Найти тему
Get Productive

Бракованная продукция. Базовые решения

Бракованная продукция - это продукция, которая не соответствуют установленным стандартам или требованиям самой организации (да, продукция может устраивать потребителей и поставщиков, но быть несоответствующий для организации, которая ее реализует). Возникновение брака может быть обусловлено различными причинами, такими как ошибки в производственном процессе, изменения, несоответствия, неоднородность в сырье или комплектующих, недостатки в квалификации персонала, само обращение с продукцией, то есть, самые различные факторы.

Бракованная продукция обычно составляет проблему, точно для клиентов, но и для производителей, поставщиков продукции в том числе. Для производителей это не только утрата ресурсов, затраченных на производство бракованного товара, но и затраты на человека, кто будет обрабатывать рекламации, потеря репутации и пр. Для потребителей покупка бракованной продукции может привести и к финансовым потерям, и всегда к потере времени (невозможности пользоваться продукцией на период разбирательств).

В этой статье для тех, кто столкнулся с задачей работы с бракованной продукцией, разберем базовые принципы построения правильного процесса. Итак, что предстоит сделать:

1. Идентифицировать все необходимые процессы и этапы процесса, которые обуславливают создание брака. Важно отметить, что борьба с бракованной продукцией должна начинаться уже на этапе проектирования и разработки. Внедрение контроля, точек согласований, перепроверки помогает выявить возможные недостатки и устранить их до передачи разработанной продукции в серийное производство. Как писали выше, конечно, несоответствия, далее могут возникать в закупке, подготовке производства, производственных операциях, комплектации, отгрузке, транспортировке, монтаже и гарантийном / сервисном обслуживании. Процесс по работе с бракованной продукцией должен охватывать предупреждающие и /или «смягчающие» действия для каждого этапа, каждого задействованного процесса.

2. Разработать четкие критерии выявления бракованной продукции и ее сортировки. Конечно, первоочередной задачей процесса работы с несоответствиями будет:

· Увидеть, распознать;

· Не лениться, не быть равнодушным, зарегистрировать и отсортировать.

Выделение места. под бракованную продукцию
Выделение места. под бракованную продукцию

К методам отделения несоответствий относятся: идентификация, перемещения в зоны брака, перемещение в специальные контейнеры для расследования на след.этапе. В завершении – всегда коммуникация. Здесь важно сообщать оперативно, это помогает остановить распространение несоответствия (=еще большего ущерба).

Сортировка по объектам брака
Сортировка по объектам брака

Часто используют несколько обозначений для бракованной продукции: карантин, брак, брак поставщика, механические повреждения, потеря товарного вида.

Карантин и брак
Карантин и брак

Все это необходимо для различных последующих действий с браком, изучаем следующий шаг.

3. Разработать и внедрить допустимые действия по бракованной продукции. Организация разрабатывает мероприятия, которые помогут снизить негативное влияние и на бизнес, и на окружающую среду, безопасность (создание увеличенного количества отходов – не задача современного менеджмента). Основными действиями бывают: переделка, доработка, ремонт, исправление брака; согласование отступлений в продукции и реализация ее по сниженной стоимости, по другому сорту и пр.

4. Разработать действия по предотвращению брака, внедрить действия в процессы. Этот блок – это работа с причинами (часто говорят с первопричинами) бракованной продукции. Обсуждая возможные точки возникновения несоответствий, следует обсудить сразу и самые вероятные причины их возникновения, чтобы предусмотреть барьерные меры. Решения в этом блоке очень разнообразны, здесь и мероприятия по автоматизации, и уточнение программы производственного контроля, и программы подготовки и наставничества персонала, стартовые проверки до производства партии, независимые контроли технологической дисциплины, аудиты поставщиков и пр. Не стоит внедрять все доступные методы, стоит внедрять те мероприятия, которые помогут устранить самую вероятную причину возникновения бракованной продукции у вас в производстве.

Борьба с бракованной продукцией требует комплексного подхода, взаимодействия руководителей многих подразделений. Только совместными усилиями и используя коллективные знания (что может произойти), опыт (что уже происходило), можно создать работающий регламент по работе с бракованной продукцией. Такой регламент будет содержать все конкретные решения, ответственность, правила коммуникации и пр.

Такой регламент подойдет?
Такой регламент подойдет?

Неработающие процессы и регламенты, как на нашем примере, не рассматриваем, в них нет никакого смысла.

ОРЕКС

Разработка и внедрение процессов и их регламентов