю и наследию предков. Пишет книгу. И всё это вместе с супругом - бок о бок, заодно и практически не расставаясь.
Как современная женщина может найти себя в глубокой провинции? Зачем нужны традиции в XXI веке? И что нужно, чтобы 20 лет заниматься с мужем общим делом, сохраняя гармонию в отношениях? На эти и другие вопросы специально для нашего проекта в рамках рубрики "Разговоры о вашем" ответила исследователь традиционной культуры, жена, мама и настоящая казачка Анастасия Арнаут-Клёнина.
- Ты живешь в старинной казачьей станице, на той же улице, где жили твоя прабабушка и прадед. Как так получилось?
- Я выросла в Волгограде, но с детства была нацелена в сельскую местность переехать, в городе мне было душно. Хотя мы и жили в частном доме, а рядом была природа, но развернуться всё равно было негде, людей слишком много... Потом мы познакомились с Александром и стали искать место, где будем строить семью. Поездили по Волгоградской области, но своего уголка так и не нашли. Тогда и решили рассмотреть нашу семейную “землю обетованную” - Кумылгу. Раньше мы туда не глядели, потому что больно уж от Волгограда далеко.
Хорошо помню, как мы вышли из автобуса у светофора. Листья на тополях были просто огромные и зеленющие, солнце очень яркое. Вообще Кумылга тогда меня поразила, я подумала: “Не соврала прабабка!”. Она до смерти Кумылгу вспоминала, говорила “в Кумылге хорошоооо” с таким выражением, как будто там бесплатные яблоки в ведро не влазят и ангелы с арфами летают.
Мы пошли по станице - смотреть, с людьми знакомиться. Дошли до этнокультурного центра “Кошав-гора”, где нас встретил директор, замечательный Юрий Ильич Фудько, и другие душевные, интересные люди... Поднялись на второй этаж, все стали общаться. А я через белые кружевные занавески смотрела на светящуюся под солнцем идеально ровную молодую траву, на раскидистый клён какой-то идиллической формы и не могла сосредоточиться на разговоре. Мне казалось, что всё это снится, потому что природа и многие вещи были как нарисованные. Мне казалось, я умерла.
- Ничего себе. А когда вы нашли дом?
- В тот же день. Мы сказали Юрию Ильичу, что хотим купить. Юрий Ильич привёл Алексея Даниловича (который оказался преподавателем вуза и моряком в прошлом, а также талантливым художником в настоящем) с домашним вином. Мы выпили и пошли по горячему песку улицы Дачной до увитой хмелем хатки. Там всё заросло до невероятия, но теперь я понимаю, что хозяин всё-таки убирал двор - если бы не убирал, мы бы и пройти не смогли. Я сразу поняла, что дом и двор - наши: у реки, почти в пойменном лесу. За свои копейки милостью Алексея Даниловича мы получили хатку, проведённый газ и кучу дров в виде старых сараюшек и кустов.
Летом мы оформляли дом, в августе поженились, съездили в Крым в свадебное путешествие, а в сентябре, сидя в халате на кухне городской квартиры я поняла, что не могу тут оставаться, когда у меня в пустом холодном домишке бормочет одинокое радио. Я порыдала и мы стали собираться.
- В каком году это было?
- В 2005-м.
- А два года спустя появилась мастерская?
- Да. Мы уже тогда увлекались реконструкцией. Ехали с "Зиланткона" в поезде "Казань-Волгоград", и я думала - для славян, для татар, даже для "шотландцев" в России есть мастерские, а для казаков - нет. Первое время мы спорили, муж считал, что казачья тема - это неактуально, а я, наоборот, видела в этом перспективу. Но традиционной казачьей культурой мы оба уже тогда увлекались...
- Оставалось совсем немного - решиться на изготовление чириков.
- Ну да. Помню даже один из первых слоганов, которые тогда придумала для мастерской: "Скидавай сапоги - покупай чирики". Но если без шуток, мы сразу решили, что всё будет аутентично, работали с источниками, слушали лекции, старались докопаться до правды, нашли настоящих чеботарей - тогда они еще были живы, дали Александру выкройки, колодки. И он стал делать традиционную казачью обувь - чирики. Так всё и понеслось.
Чем вы сейчас занимаетесь?
Да всё тем же. Муж работает в мастерской и учится заочно - в этом июне он получит диплом по теории и истории народной художественной культуры. Я работаю удалённо. Параллельно мы собираем информацию для книги и/или цикла лекций по традиционной материальной культуре казаков: костюм, обувь, украшения.
Вы делаете очень красивые серьги с загадочными названиями: "Хутор Черновский", "Станица Аржановская", калачи "Полтавские", калачи "Ильские". Почему так и что это за серьги вообще?
- Это серьги, которые мы востанавливаем по старинным образцам XVII-XIX вв. из музеев и частных коллекций. Серьги, которые находили на местах старинных станиц и хуторов нашего района и области. И названия которые мы дали этим серьгам - это буквально места, где их нашли. Некоторые хутора уже исчезли, их названия можно найти только на старинных картах земель Войска Донского.
- А откуда всё-таки такой интерес к этой теме? Семьи у вас казачьи?
- Да, и у мужа, и у меня. У меня по трём разным линиям. Кубанские казаки, стародубские и хопёрские. Но в нашей семье даже слово "казаки" не произносили.
- Почему?
- При советской власти казаки были врагами, "пособниками царизма". Люди о своём происхождении старались не говорить. Поэтому до переезда в Кумылгу я, хоть и интересовалась этнографией, о казачестве почти ничего не знала. Мы больше древними славянами увлекались, тогда это было модно... Тем более, что в ДК и по телевизору под видом традиционного казачества подавали какую-то "клюкву" - подвыпившие, размалёванные артистки в пёстрых и блестящих тряпках поют про “пчёлочку златую”... Папа, бабушки, природа вокруг вообще с этим не ассоциировались, поэтому я долго испытывала какую-то не-цельность, пустоту, безличность... Как будто я потерялась.
- А потом "нашлась"? Как это произошло?
- Это не произошло в один момент... Знаешь, бывают такие фильмы, где в конце понимаешь, что кто-то присутствовал с героем рядом с самого начала, и на это не раз намекали. Но понимаешь это только оглядываясь назад. Сейчас я бы сказала себе маленькой - брось всё, бери сразу это, всё равно туда и придёшь, а так сэкономишь силы. Я лет до 25 жила с чувством, что ничего не понятно, что я всё заваливаю, потому что не могу определиться, сделать правильный выбор. Я человек эмоциональный, увлекающийся, мне хотелось попробовать всего и много. “И жить торопится и чувствовать спешит” - это точно про меня. Сейчас узнаю себя в дочери и стараюсь дать ей то, чего не хватало мне - спокойный берег, за что уцепиться в этом бурном потоке.
- Получается?
- Мне кажется, да. У традиционной культуры есть очень важный практический смысл - особенно, для юных, в том возрасте, когда непонятно ничего, всего хочется и всё страшно. Их штормит, им нужны якоря, какая-то опора.. Традиционная культура способна ее дать.
Дочери нравится на Пасху красить яйца и печь куличи. Она любит, чтобы я ей читала или рассказывала - что как было, как делали дедушки и бабушки. Говорит: “Мне нравится проводить с тобой время, ты очень интересно рассказываешь, лучше, чем в интернете”. Это трогает и поражает.
- Вы только казачьи традиции обсуждаете?
- Нет, мы не ограничиваемся только казачеством - у нас дома много хороших, редких книг по русской, татарской, марийской, и прочим культурам. Есть книги по православному христианству, исламу, иудаизму. Вместе смотрим познавательные ролики на Ютубе про путешествия, историю, природу. Я вообще её мало ограничиваю в получении информации - только иногда выражаю своё мнение.
- Мне кажется, вы внешне с ней очень похожи. А характером?
- Чувство бурного потока, в котором не видно ни зги, и бешеная жажда жизни - это наша общая черта. Поэтому казачья традиционная культура подходит к нам, как ключик к замочку. Она собиралась поколениями наших предков и как-будто шлифовалась специально под наши вопросы и потребности.
- Но ты же современный человек, разве твои вопросы и потребности совпадают с теми, что были у людей 200-300 лет назад?
- Я говорю не про буквальное следование традиции. Я про то, чтобы ее подхватить и нести дальше. Только предыдущие поколения делали это неосознанно. А мы - намеренно. С открытыми глазами.
- Каково бывшей городской женщине жить в маленькой казачьей станице на краю географии?
- Ну, я бы не сказала, что мы на краю географии. Скорее - в широком кармане на рабочем платье. Никто не видит, что там на самом деле лежит, там тепло, сухо и мухи не кусают. Или вот как на берегу реки - потоком не смывает, но зелень растёт пышная, воды хватает. Вокруг идет жизнь, идет она вроде мимо нас, но в то же время есть связь - люди ездят учиться, работать, потом возвращаются.
Станица не очень маленькая у нас - несколько тысяч человек. Работают сетевые магазины, пункты выдачи, такси, есть какое-то благоустройство. Качество всяких услуг иногда хотелось бы подтянуть, конечно. Но когда мы только приехали - было намного хуже.
Ещё бы я не сказала, что я в полном смысле была “городская женщина”. Детство я провела в своём доме, у нас куры были, свиньи даже иногда, сад, огород. На рыбалку ездили, за грибами, в степь к казахам в гости, на Волгу. Когда постарше стала, я гулять ходила на Ергени, в балки, к родникам. Знала, как есть крапиву, лопух. И семья была такая - вроде образованные, работали на современных работах, но в то же время весь набор примет и традиций присутствовал. Бабушка с бадиком у калитки, ковыль на Радоницу - на калиточном столбе. Украинские и казачьи песни пелись за столом. Я любую ситуацию могу по крайней мере с двух позиций объяснить - “по-народному” и по “научно-популярному”. И оба раза искренне.
- То есть, ты попала на свое место, и жизнь в станице тебя полностью удовлетворяет?
- Я считаю, у нас здесь очень удобная жизнь, есть все практически. Климат после Волгограда просто райский - никогда не обжигает лицо, не бывает столько пыли, большую часть года комфортная влажность. Природа потрясающая - речка прозрачная, дно песчаное без ила, вышел из дома - вот тебе и грибы, и ягоды, и травы лекарственные. Работы, конечно, мало. Мужчины ездят по вахтам, женщины дома, часто на удаленке...
- И это как раз очень "по-казачьи": муж в походах, жена на хозяйстве...
- Да, и этим обусловлен особый психотип казачки, который сильно отличается, скажем, от психотипа крестьянки.
- Чем именно? Какая она - казачка?
- Это женщина с крепкими нервами, с собственным достоинством, которая привыкла принимать самостоятельные решения, потому что в походы казаки действительно уходили в походы и на год, и на два, и на три, а все хозяйство, имущество, дети - всё это оставалось на казачках. Они должны были всё это сохранить и, желательно, приумножить. Поэтому и терпение было нужно, и трудолюбие, но ценилась не столько покорность, сколько верность.
- То есть, в казачьей семье не всем распоряжался мужчина?
- Не всем. Женщина была хозяйкой дома и большую часть времени - единовластной. И она могла казака - мужчину, воина - выгнать из дома за то, что он курит, а у нее занавески чистые.
- Но у вас с мужем, получается, семья как раз нетрадиционная - он всё время дома, учится, работает в мастерской, ты всё время дома, работаешь за компьютером... Вы очень много времени проводите вместе. Как это сказывается на отношениях?
- Да, мы большую часть дня проводим вместе. И давно - около 20 лет. На отношениях это негативно не сказывается. Самые страшные, просто ужасающие ссоры и скандалы у нас происходили, когда нам по юности настойчиво советовали старшие - как жить, как понимать другого. Мы оба достаточно "хорошие детки" и старались к советам прислушиваться. Выходила ерунда.
- Сейчас всё иначе?
- Безусловно. Мы оба увлечены одним делом. Постоянно обсуждаем что-то, просто за повседневными делами. По всем важным вопросам советуемся. Вообще, мне кажется, основа хорошего брака - культурная близость и искренняя любовь. Остальное приложится.
- Ты уже упомянула, что детям традиции дают некую опору. А зачем традиции нужны взрослому человеку? Помимо того, что они помогают сформировать культурную близость с мужем.
- Они дают чувство, что не уйдёшь в никуда, а станешь песчинкой в одних общих часах, монетой в общем капитале поколений.
Ещё:
- В рубрике "Разговоры о вашем" выходят беседы с женщинами - матерями, жёнами, профессионалами своего дела, которым есть, о чём рассказать.
Не переключайтесь!
_____________________
- Подписываться на канал и ставить лайк не обязательно, но авторам будет приятно.