Сравнение даже более символично, чем кажется. Я рассматриваю старые цифровые камеры из двух соседних эпох:
- эпохи добросовестных разработчиков и инженеров, ответственных за свой продукт;
- современной нам эпохи инженеров, полностью подчинённых маркетингу и PR.
На самом деле, уже думаю над тем, какую фотокамеру взять в отпуск. Часто берут ту, что полегче. Я лёгких путей не ищу. Я хочу взять ту, что будет по душе. Очень и очень многим хороша RX10, но вот "души" в ней мало. Кстати, о весе: Olympus E-20 с модернизированным батарейным блоком, картами памяти и аккумулятором типа "Trimble" весит 1470 грамм; Sony RX10 с аккумулятором и картой памяти - 880 грамм. Перевес из-за "души", вероятно :D
Мне очень комфортно с Olympus E-20. Осталось посмотреть, много ли я теряю в "качестве". Для этого сравню E-20 с самым продвинутым компактом из моей коллекции фотохлама - Sony RX10.
Совершаю супергеройский поступок: беру с собой обе фотокамеры сразу. Необходимый напряг. Нормально фотографировать не получится, никакого творчества - это будет тестовая съёмка. Иначе никак. Людей не будет - это не фотографирую :D
Много интересного получается, когда сталкиваешь старые фотокамеры лоб в лоб!
Поехали!
Для статьи фотографии выведены через CameraRAW (Photoshop) в JPEG наивысшего качества со всеми нулевыми настройками (включая резкость и шумоподавление). Цветовое пространство AdobeRGB (1998). Лучше знакомиться с оригинальными RAW-файлами, открывая их в правильных программах и на правильных мониторах. RAW-файлы даны в конце статьи по ссылке на Яндекс-диск.
1. Катюша
Обе фотокамеры на F8. Диафрагму диктует E-20. Здесь самая короткая выдержка 1/640 сек, так что нужен ND-фильтр, который я не взял :( RX10 всё по барабану - фотокомбайн может 1/2000 сек. Кроме того, есть встроенный автоматический ND-фильтр. Удобно.
Много ли нужно мегапикселей для данного сюжета? Кадр с E-20 уже позволяет увидеть, что снаряды выполнены из растрескавшегося дерева и позволяет посчитать число травинок у задних колёс. Что нужно ещё фотолюбителю?
Фокусировка по двери кабины. Обратите внимание на решетки фар. Мыльноватые решётки фар в кадре с RX10 - результат ощутимого падения резкости к краю кадра. F8 должны были помочь, но не выходит :(
2. В смешанном лесу
Лес смешанный и даже я бы сказал - очень. Обе фотокамеры на F8. Подобные сюжеты чрезвычайно чувствительны к числу деталей в кадре. Конечно, 20Мп RX10 делают своё дело. Но я не могу утверждать, что объектив фотоаппарата способен отработать каждый заявленный пиксель. Фактическое разрешение оказывается значительно ниже. Если хотите пиксель в пиксель - вам нужна полнокадровая системная фотокамера с небольшим числом пикселей на датчике, аналогичная самому первому Canon EOS 5D.
Баланс белого на RX10 более точный. Но за счёт некоторого усиления зелёного цвета, трава и хвоя на E-20 выглядят в кадре живее. Некоторая неточность в передаче цвета играет только на руку фотографу.
3. Рюкзак у берёзы
Обе камеры работают с экспозамером по всей площади кадра. Интересно, что при выводе снимка с RX10 через Photoshop программа автоматически корректирует экспозицию, восстанавливая детали на коре березы. ACDSee при открытии того же файла демонстрирует засвеченную кору на RX10.
Цвет на E-20 мне нравится больше. Картинка с RX10 по умолчанию точнее, но скучнее.
4. Фиалка F5.6
E-20 куда более удобен для макросъёмки. Его небольшой датчик изображения и потрясающий объектив позволяют уже на F5.6 дать в фокусе все цветы на кустике. Вместе с RX10, примерно 135 мм (экв.) мы получаем "мыло".
5. Фиалка F8
RX10 почти смог. Но микрорезкость начинает падать за счёт дифракции. Две фиалки справа вышли очень неуверенно. Объектив E-20 на F8 несколько теряет свою привлекательность. Лучше оставаться на F5.6 - этого в случае с E-20 вполне достаточно.
Фон RX10 моет интересней. Что на F5.6, что на F.8. За это камере плюс!
Что меня удивило на фотографиях с фиалками - E-20 неплохо справился с цветом (с лобелией всё было гораздо хуже). Цвет на RX10 вне конкуренции. Очень точно. За это камере самый большой плюс!
6. Четыре берёзы
Как обычно - много "розового" у RX10 и много "зелёного" у E-20. Истина где-то посередине, но, за неимением идеального варианта, я склоняюсь к варианту E-20.
Рассмотрим зелёные листочки на ветвях берёз - 20Мп на RX10 позволяют их увидеть. Приятная возможность.
7. Сова
Мне нравится эта типовая скульптура. Душевно получилась. Вновь цвет и экспозамер выходяь лучше в кадре с E-20. Кроме того, в кадре с RX10 откровенно плохая резкость, хотя камера подтвердила фокусировку. Откровенный смаз, хотя выдержка составила 1/250 секунды и на фотокамере работает оптическая стабилизация изображения. Съёмка велась на F4.
Фокусируется RX10 действительно быстро, но E-20 это делает всегда точно. Выбор для фотолюбителя очевиден - лучше точно, чем быстро. Мы не репортаж снимаем.
Не забываем, что на одном и том же мониторе фотография на 20Мп будет восприниматься резче, чем фото на 5Мп. Если ваш монитор не может вывести изображение точка в точку и не является огромным по диагонали, а ваше зрение - безупречным - небольшое замыливание на 20Мп фото можно просто не заметить.
8. Прострел
Обе фотокамеры отлично справились с сюжетом. Только подумайте об этом: разница между фотокамерами практически не ощущается. А ведь между ними 12 лет!
Съёмка ведётся на оптимальной для RX10 диафрагме F5.6 (максимум резкости в кадре именно на этой диафрагме - дальше будет ухудшение картинки).
Я бы смог добиться на E-20 сходного качества и на более открытой (вплоть до F2.4) - в этом у более старого Olympus есть преимущество. С другой стороны, в случае с более новым RX10 мне будет проще снимать на высоких ISO.
Светосила старых стёкол против эффективного усиления сигнала с новых датчиков... А результат одинаков :)
9. Беседка
Солнце в объектив. При съёмки использовалась бленда. Какое прочтение баланса белого нравится больше? :D
10. Церковь
Восстановленное здание церкви. Всё как обычно. Объектив E-20 даёт картинку резкую от края до края. Неожиданно яркий цвет на RX10. Картинка с E-20 менее яркая и контрастная что может быть более правильно с точки зрения последующей обработки.
11. Мавзолей
Тот случай, когда RX10 однозначно справился лучше E-20. Отличная работа!
Горизонт в порядке только благодаря тому, что в фотокамеру RX10 встроен электронный уровень. У меня есть тенденция заваливать горизонт. Всё, конечно, правится, но путём потери пикселей :D
Обращаю ваше внимание, что снято на максимально открытой диафрагме (для RX10) - F2.8. На таком сюжете на 35 мм (экв.) вполне можно попробовать F2.8. Кажется, для RX10 использование F2.8 - один из механизмов получения приятных кадров. Но не во всех случаях на F2.8 мы получим необходимую глубину резкости :(
12. В парке
Обе камеры дают приятную картинку. Какой отличный зелёный на E-20!
О перфекционизме в фотографии
Перфекционист ожидает определённого качества изображения от камеры 2013 года, подобной Sony RX10, имеющей на борту относительно крупный для компакта датчик изображения и объектив, сконструированный и произведённый Zeiss. Хотя бы равномерной резкости по всему полю кадра и на всех заявленных фокусных расстояниях. Как это демонстрируют такие старые фотокамеры, как Olympus E-20 (с которым ведётся сравнение), Minolta 7Hi или Panasonic LC1 (Leica Digilux 2).
По факту, вместе с Sony RX10 мы не получаем желаемого.
Общий вывод
Выведите картинку с Sony RX10 на 50% (1 к 4), а на Olympus E-20 на 100% (1 к 1). Вы увидите, что на многих сюжетах прирост деталей на изображении с RX10 не будет таким ощутимым, как этого можно ожидать от фотокамеры с более крупным и современным датчиком, которая моложе E-20 почти на 12 лет (!). Ощутимый прирост качества будет только в центре кадра, а на его краях RX10 будет просто успевать за E-20. А кое-где и отставать!
Вот они - 20Мп на самом продвинутом компакте своего времени! Оказывается,
в режиме фото, E-20 вполне может конкурировать с RX10.
Понятно, что есть условия съёмки с недостаточным освещением и здесь RX10 сможет, наконец, взять реванш. Впрочем, во всех подобных ситуациях хороший фотограф всегда прибегает к мощной внешней вспышке, штативу и дистанционному пуску.
В стандартных условиях съёмки RX10 просто проигрывает E-20, который помимо отличных 5Мп предлагает более стабильный автофокус, лучшие тактильные ощущения от корпуса и элементов управления. Но самое большое преимущество E-10 - его оптика.
Всё дело в оптике.
На E-20 объектив вне конкуренции. Это лучший объектив в отрасли из когда-либо создаваемых. RX10 становится жертвой недобросовестных инженеров-оптиков. Из Sony или Zeiss - какая уже разница. Всё начинается с "натянутых" для рекламного буклета 24 мм - видим явное виньетирование в углах снимка (прощай качественно проработанный пейзаж и архитектурная фотография), а завершается заметным падением микрорезкости на 200 мм. Есть проблемы на краях кадра и это не дефект конкретного экземпляра. Это техническая особенность модели.
Объектив Sony RX10 ведёт себя очень неодинаково на разных фокусных и разных диафрагмах. Он сложно просчитываем - может получиться шедевр, а может быть обычная картинка.
Sony RX10 - яркий пример того, что более новая и "навороченная" камера вовсе не гарантия хороших фотографий. А среди старых цифровых фотокамер начала 2000-х есть совершенно уникальные экземпляры.