Для многих граждан бывшего СССР незабываемым опытом стало путешествие на удивительных судах с подводными крыльями - "Ракетах" и "Метеорах". Эти необычные корабли, напоминающие космические аппараты из научно-фантастических книг, не имели аналогов. Пассажиры испытывали непередаваемый восторг, словно паря над водной поверхностью. Чем же объясняется исчезновение этого чрезвычайно популярного некогда транспорта?
Эра судов на подводных крыльях в Советском Союзе стартовала 25 августа 1957 года, когда "Ракета-1", первенец отечественного производства, совершила свой первый рейс. В общей сложности в СССР было произведено свыше 3000 подобных судов, курсировавших по рекам и водохранилищам России, Украины, Белоруссии и Грузии.
Концепция судов на подводных крыльях возникла еще в конце 19-го столетия. Пионерами в этой области выступили Шарль де Ламбер из Франции и Энрико Форланини из Италии. Но их разработки имели недостатки: слабые двигатели и несовершенные конструкции подводных крыльев.
Настоящий прорыв осуществил Ростислав Алексеев, конструктор из СССР. Еще будучи студентом кораблестроительного факультета, он заинтересовался идеей подводных крыльев и в 1941 году представил дипломный проект глиссера на подводных крыльях. Трудясь на заводе "Красное Сормово", Алексеев построил первый экспериментальный катер, наделавший много шума в столице. Так зародился проект "Ракеты" - первого в мире пассажирского судна на подводных крыльях.
"Ракеты" завоевали огромную популярность в Советском Союзе. Футуристичный облик, впечатляющая скорость (до 60 км/ч), удобство и экономичность сделали эти крылатые суда одним из самых востребованных видов транспорта. Прогулка на "Ракете" в живописную бухту стала излюбленным, хотя и не самым дешевым развлечением советских людей. В Москве "Ракеты" начали активно курсировать в 1960-х годах, а одну из них даже протестировал сам Никита Хрущев.
Вслед за "Ракетой" в 1961 году дебютировал "Метеор" - еще более вместительное и комфортабельное судно. Он мог принять на борт 115 пассажиров и располагал салоном с баром и кафе. "Метеоры" стали настоящими властелинами речных маршрутов, соединяя крупные города. На пике популярности они отправлялись по Днепру практически ежечасно, связывая Киев с Одессой и Ялтой.
СССР обладал самым большим в мире флотом судов на подводных крыльях, ежегодно перевозившим свыше 20 миллионов пассажиров. "Ракеты" и "Метеоры" активно экспортировались в различные страны, в том числе США, Германию, Францию, Италию и Китай.
Почему же сегодня мы не видим этих фантастических кораблей на реках? К сожалению, с распадом Советского Союза наступил закат эры судов на подводных крыльях. В тяжелые 90-е годы многие "Ракеты" и "Метеоры" были разграблены, проданы за рубеж или отправлены на металлолом. Речная инфраструктура приходила в упадок, закрывались речные вокзалы и пристани.
Сами суда, несмотря на свою футуристичность, постепенно устаревали как морально, так и физически. Их содержание и ремонт становились все более затратными. Алюминиевые корпуса и мощные авиационные двигатели требовали значительных вложений. Выход судна на крылья по энергозатратам был сопоставим со стартом космического корабля "Союз". С ростом цен на топливо рентабельность эксплуатации неуклонно снижалась.
В СССР, где хороших дорог было мало, разветвленная сеть речного транспорта и дешевое топливо делали крылатый флот удобным и доступным. Но с развитием автодорог и автотранспорта суда на подводных крыльях утратили свое преимущество. Новые, более экономичные "Восходы" уже не смогли возродить былую славу "Ракет" и "Метеоров".
Сейчас об этих удивительных кораблях напоминают лишь музейные экспонаты или переоборудованные под кафе и дачи корпуса. Часть судов продолжает работать за рубежом, где они по-прежнему приносят прибыль своим владельцам. Но есть и приятные исключения в самой России. Несмотря на общую тенденцию исчезновения судов на подводных крыльях, некоторые "Метеоры" до сих пор радуют пассажиров своим полетом над волнами.
Одним из регионов, где еще можно прокатиться на "Метеоре", является Карелия. На Онежском и Ладожском озерах курсируют несколько судов, связывая острова Кижи и Валаам с материком. Из Петрозаводска в Кижи ходит "Метеор" - это самый быстрый и комфортный способ туда добраться. От городов Сортавала и Приозерска на Валаам ходит быстроходный "Метеор". Для многих туристов поездка на "Метеоре" становится неотъемлемой частью знакомства с красотами карельской природы и памятниками древнерусской архитектуры.
Другим местом, где "Метеоры" продолжают свою службу, является Санкт-Петербург. Они по-прежнему совершают регулярные рейсы в Петергоф, бывшую загородную резиденцию российских императоров. Путешествие по Финскому заливу на крылатом корабле дарит незабываемые виды на дворцово-парковый ансамбль и позволяет совместить приятное с полезным - быстро добраться до фонтанов и прогуляться по роскошным садам.
Пусть современные "Метеоры" уже не те, что были раньше, но они сохранили свой узнаваемый стремительный силуэт и позволяют нам вновь почувствовать романтику скорости на воде. Сам факт их существования вселяет надежду на возрождение крылатого флота.
Так что если вы хотите не только узнать историю, но и стать ее частью - отправляйтесь в путешествие на "Метеоре". Поверьте, эти эмоции стоят того! А после обязательно поделитесь своими впечатлениями в комментариях. Возможно, именно ваш рассказ вдохновит кого-то на создание нового поколения крылатых кораблей.
Друзья, если вам понравился этот ностальгический экскурс, ставьте лайк, подписывайтесь на канал и делитесь своими воспоминаниями о "Ракетах" и "Метеорах" в комментариях. Какие еще легенды советского транспорта вы бы хотели вспомнить? Пишите, обсудим!
PS. Виртуально посетить Карелию вы можете - здесь.