Найти тему
Lomonosov Research

LR - Наука в женских лицах #02: От “Республики ученых” до Российской академии

Источник: Женщины-первопроходцы по версии нейросети Midjourney AI, изображение создано 23.04.2024 для LR
Источник: Женщины-первопроходцы по версии нейросети Midjourney AI, изображение создано 23.04.2024 для LR

Первая статья в новой рубрике Наука в женских лицах посвящается истокам и женщинам-первопроходцам.

Женщины России и наука. Первые попытки самоутверждения в академическом сообществе

Изучение интеллектуальных коммуникаций конца эпохи Возрождения и периода Нового времени является важнейшим источником знаний о вовлеченности отдельных исторических персон и, прежде всего, женщин, в процессы обращения идей в виде знаний или в экспериментальные исследования. XVII век, как известно, стал решающим «в повороте западной культуры к рационализму и свободомыслию»[1, с. 12]. Наряду с учеными мужами женщины стали участвовать в «свободной ассоциации интеллектуалов», или как ее именуют философы и историки науки – «Республика учености (или ученых)», существование которой протекало «в виртуальном пространстве коммуникаций»[2]. Ее корреспонденты равноправно участвовали в формировании нового знания. Общение образованных людей независимо от пола посредством переписки носило универсальный всеевропейский характер. В ней обсуждались насущные проблемы естествознания, что оказало несомненно огромное влияние в подготовке научной революции XVII века. Сети интеллектуалов, сформировавшиеся в Англии (посредник С. Хартлиб), во Франции (посредник М. Мерсенн) стали основой для создания первых научных академий: Лондонского Королевского общества и Парижской академии наук.

В рамках подобной интегральной «Республики ученых» со временем сформировался женский коммуникационный кружок, его лидером являлась Анна Мария ван Шурман (1607-1678), философ, лингвист, поэтесса. «Женская республика учености», как этот кружок именуют, была неоднородна как по национальной принадлежности своих членов, так и по их социальному статусу (от принцессы Елизаветы Стюарт, Богемской, до дочери ее учителя и гувернера Батшуа Мейкин. В качестве ее гражданок в нее входили представительницы Великобритании (например, Дороти Мур и Лэди Ранелаг), Голландии, Франции (Мария де Гурнэ и др.). Поскольку эти интеллектуалки были женщинами, они не могли участвовать в жизни научных обществ и академий. Общение по переписке позволяло обсуждать с членами этого виртуального общества самые разные вопросы: о переводе латинских и древнегреческих текстов, делиться информацией о научных экспериментах, аппаратуре и интересных образовательных концепциях, пересылать и обсуждать книжные новинки, представлять, рекомендовать новых исследователей и проч. При этом члены женского сообщества одновременно поддерживали интенсивную переписку с ведущими интеллектуалами интегральной «Республики учености», например, Рене Декартом, Сэмюэлем Хартлибом, Христианом Гюйгенсом и др. Последние обозревали для них книги и рекомендовали литературу для прочтения, обсуждали в письмах научные и философские вопросы и проч.

Мария де Гурне (1565-1645), входившая в эту «семью» европейских интеллектуалок XVII века, одновременно считала, что овладение научным знанием – один из возможных путей для женщин повысить свой социальный статус, отстоять свою независимость в маскулинном сообществе. Ее рассматривают как одну из первых феминисток.

В своих работах публицистического характера де Гурне отстаивала мнение о том, что «снисходительное отношение к женщине в обществе обусловлено не волей Господа или Природой, а безжалостным высокомерием мужчин, которые на протяжении всей истории обществ ограничивают женщин в их правах»[3, с. 31].

Новое самоощущение европейской женщины, претендующей на новые социальные роли в общественной жизни, формируемое в XVII-XVIII вв., не могло не оказать влияния на процесс трансформации женской саморефлексии и в России.

Известен факт, на который ссылается С.Сатина[4], что при открытии Московского университета благодаря хлопотам графа И.И.Шувалова Сенатом был издан «указ о доступе женщин» (1757 г.) в это высшее учебное заведение. Автор пишет, в частности, о том, что было зафиксировано неоднократное присутствие женщин на лекциях по физике.

Царствование Екатерины II, увлеченной идеями философов-просветителей, ознаменовалось разработкой просветительской концепции государства, важнейшей составляющей которого было начало систематического образования женщин. Основание в 1764 г. Воспитательного общества благородных девиц (Смольный институт), созданного наподобие Сен-Сирского института под Парижем, должно было «дать государству образованных женщин» (согласно приказу Екатерины). Сам факт учреждения этого учебного заведения стал символом и двигателем кардинальных перемен на перспективу в формировании женского самосознания в России.

Рис. 1. Екатерина Великая, 1763 г., Ф.Рокотов (Государственная Третьяковская галерея)
Рис. 1. Екатерина Великая, 1763 г., Ф.Рокотов (Государственная Третьяковская галерея)
Рис. 2. Смольный институт. Public domain, via Wikimedia Commons
Рис. 2. Смольный институт. Public domain, via Wikimedia Commons

Сподвижницей Екатерины II на ниве просвещения стала княгиня Екатерина Романовна Дашкова (1743-1810), занявшая вскоре пост директора Петербургской Академии наук (1783-1796). В предшествовавшей этому назначению длительной поездке по Европе (1770-е гг.) Дашкова была принята с большим уважением при иностранных дворах. Ее литературная и научная репутация обеспечила образованной женщине вхождение в общества ученых и философов в разных странах Европы. В частности, в Париже она сблизилась с Дидро и Вольтером. Проживая длительное время в Шотландии, переписывалась и постоянно общалась c А.Смитом, шотландским экономистом и философом, одним из основоположников экономической теории как науки. Известно о ее длительной переписке с Джозефом Блэком, известным химиком и физиком, профессором Эдинбургского университета. В переписке, в частности, они обсуждали новую минералогическую теорию Земли доктора Джеймса Геттона (Хаттона) - о решающей роли внутренней энергии Земли в образовании магматических пород. Эта энциклопедически образованная женщина как организатор науки и просвещения возродила традицию чтения публичных лекций в Академии с 1784 г. по разным вопросам естествознания (математические, физические, минералогические и химические). На лекциях присутствовали дамы и она сама, в том числе. Известно, что княгиня Дашкова увлекалась минералогией и техническими науками. Собранная ею уникальная библиотека и минералогический музей были переданы в дар Московскому университету.

В то же время Е.Р.Дашкова прославилась и как литератор. В 1783 году она организовала литературный журнал «Собеседник любителей российского слова». Он ограничивался оригинальными работами на русском, в которых принимали участие такие писатели как Г.Р.Державин и Д.И.Фонвизин, а также сама Е.Р.Дашкова и Екатерина II. С октября 1783 г. Дашкова состояла президентом открытой по ее предложению Российской Академии (таким образом, в течение 11 лет княгиня Дашкова находилась во главе двух академий). Важнейшим достижением ее деятельности на этом поприще стало издание Российской Академией в 1789-1794 годах «Словаря Академии Российской». Речь идет о первом толковом словаре русского языка в шести томах, к работе над которым были привлечены известные ученые и литераторы. В нем участвовала и сама княгиня Дашкова. Этот словарь явился вершиной ее научных и организаторских способностей.

В рамках деятельности в Академии Е.Р.Дашковой удалось организовать первое академическое издание собрания сочинений М.В.Ломоносова, труды которого она бесконечно ценила, а также других российских ученых. Кроме того, как директор Академии и ученый, она положила начало ломоносововедению, инициировала изучение эпистолярного наследия великого ученого.

Ее труды на ниве науки, истории и культуры были высоко оценены научным сообществом. Е.Р.Дашкова была избрана членом Стокгольмской, Дублинской академий, Филадельфийского философского общества, Берлинского общества любителей природы, а также была членом Вольного экономического обществ.

Рис. 3. Портрет Е.Р.Дашковой в 1790-е гг. Public domain
Рис. 3. Портрет Е.Р.Дашковой в 1790-е гг. Public domain

Е.Р.Дашковой был учрежден также специальный «переводческий департамент», чтобы дать возможность российской публике просвещаться, знакомясь с выдающимися произведениями зарубежной литературы, в том числе, и профессиональной. В рамках ее академической деятельности был осуществлен целый ряд переводов, по преимуществу с классических языков. Среди подобных переводчиков оказались и женщины, стремившиеся донести важнейшие открытия, в частности, в области естествознания до соотечественников. В качестве примера можно указать труд княжен, сестер Анны Михайловны (в замуж. Грессер) и Екатерины Михайловны (в замуж. Кожина) Волконских, опубликовавших в 1792 г. свой перевод книги: Рассуждения о разных предметах природы, наук и художеств в 2-частях. Перевод вызвал похвальный отзыв Н.Я.Озерецковского, естествоиспытателя, члена Петербургской Академии наук (1782) и Российской академии (1783), не только одобрившего сам выбор сочинения, но и умение справиться с научной терминологией, которая к тому времени была еще плохо разработана. Екатерина II после предоставления ей переводчиц, также с энтузиазмом высказалась об их высококвалифицированной работе[5].

Культурные и образовательные веяния Европы в период царствования Александра I находят особенно положительный отклик в России. Развивается университетская система, европейский опыт просвещения успешно закрепляется на российской почве. Именно в это время в русском обществе начинается формирование образа нового социального типа – образованной женщины. Несомненным образцом ее являлась сама княгиня Е.Р.Дашкова. С начала XIX века начинается «клонирование» этого образа в среде дворянства, и в первую очередь, в рамках салонной культуры. Салоны из института досуга трансформируются в начале XIX века в институт просвещения в России, в них происходит формирование женской интеллектуальной элиты.

В первой половине XIX века целой плеядой светил наук мог похвастаться салон княжны Евдокии (Авдотьи) Ивановны Голицыной (1786-1880), который она держала на ул. Миллионная в Петербурге. Современники оставили о ней воспоминания как о женщине потрясающей красоты, несколько эксцентричной особе, но неординарной.

Евдокия родилась в богатой и знатной семье Измайловых, связанной родственными узами с такими известными аристрократическими фамилиями как Юсуповы, Вяземские, Гагарины и др. Рано осиротев, она воспитывалась в доме своего бездетного дяди сенатора М.М.Измайлова, где получила блестящее образование. В 1799 году, по желанию императора Павла I, она сочеталась браком с князем Сергеем Михайловичем Голицыным. При своем огромном богатстве избранник императора оказался недалеким и неинтересным мужчиной. Вскоре Евдокия Ивановна объявила мужу, что поскольку «брак ее был вынужденным», то она больше не согласна на совместное проживание с мужем. Вместе с сестрой и ее малолетним сыном княгиня Голицына значительное время оставалась за границей. В 1816 году после возвращения из Европы княгиня Голицына становится хозяйкой Петербургского салона. Она получила прозвище «Princesse nocturne», поскольку принимала в своем салоне не ранее 22 часов. Она боялась ночи, так как ей предсказали в свое время смерть в ночи. Ее салон посещали избранные литературные знаменитости, среди них: А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, Н.М.Карамзин, К.Н.Батюшков и др.

Рис. 4. Princesse Nocturne Public domain
Рис. 4. Princesse Nocturne Public domain

Уже будучи в почтенном возрасте княжна занялась математикой и физикой. Международную известность получила ее книга под названием «De l’analyse de la force» (К анализу силы) в нескольких частях, известное к настоящему времени как первое физико-математическое сочинение российской женщины, относящееся к первой трети XIX века. Первое издание вышло в 1835 г. в С.-Петербурге (на французском языке). Третья часть допечатана также в России лишь в 1843 г. Княгиня потребовала экспертной оценки этой книги от Петербургской АН. Но отзыв был сдержанно-негативным. Как отмечает О.А.Валькова, «даже если почтенные академики были правы и в книге княгини не содержалось ничего нового с точки зрения математической, она все равно была <…> первым в истории Петербургской Академии наук научным сочинением женщины, обсуждавшимся в заседании Академической конференции»[6, с. 130].

Надеясь на равновзвешенную оценку своего труда от французских ученых, княгиня опубликовала этот труд позже в Париже уже вторым изданием (1844-1845) с некоторыми добавлениями. В него включены приложения, касающиеся не только вопросов физики и математики, но также вопросов экономики Франции.

Рис. 5. Титульный лист второго (французского) издания труда Е.И.Голицыной «De l’analyse de la force» (из фондов библиотеки Св. Женевьевы, Париж). Фото Елены Баум
Рис. 5. Титульный лист второго (французского) издания труда Е.И.Голицыной «De l’analyse de la force» (из фондов библиотеки Св. Женевьевы, Париж). Фото Елены Баум

Известно, что ее труд в Париже был принят благосклонно, известный химик Ж.-Б.Дюма представлял его на заседаниях La Société d'encouragement pour l'industrie nationale. В нем, в частности, она писала, что ее исследования были сконцентрированы на «изучении света в его сути, изучении вопросов движения тел, включая обширное пространство (космос)». Аспекты движения тел в пространстве действительно анализируются с позиций математического анализа. Но в то же время в работе предприняты попытки высказаться относительно природы определенных физических или даже физико-химических явлений, если их квалифицировать с точки зрения современных представлений в области естественных наук. Так, в ее взглядах на природу света явно заложены идеи корпускулярно-волнового дуализма. В частности, она отмечала, что свет следует рассматривать как «мировой эфир», «бесконечно тонкую материю» (здесь явно звучат метафизические акценты), с другой стороны, свет «состоит из позитивного и отрицательного зарядов». Она считала, что в основе различных природных процессов, связанных с движением, явлениями переноса материальных субстратов, лежат проявления электрических сил. Княгиня интуитивно воспринимала свет как основное средство обмена энергией в мировом пространстве («свет как одна из форм энергии»).

Очевидно, что работы и деятельность княгини – это один из очередных примеров, когда «соотечественники и современники» недооценивают достижения нетривиальной личности. Увлечение женщин науками воспринималось в то время как вызов общественному мнению. Голицыну именовали в российском обществе «пропащей женщиной» из-за того, что она занималась научным сочинительством. И если в России на нее навешивали нелицеприятные ярлыки, то в Париже ее поддерживало академические сообщество. Сегодня личностью Е.И.Голицыной занимаются французские историки науки, пытаясь полностью реабилитировать ее научную деятельность. Осталось лишь немного подождать...

Спасибо, что дочитали нашу статью! Хорошего и продуктивного Вам дня!!!

Автор: Е.А.Баум, МГУ им. М.В.Ломоносова, Химический факультет

Шеф-редактор: Надежда В. Макогонова, к.э.н., доцент факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова, руководитель проекта “Индикаторы здорового администрирования”

_______

Литература:

[1] Репина Л.П. Интеллектуальная культура как маркер исторической эпохи // Диалог со временем. Вып. 22, 2008. С. 5-15.

[2] Елизаров В.П. «Республика ученых»: социальное пространство «невидимого сообщества» // Пространство и время в современной социологической теории / Под ред. Качанова Ю.Л. и Бикбова А.Т. М.: Институт социологии РАН, 2000. С. 29-50.

[3] Зайцева (Баум) Е.А. Женщины в истории химии: от возникновения алхимии до начала XIX в. // Женщины–химики: биографический портрет, вклад в образование и науку, признание. М.: Янус-К, 2013. С. 10-65.

[4] Сатина С. Образование женщин в дореволюционной России. Нью-Йорк, 1966.

[5] Е.Р.Дашкова и эпоха Просвещения. М.: МГИ им. Е.Р.Дашковой, 2005.

[6] Валькова О.А. Штурмуя цитадель науки. М.: НЛО, 2019.