Найти тему
Визит в Карабах

После трех параллельных встреч на высшем уровне (Россия-Азербайджан, Турция-Ирак и Иран-Пакистан), тема коридоров заиграла по новому

Оглавление

22 апреля стал уникальным днем для мировой политики, лидеры шести стран фактически одного региона, одновременно, провели три двухсторонние встречи.

Алиев прилетел в Москву, Эрдоган в Багдад, а Раиси в Исламабад.

-2

Встречи были очень насыщенными, можно сказать основополагающими в двухсторонних отношениях. Особенно для Турции с Ираком и Ирана с Пакистаном. Но то что их связывало ( и возможно послужило причиной неожиданных визитов) — тема транспортных коридоров.

Иран наконец выбрал сторону?

Хотя на российских федеральных каналах продвигают тему чуть ли не союзничества Ирана и России, но на самом деле отношения двух стран даже партнерскими можно назвать с натяжкой.

Персы всегда были сами себе на уме, а уж когда мир делится на два лагеря, они тем более проявляют осторожность. Сотрудничают там, где для них есть явная выгода и не торопятся это делать, где есть другие варианты.

В частности, Тегеран до последнего колебался в какую политико-экономическую цепь встроиться: США-Франция-Греция-Армения-Индия, которая исключала Россию и Турцию из мировой экономической логистики, или Россия-Азербайджан-Турция-Пакистан-Китай. (Оба конца этих цепочек ярые антагонисты.)

Надеясь на улучшение отношений с Западом, Иран похоже склонялся к первой модели. Поэтому затягивал строительство крошечного участка коридора "Север-Юг" (Решт-Астара). Несмотря на кредит от Азербайджана в 500 млн долларов, а потом и от РФ в 1.3 млрд евро.

-3

Отрицательное отношение к Зангезурскому коридору тоже из этой серии.

Однако обострение международной обстановки, реакция США и Франции на ирано-израильское противостояние, молчание Индии, дало понять Тегерану, что он может оказаться у разбитого корыта.

На нем свет клином не сошелся. Есть варианты налаживания торговых связей и без его участия.

Например, с недавних пор заработал "Срединный коридор":

-4

Есть варианты через Пакистан и Афганистан:

-5

Наконец через Турцию можно выйти к Индийскому океану (об этом ниже).

И в Иране похоже прозрели. Решили определиться со стороной.

Конечно в этом больше политики, чем экономики. Но то что после январского визита в Анкару, Раиси полетел в Исламабад (с которым у Тегерана были очень непростые отношения) говорит о выборе стороны.

-6

Турция и новый коридор

У Анкары и Багдада тоже все было не сладко в отношениях.

Турция, фактически взяла шефство над Южным Курдистаном, который де-факто является независимым государством, а де-юре Иракской автономией, что конечно не нравится Багдаду.

Но новые времена диктуют новые действия — Эрдоган летит в Ирак и подписывает меморандум по "Дороге развития". Коридоре соединяющем Турцию с Персидским заливом.

-7

Вот вам и выход в Индийский океан. Не это ли напугало Иран?

А если вспомнить недавнюю мою статью о переориентации России с Армении на Грузию, то получается интересный путь минующий проблематичную Армению и Иран.

Московская встреча

Коридоры обсуждались и на московской встрече Алиева и Путина. Причем похоже настолько серьезно, что это обильно вылилось в средства массовой информации.

Поиск Яндекса пестрит чуть ли не сенсационными заголовками:

-8

На самом деле на встрече не было ничего, чего мы бы не знали. Только речь пошла о увеличении запланированной пропускной способности коридора "Север-Юг".

Он уже работает, хотя и приходится перезагружать составы из-за недостроенного участка.

-9

На мой взгляд здесь важнее слова Алиева, которые выпали из публичного анализа речей президентов.

-10

Интересно, о каких новых участках говорит Президент Азербайджана, когда дорога давно построена и функционирует.

Не о грузинском ли направлении? Или все-таки армянском?

-11

Думаю мы скоро узнаем...