Первая статья в новой рубрике Наука в женских лицах посвящается истокам и женщинам-первопроходцам.
Женщины России и наука. Первые попытки самоутверждения в академическом сообществе
Изучение интеллектуальных коммуникаций конца эпохи Возрождения и периода Нового времени является важнейшим источником знаний о вовлеченности отдельных исторических персон и, прежде всего, женщин, в процессы обращения идей в виде знаний или в экспериментальные исследования. XVII век, как известно, стал решающим «в повороте западной культуры к рационализму и свободомыслию»[1, с. 12]. Наряду с учеными мужами женщины стали участвовать в «свободной ассоциации интеллектуалов», или как ее именуют философы и историки науки – «Республика учености (или ученых)», существование которой протекало «в виртуальном пространстве коммуникаций»[2]. Ее корреспонденты равноправно участвовали в формировании нового знания. Общение образованных людей независимо от пола посредством переписки носило универсальный всеевропейский характер. В ней обсуждались насущные проблемы естествознания, что оказало несомненно огромное влияние в подготовке научной революции XVII века. Сети интеллектуалов, сформировавшиеся в Англии (посредник С. Хартлиб), во Франции (посредник М. Мерсенн) стали основой для создания первых научных академий: Лондонского Королевского общества и Парижской академии наук.
В рамках подобной интегральной «Республики ученых» со временем сформировался женский коммуникационный кружок, его лидером являлась Анна Мария ван Шурман (1607-1678), философ, лингвист, поэтесса. «Женская республика учености», как этот кружок именуют, была неоднородна как по национальной принадлежности своих членов, так и по их социальному статусу (от принцессы Елизаветы Стюарт, Богемской, до дочери ее учителя и гувернера Батшуа Мейкин. В качестве ее гражданок в нее входили представительницы Великобритании (например, Дороти Мур и Лэди Ранелаг), Голландии, Франции (Мария де Гурнэ и др.). Поскольку эти интеллектуалки были женщинами, они не могли участвовать в жизни научных обществ и академий. Общение по переписке позволяло обсуждать с членами этого виртуального общества самые разные вопросы: о переводе латинских и древнегреческих текстов, делиться информацией о научных экспериментах, аппаратуре и интересных образовательных концепциях, пересылать и обсуждать книжные новинки, представлять, рекомендовать новых исследователей и проч. При этом члены женского сообщества одновременно поддерживали интенсивную переписку с ведущими интеллектуалами интегральной «Республики учености», например, Рене Декартом, Сэмюэлем Хартлибом, Христианом Гюйгенсом и др. Последние обозревали для них книги и рекомендовали литературу для прочтения, обсуждали в письмах научные и философские вопросы и проч.
Мария де Гурне (1565-1645), входившая в эту «семью» европейских интеллектуалок XVII века, одновременно считала, что овладение научным знанием – один из возможных путей для женщин повысить свой социальный статус, отстоять свою независимость в маскулинном сообществе. Ее рассматривают как одну из первых феминисток.
В своих работах публицистического характера де Гурне отстаивала мнение о том, что «снисходительное отношение к женщине в обществе обусловлено не волей Господа или Природой, а безжалостным высокомерием мужчин, которые на протяжении всей истории обществ ограничивают женщин в их правах»[3, с. 31].
Новое самоощущение европейской женщины, претендующей на новые социальные роли в общественной жизни, формируемое в XVII-XVIII вв., не могло не оказать влияния на процесс трансформации женской саморефлексии и в России.
Известен факт, на который ссылается С.Сатина[4], что при открытии Московского университета благодаря хлопотам графа И.И.Шувалова Сенатом был издан «указ о доступе женщин» (1757 г.) в это высшее учебное заведение. Автор пишет, в частности, о том, что было зафиксировано неоднократное присутствие женщин на лекциях по физике.
Царствование Екатерины II, увлеченной идеями философов-просветителей, ознаменовалось разработкой просветительской концепции государства, важнейшей составляющей которого было начало систематического образования женщин. Основание в 1764 г. Воспитательного общества благородных девиц (Смольный институт), созданного наподобие Сен-Сирского института под Парижем, должно было «дать государству образованных женщин» (согласно приказу Екатерины). Сам факт учреждения этого учебного заведения стал символом и двигателем кардинальных перемен на перспективу в формировании женского самосознания в России.
Сподвижницей Екатерины II на ниве просвещения стала княгиня Екатерина Романовна Дашкова (1743-1810), занявшая вскоре пост директора Петербургской Академии наук (1783-1796). В предшествовавшей этому назначению длительной поездке по Европе (1770-е гг.) Дашкова была принята с большим уважением при иностранных дворах. Ее литературная и научная репутация обеспечила образованной женщине вхождение в общества ученых и философов в разных странах Европы. В частности, в Париже она сблизилась с Дидро и Вольтером. Проживая длительное время в Шотландии, переписывалась и постоянно общалась c А.Смитом, шотландским экономистом и философом, одним из основоположников экономической теории как науки. Известно о ее длительной переписке с Джозефом Блэком, известным химиком и физиком, профессором Эдинбургского университета. В переписке, в частности, они обсуждали новую минералогическую теорию Земли доктора Джеймса Геттона (Хаттона) - о решающей роли внутренней энергии Земли в образовании магматических пород. Эта энциклопедически образованная женщина как организатор науки и просвещения возродила традицию чтения публичных лекций в Академии с 1784 г. по разным вопросам естествознания (математические, физические, минералогические и химические). На лекциях присутствовали дамы и она сама, в том числе. Известно, что княгиня Дашкова увлекалась минералогией и техническими науками. Собранная ею уникальная библиотека и минералогический музей были переданы в дар Московскому университету.
В то же время Е.Р.Дашкова прославилась и как литератор. В 1783 году она организовала литературный журнал «Собеседник любителей российского слова». Он ограничивался оригинальными работами на русском, в которых принимали участие такие писатели как Г.Р.Державин и Д.И.Фонвизин, а также сама Е.Р.Дашкова и Екатерина II. С октября 1783 г. Дашкова состояла президентом открытой по ее предложению Российской Академии (таким образом, в течение 11 лет княгиня Дашкова находилась во главе двух академий). Важнейшим достижением ее деятельности на этом поприще стало издание Российской Академией в 1789-1794 годах «Словаря Академии Российской». Речь идет о первом толковом словаре русского языка в шести томах, к работе над которым были привлечены известные ученые и литераторы. В нем участвовала и сама княгиня Дашкова. Этот словарь явился вершиной ее научных и организаторских способностей.
В рамках деятельности в Академии Е.Р.Дашковой удалось организовать первое академическое издание собрания сочинений М.В.Ломоносова, труды которого она бесконечно ценила, а также других российских ученых. Кроме того, как директор Академии и ученый, она положила начало ломоносововедению, инициировала изучение эпистолярного наследия великого ученого.
Ее труды на ниве науки, истории и культуры были высоко оценены научным сообществом. Е.Р.Дашкова была избрана членом Стокгольмской, Дублинской академий, Филадельфийского философского общества, Берлинского общества любителей природы, а также была членом Вольного экономического обществ.
Е.Р.Дашковой был учрежден также специальный «переводческий департамент», чтобы дать возможность российской публике просвещаться, знакомясь с выдающимися произведениями зарубежной литературы, в том числе, и профессиональной. В рамках ее академической деятельности был осуществлен целый ряд переводов, по преимуществу с классических языков. Среди подобных переводчиков оказались и женщины, стремившиеся донести важнейшие открытия, в частности, в области естествознания до соотечественников. В качестве примера можно указать труд княжен, сестер Анны Михайловны (в замуж. Грессер) и Екатерины Михайловны (в замуж. Кожина) Волконских, опубликовавших в 1792 г. свой перевод книги: Рассуждения о разных предметах природы, наук и художеств в 2-частях. Перевод вызвал похвальный отзыв Н.Я.Озерецковского, естествоиспытателя, члена Петербургской Академии наук (1782) и Российской академии (1783), не только одобрившего сам выбор сочинения, но и умение справиться с научной терминологией, которая к тому времени была еще плохо разработана. Екатерина II после предоставления ей переводчиц, также с энтузиазмом высказалась об их высококвалифицированной работе[5].
Культурные и образовательные веяния Европы в период царствования Александра I находят особенно положительный отклик в России. Развивается университетская система, европейский опыт просвещения успешно закрепляется на российской почве. Именно в это время в русском обществе начинается формирование образа нового социального типа – образованной женщины. Несомненным образцом ее являлась сама княгиня Е.Р.Дашкова. С начала XIX века начинается «клонирование» этого образа в среде дворянства, и в первую очередь, в рамках салонной культуры. Салоны из института досуга трансформируются в начале XIX века в институт просвещения в России, в них происходит формирование женской интеллектуальной элиты.
В первой половине XIX века целой плеядой светил наук мог похвастаться салон княжны Евдокии (Авдотьи) Ивановны Голицыной (1786-1880), который она держала на ул. Миллионная в Петербурге. Современники оставили о ней воспоминания как о женщине потрясающей красоты, несколько эксцентричной особе, но неординарной.
Евдокия родилась в богатой и знатной семье Измайловых, связанной родственными узами с такими известными аристрократическими фамилиями как Юсуповы, Вяземские, Гагарины и др. Рано осиротев, она воспитывалась в доме своего бездетного дяди сенатора М.М.Измайлова, где получила блестящее образование. В 1799 году, по желанию императора Павла I, она сочеталась браком с князем Сергеем Михайловичем Голицыным. При своем огромном богатстве избранник императора оказался недалеким и неинтересным мужчиной. Вскоре Евдокия Ивановна объявила мужу, что поскольку «брак ее был вынужденным», то она больше не согласна на совместное проживание с мужем. Вместе с сестрой и ее малолетним сыном княгиня Голицына значительное время оставалась за границей. В 1816 году после возвращения из Европы княгиня Голицына становится хозяйкой Петербургского салона. Она получила прозвище «Princesse nocturne», поскольку принимала в своем салоне не ранее 22 часов. Она боялась ночи, так как ей предсказали в свое время смерть в ночи. Ее салон посещали избранные литературные знаменитости, среди них: А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, Н.М.Карамзин, К.Н.Батюшков и др.
Уже будучи в почтенном возрасте княжна занялась математикой и физикой. Международную известность получила ее книга под названием «De l’analyse de la force» (К анализу силы) в нескольких частях, известное к настоящему времени как первое физико-математическое сочинение российской женщины, относящееся к первой трети XIX века. Первое издание вышло в 1835 г. в С.-Петербурге (на французском языке). Третья часть допечатана также в России лишь в 1843 г. Княгиня потребовала экспертной оценки этой книги от Петербургской АН. Но отзыв был сдержанно-негативным. Как отмечает О.А.Валькова, «даже если почтенные академики были правы и в книге княгини не содержалось ничего нового с точки зрения математической, она все равно была <…> первым в истории Петербургской Академии наук научным сочинением женщины, обсуждавшимся в заседании Академической конференции»[6, с. 130].
Надеясь на равновзвешенную оценку своего труда от французских ученых, княгиня опубликовала этот труд позже в Париже уже вторым изданием (1844-1845) с некоторыми добавлениями. В него включены приложения, касающиеся не только вопросов физики и математики, но также вопросов экономики Франции.
Известно, что ее труд в Париже был принят благосклонно, известный химик Ж.-Б.Дюма представлял его на заседаниях La Société d'encouragement pour l'industrie nationale. В нем, в частности, она писала, что ее исследования были сконцентрированы на «изучении света в его сути, изучении вопросов движения тел, включая обширное пространство (космос)». Аспекты движения тел в пространстве действительно анализируются с позиций математического анализа. Но в то же время в работе предприняты попытки высказаться относительно природы определенных физических или даже физико-химических явлений, если их квалифицировать с точки зрения современных представлений в области естественных наук. Так, в ее взглядах на природу света явно заложены идеи корпускулярно-волнового дуализма. В частности, она отмечала, что свет следует рассматривать как «мировой эфир», «бесконечно тонкую материю» (здесь явно звучат метафизические акценты), с другой стороны, свет «состоит из позитивного и отрицательного зарядов». Она считала, что в основе различных природных процессов, связанных с движением, явлениями переноса материальных субстратов, лежат проявления электрических сил. Княгиня интуитивно воспринимала свет как основное средство обмена энергией в мировом пространстве («свет как одна из форм энергии»).
Очевидно, что работы и деятельность княгини – это один из очередных примеров, когда «соотечественники и современники» недооценивают достижения нетривиальной личности. Увлечение женщин науками воспринималось в то время как вызов общественному мнению. Голицыну именовали в российском обществе «пропащей женщиной» из-за того, что она занималась научным сочинительством. И если в России на нее навешивали нелицеприятные ярлыки, то в Париже ее поддерживало академические сообщество. Сегодня личностью Е.И.Голицыной занимаются французские историки науки, пытаясь полностью реабилитировать ее научную деятельность. Осталось лишь немного подождать...
Спасибо, что дочитали нашу статью! Хорошего и продуктивного Вам дня!!!
Автор: Е.А.Баум, МГУ им. М.В.Ломоносова, Химический факультет
Шеф-редактор: Надежда В. Макогонова, к.э.н., доцент факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова, руководитель проекта “Индикаторы здорового администрирования”
_______
Литература:
[1] Репина Л.П. Интеллектуальная культура как маркер исторической эпохи // Диалог со временем. Вып. 22, 2008. С. 5-15.
[2] Елизаров В.П. «Республика ученых»: социальное пространство «невидимого сообщества» // Пространство и время в современной социологической теории / Под ред. Качанова Ю.Л. и Бикбова А.Т. М.: Институт социологии РАН, 2000. С. 29-50.
[3] Зайцева (Баум) Е.А. Женщины в истории химии: от возникновения алхимии до начала XIX в. // Женщины–химики: биографический портрет, вклад в образование и науку, признание. М.: Янус-К, 2013. С. 10-65.
[4] Сатина С. Образование женщин в дореволюционной России. Нью-Йорк, 1966.
[5] Е.Р.Дашкова и эпоха Просвещения. М.: МГИ им. Е.Р.Дашковой, 2005.
[6] Валькова О.А. Штурмуя цитадель науки. М.: НЛО, 2019.