Или ПРИНЦИП ЛЕ-ШАТЕЛЬЕ - БРАУНА.
Не спешите делать выводов, дескать, если это непонятное название и какая-то химия, то оно вам не нужно и никогда не понадобится. На самом деле, диковинными словами обозвали то, с чем мы постоянно сталкиваемся, и что используем (или можем использовать) во благо себе.
Суть принципа очень проста: если на систему, находящуюся в устойчивом равновесии, воздействовать извне, изменяя какое-либо из условий равновесия (повышая или понижая температуру, давление, концентрацию, внешнее электромагнитное поле и пр.), то в системе усиливаются процессы, направленные в сторону противодействия изменениям.
А если совсем просто, то получится так: допустим, идёт реакция, при которой выделяется тепло (химики её называют "экзотермической"). Чем выше температура, тем хуже она протекает, и в какой-то момент прекращается вовсе. То есть наступает равновесие. Чтобы реакция снова пошла, необходимо понизить температуру (грубо говоря - отвести излишнее тепло, которое мешает), и тогда равновесие опять сместится в нужную нам сторону.
То же самое касается и всего остального. Идёт реакция с повышением давления (то есть когда количество продуктов по объёму больше, чем количество реагентов), значит, надо часть получившегося изъять из системы, тогда реакция продолжится.
Напомню, что реакции бывают обратимые и необратимые. В первом случае как раз можно достичь того самого равновесия, повлияв на которое должным образом можно либо сместить его вправо, либо влево.
Во втором же случае реакция протекает только в одном направлении. А это возможно лишь если 1) выделяется ну очень много энергии (например, при горении магния), 2) один из продуктов реакции выпадает в осадок или уходит в виде газа, 3) образуется слабый электролит (например - вода).
Но мы отвлеклись. Ибо ПРИНЦИП ЛЕ-ШАТЕЛЬЕ касается именно обратимых реакций.
Примерно об этом я писал два года назад в совсем другом издании. Понимаю, цитировать самого себя, любимого - дурной тон, но ничего не могу с собой поделать, ибо слаб человек!
"Надо нам получить аммиак из азота и водорода по ПРОЦЕССУ ГАБЕРА – нагреваем смесь газов до 500 °C, повышаем давление до 350 атмосфер и используем катализатор. Хотим разложить аммиак на составляющие – убираем одно из этих условий.
Надавили на кристалл СЕГНЕТОВОЙ СОЛИ – получили электричество на полюсах (прямой пьезоэффект). Подали электричество на полюса кристалла – он изменил свою форму (обратный пьезоэффект). Оба этих явления, кстати, были открыты Пьером Кюри, которого многие почему-то знают только как мужа Марии Склодовской-Кюри. А зря, это была звезда первой величины!
Нагрели термопару, две спаянные проволоки из меди и железа – получили разницу потенциалов на концах этих проволок (ЭФФЕКТ ЗЕЕБЕКА). И наоборот: подали на термопару электричество – получили разницу температур (ЭФФЕКТ ПЕЛЬТЬЕ). Последний, чтобы вы знали, используется в кулерах для нагревания или охлаждения питьевой воды.
Аналогичным образом реагируют и некоторые минералы, например турмалин. И если его тоже нагреть, возникнет поляризация и опять же разница потенциалов (пироэлектричество), о чем писал еще древнегреческий философ Теофраст. Этот эффект применяется в инфракрасных датчиках движения, реагирующих на тепло. А если на кристалл подать напряжение, температура его изменится.
Светим на кристалл кремния в фотоэлементах – получаем «экологически чистый» электрический ток. Подаем электричество на кристалл карбида кремния – получаем мощный поток света из светодиода.
Поместили смесь газов в ёмкость с разным градиентом температур - получили изменение концентрации этих гахов "на полюсах" (ЭФФЕКТ СОРЕ). Наоборот, заставили с помощью полупроницаемой мембраны газы разойтись по разные стороны от неё - получили разницу температур (ЭФФЕКТ ДЮФУРА).
Словом, примеров море, а суть одна: в зависимости от того, что нам в данный момент нужно, мы влияем на систему, вызывая те или иные реакции, изменения, последствия. Кому выгодно? Нам выгодно, но каждый раз по-разному."
Источник - https://dzen.ru/a/Y6EDHGIaShVT48mr?share_to=link
Анри Луи Ле Шателье (8 октября 1850 - 17 сентября 1936) - французский физик и химик, член Парижской академии наук, иностранный член Лондонского королевского общества, иностранный член-корреспондент Петербургской академии наук, иностранный почётный член Академии наук СССР.
Родился в Париже, в семье горного инженера, который с раннего возраста прививал сыну любовь к наукам. Причём, помимо естественных наук, Анри с увлечением занимался вопросами религии и древними языками.
Учился сначала в колледже Роллан в Париже, затем в Политехнической школе и Высшей горной школе. Параллельно работал в лаборатории Девиля и слушал лекции в Коллеже де Франс.
По окончании учёбы работал горным инженером в Алжире и Безансоне, потом был профессором Парижской Высшей горной школы, преподавал общую и техническую химию. Также был профессором кафедры общей химии в Коллеже де Франс и в Парижском университете.
Ле Шателье был одним из первых химиков, систематически проводившим фундаментальные исследования металлургических и химико-технологических процессов. Он занимался проблемой обжига и затвердевания цемента, создал теорию затвердевания цемента, иначе называемой теорией «кристаллизации».
Также занялся исследованием процессов воспламенения, горения и взрыва, разработал пирометр - оптический прибор, измеряющий температуру раскалённых тел по их цвету, усовершенствовал методику исследования металлов и сплавов и создал металлографический микроскоп, с помощью которого можно было изучать строение непрозрачных объектов.
Принцип динамического равновесия он разработал независимо от его германского коллеги Карла Фердинанда Брауна, который пришёл ровно к тем же выводам, но на три года позже. Поэтому часто их имена в ПРИНЦИПЕ ЛЕ-ШАТЕЛЬЕ - БРАУНА стоят рядом.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!