Как-то лет ...цать назад купил CD Джетро Талл на Горбушке в Москве и от знатока - продавца CD узнал, что Джетро Талл относится к арт-року. Засомневался, но спорить не стал. С тех пор так и жил. Правда, никогда особенно не зацикливался на этом. Но почему-то сомнения меня все это время одолевали. Если честно, не вижу различий между многими стилями в музыке, и к какому стилю относится та или иная группа. Да и не сильно интересно. Считаю, что все это условно. Особенно меня бесит, когда хард-роковую Блэк Саббат относят к хэви-металу, да еще к родоначальникам. Не ругайте меня слишком строго, ведь каждый может высказать свое мнение.
Как было хорошо в 60-х - все поп-музыка. И рейтинг один и тот же - там и Битлз, и Фрэнк Синатра, и Т. Рекс и Джими Хендрикс и Дорз и даже Блэк Саббат - все в одном флаконе. Я, конечно, слегка преувеличиваю, но вся эта кутерьма со стилями и к какому стилю отнести ту или иную группу, началась где-то году в 1972-73 с легкой руки нелюбимых нами критиков. Это предисловие, если так можно сказать, к статье. Никому не навязываю своего мнения.
Но случайно натолкнулся на комментарии Иэна Андерсона, вышедшие после выпуска последнего альбома Джетро Талла RokFlote. Представляете, он тоже как и я не знает, в каком стиле играет его группа.
Никто не может точно определить, когда появился прогрессивный рок. Искусство продвигать музыку вперед появилось с тех пор, как кто-то подумал, что две ноты, сыгранные вместе, звучат красиво, и множество исполнителей как тогда, так и сейчас все еще пытаются найти способы обойти те же самые несколько аккордов и добиться от них большей музыкальности. Хотя Jethro Tull долгое время оставался на обочине прогрессивной музыки, Иэн Андерсон считал, что существует определенный золотой стандарт развития жанра.
Когда в интервью его спросили, что он может сказать о прогрессивном роке, он сильно удивился - а причем здесь он и его группа?
Для такой группы, как Jethro Tull, ограничение рамками жанра кажется чем-то, неестественным, что они одновременно любили и ненавидели. Возможно, было бы приятно ассоциироваться с жанром, который раздвигает границы рок-н-ролла, но как бы вы определили стиль группы, которая творит в таком эпическом масштабе, как Талл?
Возможно, у группы и были прогрессивные тенденции на альбоме ‘Aqualung", но были и моменты, когда они просто с головой погружались в классическую музыку, например, делали аранжировку знаменитой ‘Boury’ Баха. Если уж на то пошло, то группа, похоже, половину времени отыгрывалась на прогрессивной музыке, учитывая, что Thick as a Brick задумывался как концептуальный альбом с неожиданной шуткой, который намекал на то, что все это написал ребенок.
Ко времени интервью прог-рок уже устарел, и Андерсон сказал, что если кто-то действительно хочет узнать больше об этом жанре, то есть группы, которые все еще ему следуют, назвав его "винтажный рок".
“Я предпочитаю те, которые не пытаются клонировать ранний Genesis, не говоря уже о King Crimson, Emerson, Lake and Palmer или Yes. И я думаю, вы действительно помните эту большую четверку, о которой я только что упомянул. Но послушайте наши альбомы, и вы поймете, что Джетро Талл - это совсем другое. Мы прогрессивны совсем в другом. Вообще термин "прогрессивный рок" очень неудачен Он как бы указывает, вот эти группы прогрессивны, а все остальные нет”.
Хотя каждая группа, возможно, попадала в категорию прог, было бы трудно отнести их всех к этому стилю. Genesis начинали с создания эпизодических песен в этом стиле, но в то время Питер Гэбриэл подходил к музыке как к театральной постановке, а King Crimson привнесли в жанр ощущение обреченности, о чем свидетельствуют ужасающие звуки в их ‘21st Century Schizoid Man’.
Эмерсон, Лейк, Палмер и Yes создавали музыку, которую можно было бы ожидать от типичных прог-групп, "большой взрыв" в этом стиле, по мнению Андерсона, на самом деле произошел из-за Сида Барретта, объяснившего:
“Архетипичной прог-рок-группой, которая предшествовала им всем, были, конечно, Pink Floyd, которые еще в 1967 году исполнили песни из Pipers At The Gates Of Dawn. Это была прогрессивная рок-музыка по любому определению”.
Учитывая, что этот жанр еще даже не был изобретен, способ Барретта оживлять причудливых персонажей в песнях и растягивать треки более длинными частями был беспрецедентным для того времени. Это была непреднамеренная Библия прог-рока, и остальному миру ничего не оставалось, как последовать его примеру.
"Всем этим пяти группам, которые сломали стереотип прог-рока, предстояло исследовать музыку гораздо больше".
Rush продолжали идти по прогрессивному пути с еще более экстравагантными аранжировками, и трудно представить, что такие группы, как Radiohead, существовали бы сегодня, если бы до них не было прогрессивных рок-групп.
Андерсон перестал слушать прогрессивную музыку в свободное время, но корни, которые были заложены всеми этими группами, все еще являются частью культурного общения спустя годы. Панк-рок говорил нам, что прог-музыка отстойна, но что плохого в том, чтобы уметь по-настоящему хорошо аранжировать материал, чем славились прог-рок-группы.
Это всего лишь небольшой отрывок из интервью Иэна Андерсона, где он говорит о прог-рок группах, которых он знает и ценит за их мастерство, но сам он себя к этому стилю не причисляет.
И как всегда спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке