События последних дней, среди которых я бы выделил три:
- Уход РМК из Азербайджана
- Митинги в Грузии
- Намерение ЕБРР вложить 44 миллиона евро в таможенно-логистическую инфраструктуру армянского Зангезура
, говорят о том, что на Южном Кавказе происходят глобальные изменения — перераспределение внешних сил и смена внутренних направлений.
Попробую по-порядку...
№1 Зангезурский коридор
После того, как Москва и Баку приняли решение о досрочном завершении миротворческой миссии российского военного контингента стало ясно, что РФ отказывается от своих планов на Армению.
То есть не будет предпринимать каких-либо действий по приведению бывшего сателлита обратно "в стойло", сосредоточившись исключительно на экономическом сотрудничестве.
Ведь РМК в Азербайджане был не только про миротворческую деятельность, но и про контроль южной части Армении. Этакой силой быстрого реагирования в случае чего.
Чтобы это понять достаточно посмотреть на карту:
Если еще больше конкретизировать, то РМК был про Зангезурский коридор.
Уход контингента говорит о том, что вопрос продавливания коридора под контролем российских пограничников закрыт. Как и закрыто все, что содержалось в трехстороннем Соглашении 2020 года.
Теперь Армения может строить дорогу через Мегри на свое усмотрение, надеясь, что ею будут пользоваться.
С другой стороны, активизация в этом направлении европейцев, также намекает, что Зангезур они берут под свое крыло.
Ну и наконец то, что пограничные стычки последнего времени стали проходить значительно севернее (в районе Вардениса и выше), говорит, что акценты сместились.
Однако всего этого не произошло бы (РФ так легко не отказалась от Зангезурского коридора), если бы не было нового плана по выходу на Ближний Восток и Южную Европу.
Непонятный Иран, к тому же находящийся в фазе активного противостояния с Израилем (и всем западным миром), отпадает. Остается Грузия.
№2 Грузины
Последние дни Тбилиси кипит. Кипит из-за принятого в первом чтении в парламенте закона "О прозрачности иностранного влияния" (во многом повторяющем российский закон о "иностранных агентах").
Дело приняло настолько серьезный оборот, что президент Грузии обратилась за помощью к европейцам.
Но важнее, что как парламент, так и правительство Грузии, явно пытаются выйти из тотального западного влияния, показывая желание более плотного контакта с РФ.
Раскол стал еще более явен, когда Саломе Зурабишвили собрала у себя экстренный совет с послами определенных стран и структур:
В тот же день, премьер-министр Грузии собрал послов из другого лагеря, фактически объявив им о начале большого гражданского противостояния.
Хотя конфликт вроде связан с определенным законом, но корни его значительно глубже. Тбилиси не может не понимать, что:
- С уходом Еревана на Запад, он может перехватить жирные экономические проекты со странами Востока.
Тем более, Грузия уже прекрасно сотрудничает с осью Турция-Азербайджан-Средняя Азия. - Туризм, который является одной из самых весомых статей дохода Грузии, может быть поставлен под угрозу.
Армения является перевалочным пунктом для главного - российского потока туристов, а в случае ее ухода на Запад, может быть введен визовый режим.
Много проще и выгоднее начать работать с РФ напрямую. - После появления конкурента Грузии по евроинтеграции, все внимание переместилось на Армению. Ей сулят большие финансовые вливания, туда ездят делегации, ее ублажают.
Учитывая весомость армянской диаспоры в Европе и США, не вызывает сомнения, что именно на Ереван будет сделана ставка.
А Грузии бросили кость в виде статуса кандидата в ЕС, поставили условия и забыли. (Турция такой статус имеет с 1999 года и что?)
Поэтому правительство и парламент, в отличие от президента Грузии, которая заточена только на политику, стали все сильнее выказывать желание вывести страну на как минимум нейтральную позицию.
Грузинские политологи, в этом смысле, часто приводят пример Азербайджана.
Конечно, пока существует проблема Абхазии и Южной Осетии отношения с РФ не будут до конца откровенными. Пока речь идет о экономике. Но ведь и проблема Карабаха когда-то была, и именно сближение Баку и Москвы помогло решить ее со сравнительно малыми потерями.
В сегодняшней ситуации, учитывая общественное мнение Грузии, Ираклию Кобахидзе приходится оправдываться за свои пророссийские шаги.
№3 Россия - Азербайджан - Турция
Грузия исторически связана с Россией, а Тифлис был главным городом российского влияния, когда армянами на Южном Кавказе еще не пахло. По крайней мере вне территории Картли-Кахетинского царства.
В 1783 году был заключен Георгиевский трактат, по которому над Картли-Кахетинским царством был установлен российский протекторат. А в 1801 году Грузия сама попросилась в состав Российской империи.
Расположение Грузии, ее экономический потенциал (учитывая развитую инфраструктуру и мощный порт в Поти), значительно выше, чем у Армении.
К тому же, Грузия никогда не была мононациональной, как Армения. В советское время (1989) грузины составляли 70% населения, и эта тенденция сохраняется и по ныне — 87% (2014).
На мой взгляд, это немаловажный глубинный фактор, говорящий о готовности народа к добрососедству и сотрудничеству.
Если РФ и Грузия договорятся, пусть на неофициальном уровне, на прохождение любых грузов по маршруту Баку-Тбилиси-Карс (который полностью готов с 2017 года), то можно говорить о полном снятии вопроса Зангезурского коридора.
А на это есть все намеки. Причем не только политического характера.
В 2023 году начата работа по модернизации БТК с целью увеличения его пропускной способности.
А вот совсем недавнее сообщение начала марта:
Думаете случайно, что приблизительно ко времени окончания работ, РФ убирает миротворцев с зангезурского направления?
К этому же времени относится желание правительства и парламента Грузии прикрыть рот НПО и прочим агентам влияния Запада, которые могут говорить лишнее — подстрекать население к беспорядкам из-за сотрудничества Грузии с Россией на фоне нерешенности проблем с сепаратистами.
Кстати, Грузия удобнее Армении и в этом (для России). На Армению фактически не осталось чем влиять, после того, как она официально отказалась от Карабаха. А Абхазия и Южная Осетия это не разыгранный козырь.
Всегда есть возможность ослаблением своей позиции по ним получить уступки от Тбилиси. Вплоть до полного разрешения ситуации и отказа Грузии о евроинтеграции.
О том, что вариант с "грузинским коридором" выгоден всем странам региона, я не говорю. Даже Иран может успокоиться.