Найти тему

«Успею ли я...?», или Как определить окно для действий в MTG

Оглавление

«Успею ли я...?», — это самый частый вопрос, который мы слышим от игроков. При этом это самый бессмысленный из всех возможных. Объясняю почему.

Time out
Time out

MTG — не игра на скорость. В ней нельзя что-то «успеть» или «не успеть».

Порядок действий игроков строго определён правилами. Часть решений ограничены структурой хода, остальные регулируются системой приоритета.

Розыгрыш заклинаний и активация способностей

Игрок может разыграть заклинание (или активировать способность) в двух случаях:

  1. имея приоритет;
  2. получив разрешение или предписание на розыгрыш на разрешении другого заклинания или способности; в этом случае розыгрыш начинается без приоритета.

Это означает, что если у игрока нет приоритета или конкретного указания на возможность что-то разыграть, то он не может это сделать. Если вы начали розыгрыш заклинания или находитесь в процессе его разрешения, ни вы, ни какой-либо другой игрок не можете выполнить больше разрешённых действий.

Вопрос: Я иду в атаку Strangleroot Geist, на нём уже есть жетон +1/+1 его блокирует фишка 3/3. Под моим контролем находится Zameck Guildmage и необходимое количество незатапанных земель для активации его второй способности. После нанесения боевых повреждений я успею снять с него жетон, что бы он вернулся?

Что происходит на самом деле: Как только боевые повреждения разрешатся, будут выполнены ДВС, в результате которых оба существа попадут на кладбище. Только после этого активный игрок получит приоритет и сможет хоть что-либо сделать.

Strangleroot Geist VS Zameck Guildmage
Strangleroot Geist VS Zameck Guildmage

Вопрос: Успею ли я сколдовать заклинание между первым шагом нанесения повреждений и вторым? Подразумевается наличие существ с первым ударом.

Что происходит на самом деле: После нанесения боевых повреждений на первом шаге нанесения повреждений активный игрок получает приоритет. Он может разыграть мгновенное заклинание, активировать способность или выполнить специальное действие. Если он ничего не хочет делать, то он пасует и приоритет получает неактивный игрок. Теперь он тоже может что-то сделать. Чтобы игра перешла в следующий шаг, необходимо, чтобы все игроки спасовали подряд при пустом стеке. Так что до следующего шага боевых повреждений может много чего произойти.

Имея атакующего Youthful Knight и Lightning Bolt в руке, можно избавиться от блокера 5/5 и сохранить своё существо.
Имея атакующего Youthful Knight и Lightning Bolt в руке, можно избавиться от блокера 5/5 и сохранить своё существо.

Стоимость заклинаний и способностей

Оппонент может встрять со своими действиями только после того, как заклинание будет разыграно или способность будет активирована и игрок, который это разыгрывал или активировал, спасует.

К этому моменту стоимость заклинания или способности уже оплачена и ничего с этим сделать невозможно. Если в качестве стоимости вам нужно повернуть или пожертвовать перманент, положить или снять жетоны, сбросить карту, или вернуть что-то в руку, то у оппонента нет ни единого шанса вам помешать.

Вопрос: Мой оппонент играет Demand Answers, успею ли я уничтожить его единственный артефакт, чтобы помешать ему?

Что происходит на самом деле: Если оппонент начал разыгрывать Demand Answers, то ни у одного из игроков нет приоритета. Игрок не может разыграть Make Your Move, чтобы уничтожить артефакт.

Demand Answers VS Make Your Move
Demand Answers VS Make Your Move

Вопрос: Я играю спелл плейнсволкера, он разрешается. Могу ли я после сыграть сорсери (или абилки на скорости сорсери) не передавая приоритет оппу. т.е. успею ли сыграть абилку Око после того как вызвал его?

Что происходит на самом деле: После разрешения Oko, the Ringleader, приоритет снова у активного игрока и именно он может действовать «без передачи приоритета». Это его главная фаза и стек пуст, значит можно разыграть волшебство или активировать способность верности Planewalker'а. Для оппонента «окно» для розыгрыша Lightning Helix появится уже после того, как способность верности будет лежать в стеке, а значит, на Oko уже будет 4 жетона верности.

Oko, the Ringleader VS Lightning Helix
Oko, the Ringleader VS Lightning Helix

Активация мана-способностей

Игрок может активировать мана-способность в двух случаях:

  1. имея приоритет;
  2. или во время розыгрыша или активации способности, при условии, что стоимость включает ману.

В любое другое время игрок не может этого делать.

Помешать оппоненту активировать мана-способности во время розыгрыша заклинания или активации способности невозможно, потому что нет приоритета. В другое время бесполезно, потому что оппонент активирует мана-способность в ответ на ваши действия и получит ману.

Ответить на мана-способность невозможно, она не использует стек.

NB Прежде, чем что-то сделать в ответ, задайте себе вопрос: в ответ на что?

Действия, основанные на структуре хода

Эти действия не используют стек, на них нельзя ответить.

Игрок не может выполнить эти действие раньше или позже. Они происходят точно в начале указанного шага или фазы*. Ничего другого до этих действий в этом шаге или фазе произойти не может. Даже если сработали триггеры, они будут помещены в стек только после выполнения действий, основанных на структуре хода.

  • Вывод перманентов из противофазы («phase out»), затем смена дня и ночи, затем разворот перманентов в начале шага разворота.
  • Взятие карты на шаге взятия карты.
  • Размещение жетона знаний на Сагу, затем посещение аттракциона в начале предбоевой главной фазы.
  • Назначение атакующих на шаге назначения атакующих.
  • Назначение блокирующих на шаге назначения блокирующих и определение порядка нанесения боевых повреждений.
  • Распределение и нанесение боевых повреждений на шаге боевых повреждений.
  • Сброс лишних карт из руки, снятие размеченных повреждений с существ и прекращение соответствующих эффектов на шаге очистки.

Вопрос: Иду в атаку существом, оппонент объявляет, что хочет назначить блокирующим существо. Успею ли я в этот момент уничтожить то существо?

Что происходит на самом деле: Если оппонент уже приступил к назначению блокирующих, то ни у кого из игроков нет приоритета. Оппонент получит приоритет, когда закончит назначение блокирующих. И только после того, как он спасует, приоритет получите вы.

Psychic Frog VS Putrefy
Psychic Frog VS Putrefy

Т.е. если вы хотите, чтобы оппонент не назначил какое-то существо блокирующим, тапать** или уничтожать его нужно не позднее, чем на шаге объявления атакующих, так как шаг назначения блокирующих начинается с назначения блокирующих. Не стоит назначать атакующих, ждать, пока оппонент не начнёт блокировать, а затем «вспомнить» про эффекты на предыдущем шаге. Не делайте так.

Если вы хотите, чтобы ваша анимированная земля пошла в атаку, её нужно оживлять не позднее шага начала боя.

NB Обычно спортивные игроки сообщают оппоненту о том, у что них будут действия на шаге поддержки, в конце хода или на шаге начала боя. Так же хорошим тоном считается спросить у оппонента, не будет ли каких-то эффектов до назначения блокирующих: « Эффекты?» или «Могу блокировать?».

Специальные действия

Есть 11 специальных действий, которые не используют стек, а значит, на них нельзя ответить. Вряд ли вы запомните все 11, но вот основные:

  • розыгрыш земли;
  • переворот карты лицом вверх при помощи Disguise, Cloak, Morph, Megamorph и Manifest;
  • отправка карты в изгнание при помощи Suspend, Plot и Foresee
  • перемещение Компаньона из-за пределов игры в руку.

Если игрок начал выполнять специальное действие, то вмешаться в этот процесс уже нельзя.

Вопрос: Оппонент собрался переворачивать (анморфить) Experiment Twelve. Успею ли я бахнуть его Шоком?

Что происходит на самом деле: Оппонент имеет приоритет и объявил о выполнении специального действия переворот карты лицом вверх при помощи Disguise. Ответить на это действие невозможно, оно не использует стек. Возможность разыграть Шок появится только после того, как Experiment Twelve уже будет лежать лицом вверх.

Experiment Twelve VS Shock
Experiment Twelve VS Shock

Триггеры, пожалуй, самое любимое в меню «успевальщиков». Потому что игроки имеют очень отдалённое представление о том, как это всё работает.

5 простых правил про триггеры

  1. Когда происходит триггерное событие, все триггеры с таким событием срабатывают одновременно;
  2. Условные триггеры срабатывают и разрешаются только если условие верно как во время триггерного события, так и на разрешении.
  3. Триггеры не разрешаются мгновенно (кроме мана-способностей). Сначала они кладутся в стек в порядке АИНАИ (активный игрок, неактивный игрок).
  4. Цель для триггера выбирается во время помещения его в стек, а не на разрешении.
  5. Триггеры разрешаются строго по одному. Даже одинаковые.

Вопрос: У меня на столе Kami of Ancient Law и Promise of Bunrei. Если я пожертвую Ками, то успею ли я получить 4 токена, или в начале придётся убить свой энчант?

Что происходит на самом деле: Игрок активирует способность Kami of Ancient Law, выбирая целью Promise of Bunrei. Жертва Kami of Ancient Law — это стоимость. Она оплачивается в процессе активации. Как только Kami of Ancient Law попадает на кладбище, срабатывает триггер Promise of Bunrei, который ложится в стек выше способности Kami of Ancient Law. Разрешаем триггер: жертвуем Promise of Bunrei, создаём 4 фишки Духов. На разрешении способности Kami of Ancient Law выясняется, что единственная её цель покинула поле битвы. Способность удаляется из стека, ничего не происходит.

Kami of Ancient Law VS Promise of Bunrei
Kami of Ancient Law VS Promise of Bunrei

Вопрос: Если я играю Mulldrifter за стоимость Evoke, успеваю ли я его блинкнуть пока он не ушёл на кладбище?

Что происходит на самом деле: Вы разыгрываете Mulldrifter за стоимость Evoke. Заклинание разрешается и Mulldrifter выходит на поле битвы. Срабатывают 2 триггера: EtB-триггер Mulldrifter'а и Evoke. Выполняются ДВС, триггеры ложатся в стек. Вы получаете приоритет. Играете Momentary Blink, выбирая целью Mulldrifter. Заклинание разрешается: Mulldrifter отправляется в изгнание и тут же возвращается на поле битвы. Срабатывает EtB-триггер Mulldrifter'а. Начинаем разрешать триггеры: берём 2 карты, берём 2 карты, жертвовать нечего, потому что Mulldrifter сменил зону и считается новым объектом.

 Mulldrifter VS Momentary Blink
Mulldrifter VS Momentary Blink

Ситуация: Театральные Подмостки, являющиеся копией Саги об Урзе получили 3-й жетон знаний. До разрешения способности Саги Коварный оппонент копирует обычный базовый Лес.

Вопрос: Но если они уже получили 3-й жетон, мы разве успеем превратить в лес до жертвования?

Что происходит на самом деле: На размещение жетона ответить нельзя — это специальное действие, но размещение жетона на саге вызывает срабатывание триггера третьей главы. В ответ на триггер мы активируем способность Театральных Подмостков, выбирая в качестве цели Лес. Эта способность ложится в стек выше триггера Саги. Разрешаем активируемую способность: Театральные Подмостки становятся Лесом, разрешаем триггер Саги — ищем артефакт. Теперь в стеке нет способности главы, но при выполнении ДВС ничего не происходит, потому что Театральные Подмостки уже не Чары — Сага, а Базовая земля — Лес.

Театральные Подмостки VS Саги об Урзе
Театральные Подмостки VS Саги об Урзе

Вопрос: У оппонента 4 жизни и нет блокеров. У меня на столе Olivia, Mobilized for War и достаточное количество земель, в руке земля и ещё одна Оливия. Успею ли я поцелить первой Оливией вторую и дать ускорение и жетон?)

Что происходит на самом деле: Когда вторая Оливия выходит на поле битвы, срабатывает триггер первой Оливии. После этого выполняются ДВС, в том числе правило легенд: выбираем оставить на поле битвы вторую Оливию. Триггер кладётся в стек. Разрешаем триггер: сбрасываем карту, новая Оливия получает жетон +1/+1 и ускорение. Атакуем, выигрываем.

И, кстати, у способности Оливии нет цели.

Olivia, Mobilized for War VS правило легенд
Olivia, Mobilized for War VS правило легенд

Вопрос: У меня и оппонента по 1 жизни. Успею ли я убить оппонента Lighting Bolt, до того, как City of Brass убьёт меня?

Что происходит на самом деле: Вы активируете мана-способность City of Brass, срабатывает его триггер. Триггер идёт в стек, в ответ на него вы играете Lighning Bolt. Lighting Bolt разрешается, оппонент проиграл, игра закончилась.

City of Brass VS Lightning Bolt
City of Brass VS Lightning Bolt

Разрешение заклинаний и способностей

Во время разрешения заклинаний и способностей ни у одного игрока нет приоритета, значит, ни один игрок не сможет активировать способность или разыграть заклинание, если этого не разрешает или предписывает эффект разрешаемого заклинания.

Карта заклинания покидает стек на последней стадии разрешения, значит, она может быть вовлечена в процесс разрешения за одним исключением: заклинание не может быть целью для самого себя.

Вопрос: Успею ли я покормить Импа картой, взятой за Brainstorm, до её сброса?

Что происходит на самом деле: Во время разрешения заклинания ни один из игроков не имеет приоритета, а значит, игрок не может активировать способность Putrid Imp и сбросить взятую карту в качестве оплаты способности.

Brainstorm VS Putrid Imp
Brainstorm VS Putrid Imp

Заключение

Если коротко, то игрок не может ничего сделать, пока ему это не будет разрешено. И чаще игрокам именно запрещено вмешиваться в ход событий. Если вы хотите ответить на действие оппонента, вам нужно задать себе два вопроса: есть ли у меня приоритет и на что я собираюсь ответить?

Надеюсь, теперь вы покинете секту «успевальщиков» и научитесь как я отслеживать приоритет и с удовольствием раскладывать объекты в стек в нужном порядке :)

Стек был полон объектов. Рук не хватало, чтобы его изобразить.
Стек был полон объектов. Рук не хватало, чтобы его изобразить.

_______________________________

* Есть ещё одно действие, основанное на структуре хода — это очистка мана-пула в конце каждого шага или фазы. После него немедленно наступает следующая фаза или ход другого игрока.

** Тапать (от tap) сленговое — повернуть.