Музей-заповедник “Царицыно” отмечает 295-летие со дня рождения Екатерины II, чья необыкновенная воображение вдохновила создание дворцов и нежной готики, а также легло в основу названия “Царицыно”. В честь императрицы с 23 апреля в Большом дворце открывается капсульная выставка, посвященная избранной иконографии российской самодержицы.
В музее-заповеднике “Царицыно” представлены две крупные экспозиции, посвященные императрице, которая желала иметь летнюю резиденцию недалеко от Москвы. Эти экспозиции называются “Екатерина II. Золотой век Российской империи” и “Царицыно Екатерины II”. Основным экспонатом является скульптура, созданная в 1896 году Александром Опекушиным, которая с 2007 года украшает Екатерининский зал Большого дворца. Новый выставочный проект дополняет уже известную историю, представляя тридцать портретов императрицы на одной стене. На этих портретах она изображена в различных позах – стоя, сидя, смотря прямо на зрителя или в сторону, в анфасе и в профиле.
Среди портретов, представленных в экспозиции, есть работа кисти Петра Дрождина 1797 года, которую царица любила больше других. Художник писал императрицу не с натуры — такой прерогативой пользовались лишь немногие придворные живописцы, например Иоганн Лампи-старший или Федор Рокотов, а с одного из самых оригинальных ее портретов, созданного 10 годами раньше. Его автор — крепостной художник Михаил Шибанов. Во время крымского путешествия императрицы в 1787-м по заказу Григория Потемкина он изобразил Екатерину II в бархатном кафтане и собольей шапке — без скипетра, аллегорических животных и орденских лент. Ей неожиданно понравился этот сдержанный образ, и впоследствии она просила писать портреты именно с него, а потом дарила эти картины приближенным и гостям. Оригинал Шибанова хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, а в «Царицыне» — его точная копия.
Читайте также: Новая схема мошенничества с блокировкой онлайн-банка
В экспозиции можно обратить внимание еще на две картины. Первая из них – портрет, созданный в 1770-е годы Хенриком Бухгольцем. Он работал в стиле датского художника Виргилиуса Эриксена, который много лет провел в России. Вторая картина – портрет кисти Леонтия Миропольского, который был отреставрирован в прошлом году в Санкт-Петербурге по заказу “Царицына”.
Один из двух объемных экспонатов – арт-объект, вдохновленный коронационным платьем 1762 года из коллекции Музеев Московского Кремля, представляет собой уникальное творческое произведение. Группа из четырех талантливых дизайнеров использовала передовые технологии, включая плоттерную резку, и инновационные материалы, такие как тайвек, чтобы воссоздать орнамент и аппликацию в виде двуглавых орлов, украшающих оригинальное платье. Макет платья установлен на двухметровом манекене и освещен изнутри таким образом, что каждая деталь прекрасно видна, погружая зрителя в мир утонченного искусства.
В названии инсталляции использована фраза, которой Екатерина II обычно завершала свои письма близким людям, таким как сын Павел или Григорий Потемкин: «Впрочем, пребываю вам доброжелательная». На современный русский язык это можно перевести как «Искренне ваша» или «Всегда на связи».
Читайте также: Популярные направления среди российских туристов в 2024 году по версии АТОР
Экспозиция в Большом дворце, посвященная Екатерине II, является прелюдией к празднованию 40-летия музея-заповедника «Царицыно». Выставка «Люди и фонды» откроется в начале лета. Она позволит узнать о четырех десятилетиях, затраченных на становление музея, и познакомит с различными коллекциями и людьми, продолжающими его создание и развитие в настоящее время.