Мы с вами уже несколько раз касались вопроса событий в Газе. Позиция у подавляющего большинства однозначна: мы против любого насилия, во имя каких бы целей оно ни совершалось. Но проблема куда более серьезна, когда мы начинаем разбираться в лицах. Являясь в большинстве представителями христианской цивилизации (плюс образованное атеистическое советское поколение созидателей), мы знаем, что ответственность за деяния всегда личная. Мы не можем объединить в одно террористов ХАМАС и простых жителей Газы. Как и простого израильтянина и израильского политика. Мы понимаем, что такое «гражданские» и «комбатанты». Наши предпочтения не могут лежать через религию, ибо, если мы начнем оценивать деяния на предмет допустимости, исходя из того, кто совершил преступление, то где тогда те века, что отделяют нас от средневековья?
Проблема заключается в том, что сегодня большинство из нас справедливо не видит более правой стороны. Мы знаем, что терроризм есть зло. Но методы борьбы с ним, практикуемые Израилем по результатам боевых действий в Газе, — зло не меньшее. Разобраться в этом клубке проблем достаточно сложно. Арабы невзлюбили Израиль с первых дней его возникновения.
Но, с другой стороны, тоже есть возражение: жили себе, жили, а потом раз — и на тебе: 181-я резолюция ГА ООН. И подвиньтесь, теперь тут будут жить другие.
Но, с другой стороны опять, что, евреи не имеют совершенно никакого отношения к этим землям? А как же Моисей, Хам, Сим? Как же Саул, Давид, Соломон?
Интересно, что Израиль поначалу лояльно относился почти ко всем религиозным организациям. Да и они не были поначалу террористическим и как ныне. Они занимались просветительской деятельностью, благотворительностью, издавали литературу, занимались просвещением. Куда большую тревогу у Израиля вызывала Организация освобождения Палестины.
Арабы могли бы пойти на компромисс в 1947 году, и, вероятно, история пошла бы по другому пути. Но слово «компромисс» и «умеренность», к сожалению, чужды многим. Надо сказать, что это миф, что Израиль не ведет переговоров с террористами. Ведет и мало того, активно взаимодействовал всегда. Мало того, Израиль даже сотрудничал с ХАМАС.
В 1964 году была создана Организация освобождения Палестины (ООП). «Учредителем» её стала Лига арабских государств. С 1964 года и до самой своей смерти в 2004 году ее рулевым был Ясир Арафат.
Да, ООП не была произраильской никогда. Но она была светской организацией, и диалог с ней был возможен. Она разительно отличалась от «ХАМАС», отколовшейся от «Братьев-мусульман». Даже в членах её радикального крыла «ФАТХ» было куда больше от Человека, чем в ХАМАС более поздних времен. Вероятно, тогда и было принято решение использовать исламистские группировки против ООП. Столкнуть их друг с другом. А почему бы и нет?
Однако ООП могли договориться о мире. Не нужен был мир верхушке Израиля. В них было куда больше от Человека, чем в ХАМАС. Вероятно, тогда и было принято решение использовать исламистские группировки против ООП. Ставка на радикальные салафитские движения вполне могла сработать: разные группировки по-разному относились к политическим инициативам ООП. Кто-то считал их недостаточно бескомпромиссными к Израилю, кто-то и вовсе находил их позицию соглашательской.
В 1978 году ХАМАС возглавил шейх Ахмед Ясин, автор и создатель «Аль-Муджамма аль-Ислами».
Почти слепой исламский священнослужитель с параличом нижних конечностей, прикованный к инвалидному креслу. Он открывал школы и клиники в Газе, занимался просветительский деятельностью и... ненавидел Израиль. Тем не менее, Израильскими властями было одобрено создание Исламского университета в Газе, хотя было очевидно, что он станет рассадником терроризма и экстремизма. Ирония судьбы, но именем Ясина даже называли реактивные снаряды, которыми террористы обстреливали Израиль. Заигрывание с террористами привело к плачевным результатам не одну страну. Ведь это правительство Израиля официально признало "благотворительной" организацией, предшественницей ХАМАС - "Муджама Аль-Исламия".
"Когда я оглядываюсь назад, на цепочку событий, я думаю, что мы совершили ошибку", - говорит Дэвид Хахам, который работал в Газе в конце 1980-х - начале 90-х в качестве эксперта по арабским вопросам в израильских вооруженных силах. "Но в то время никто не думал о возможных результатах".
В конце 80-х - начала 90-х исламисты Газы становятся полноценной террористической организацией, отложив Коран и одев пояса шахидов. В середине 2000-х они провели ряд взрывов, на что Израиль ответил жестко. Привлекательность и авторитет террористов рос. В итоге на выборах 2006 ХАМАС побеждает.
Сложно сказать, чем руководствовался Израиль, поддержавший исламских активистов, но преследуя ФАТХ. Мне думается, в Израиле, во-первых, считали, что если за ООП стоит Лига арабских государств, то если сделать финансовый вдох в салафитские военизированные группировки, то они устранят ООП, а с ними Израиль договорится. Или купит. Конечно, ЛАГ оказало "медвежью услугу" ООП, объявив в 1974-м ООП "единственным законным представителем" палестинцев в мире. Во вторых, ООП - левые. С прочными связями с СССР, а Я. Арафат (наряду с Х.Асадом) были ключевыми союзниками СССР на Ближнем Востоке. Многие чллены ООП учились в СССР, в том числе и в небезызвестном 165-м учебном центре по подготовке иностранных военнослужащих, дислоцировавшимся под Симферополем.
В конце 80-хначале 90-х исламистские группировки вовсю сражались с ООП. В 1983 году произошли столкновения среди студентов Бир-Зейта. В 1984 - в Наблусе. А в 1986, война между исламистами и левыми перекинулась на соседние регионы. Стычки произошли в египетском городе Аль-Азхар. И. конечно, в Газе. Обычно ревниво следящие за порядком израильские силовики просто не вмешивались, освобождая место для "поля боя".
В ноябре 1988 г. на 19-й сессии Национального Совета Палестины под влиянием ООП было признано решение СБ ООН № 181 от 29 ноября 1947 г. о создании Израиля. Внутриарабская междоусобица окончательно захлестнула города.
Террористы ХАМАС играли в долгую. Лишь окрепнув, они совершили первое нападение на Израиль в 1989 году. И начали полноценную вооруженную борьбу. ООП же отказались от вооруженной борьбы и ставили своей целью создание независимого государства. Но вес они более не имели. Тем более ООП перенесла свою базу операций в Бейрут в 1980-х годах и "упустила" Газу, отдав ее на откуп террористам из "братьев".
Была ли альтернатива? Вероятно, Израилю нужно было присоединиться к Сирии, которая начала безжалостную борьбу с "Братьями-мусульманами" и сообща они могли бы победить. После атаки террористов на казармы в Халебе (Алеппо) в 1979 году и восстания в Хаме власти Сирии начали бескомпромиссную борьбу с террористами. Уже в 1980 году был принят Закон № 49, предусматривающий смертную казнь за принадлежность к террористической организации "Братья-мусульмане" (Впрочем "дамасская весна" Башара Асада сыграла плохую шутку, когда разгромленные "Братья" начали легализовываться.).
Жестко подавлял террористов из "братьев" и Гамаль Абдель Насер, хорошо понимавший исходящую от них опасность. А в наше время - Ас-Сиси.
Но Израиль предпочитал "договорится". Израильский генерал Ицхак Сегев, который был военным наместником Газы и имел контакты с Ясином, признавался, что хорошо понимает желание ХАМАС заменить Израиль исламским государством. Но в то время Израиль маниакально давил ФАТХ. "Нашим главным врагом был ФАТХ" и священнослужитель "по-прежнему был на 100% миролюбив" по отношению к Израилю.".
Спорным является вопрос, финансировал ли Израиль ХАМАС напрямую или это была исключительно политическая поддержка. Многие в этом абсолютно уверены.
Бригадный генерал Дж. Шалом Харари, в то время офицер военной разведки в Газе, говорит, что Израиль не финансировал ХАМАС. "Израиль никогда не финансировал ХАМАС. Израиль никогда не вооружал ХАМАС" ("Israel never financed Hamas. Israel never armed Hamas.").
Однако аналитик по Ближнему Востоку Центра стратегических исследований США Тони Кордесман считает, что да. "Израиль "помогал ХАМАС напрямую. Израильтяне хотели использовать это как противовес ООП" (Israel "aided Hamas directly... the Israelis wanted to use it as a counterbalance to the PLO"),- считает он. Вероятно, определенная политическая поддержка началась оказываться после 6-дневной войны 1967 года. А в 80-х...
Известны слова лидера Религиозной сионистской партии Базалеля Смотрича, являющегося сегодня министром финансов Израиля: “На международном игровом поле в этой игре делегитимации ... ПА является обузой, а ХАМАС - активом. Это террористическая организация. Никто ее не признает, никто не предоставит ей статус в [Международном уголовном суде] и никто не позволит им проталкивать резолюции в ООН".
Здесь есть один момент, который нельзя не затронуть. Палестина - это автономия. Да, автономия довольно широкая, но ПА нельзя назвать суверенным государством. Это как бы территория, которая прошла большую часть пути к независимости, но в итоге так и не подошла к финишу. В 1988 году Ясир Арафат на конференции в Бенгази сказал: "Выступление палестинцев возрастает день ото дня, и никакая политика "железного кулака", никакие репрессии не сломят восставший народ... Палестинцы - народ трудной, трагической судьбы. Но они не одиноки, отстаивая свое правое дело. Выход из создавшегося тупика может быть найден только коллективными усилиями всех вовлеченных в конфликт сторон, включая арабский народ Палестины, а также постоянных членов Совета Безопасности ООН". Израиль понимал, что Я. Арафат делает ставку на международное сообщество. И оно его слышало.
Израиль знал, что Арафат может добиться независимости Палестины. И его там слышат. ХАМАС же в ООН не будет рукопожатным никогда. В этом ООП было опаснее ХАМАС. Потому что в его ядре не религиозные фанатики, а люди, которые могут добиться признания независимости Палестины политически.
Здесь стоит напомнить, что в политическом истеблишменте Израиля и части населения живет и здравствует идея "Эрец Израиля". Это некая "Земля Обетованная" должна исторически принадлежать Израилю. И, надо сказать, территориальные претензии Израиля демонстрируют завидный аппетит. Построение этого государства предполагает отбирание части земель у Египта, Саудовской Аравии, Ирака, большей части Сирии, кусочек Турции, чуть-чуть Кувейта и полное поглощение Ливана и Иордана.
Конечно же, ООП были для Израиля опаснее. Они могли сделать невозможным ликвидацию ПА и включение ее территории под полную юрисдикцию Израиля. Напомним: тогда еще Международное право что-то стоило. Еще не существовала Югославия, не было открытой оккупации Косово американскими и косоварскими оккупантами из террористической АОК. И ООН еще что-то могли. Присоединить суверенную страну, признанную всеми - это было бы слишком даже для Израиля. А так, понемногу строя поселения, выдавливая и стравливая исламистов и левых из ООП, поддерживая искусственный хаос, можно бесконечно долго душить автономию, доказывая миру, что они не в состоянии быть независимой страной.
Конечно, Израилю был нужен ХАМАС.
Наверное, многим давно бросилось в глаза, что боевики ИГИЛ никогда не нападали на Израиль. Предпочитая биться с войсками САР, они удивительным образом игнорировали Израиль, будто его никогда не существовало. Однако наносили удары по войскам САР, поддерживая террористов, как это было в июне 2017 года во время боя с боевиками "Джебхат ан-Нусры" в районе Аль-Баас. В числе получателей израильской поддержки числится и печально известная "Аль-Каеда". Известно интервью, которое брал журналист "Аль Джазиры" Мехди Хасан у Эфраима Халеви, касающееся причин, по которым Израиль оказывает медицинскую помощь раненым членам "Аль-Каеды" и отправляет их снова на джихад в Сирию. Уклончиво Халеви ответил, что "Аль-Каеда" не нападала на Израиль, как Хезболла, и это "другой вид отчетности".
Майкл Орен (бывший посол Израиля в США) же открыто выбрал сторону: "“С точки зрения Израиля, если должно быть зло, которое восторжествует, пусть победит суннитское зло”.
Интересно, что когда-то, если верить Haaretz, Б.Натаньяху сказал законодателям партии Ликуд: “Любой, кто хочет помешать созданию палестинского государства, должен поддержать ХАМАС и переводить Хамасу деньги”. ( Anyone who wants to thwart the establishment of a Palestinian state has to support bolstering Hamas and transferring money to Hamas). Не знаю, насколько дословно нужно понимать его слова, но даже если это метафора, то она достаточно понятна.
Совсем недавно, отбиваясь от возбужденных против него коррупционных дел, Б. Нетаньяху обмолвился: "У нас есть соседи, которые являются непримиримыми врагами… С ними невозможно достичь соглашения… Все это знают, но мы контролируем высоту пламени ”.
Ну что ж... Похоже, в этот раз что-то у него с высотой пламени пошло не так. Игра с огнем никогда не приводит к положительным результатам. Заигрывая с террористами, рано или поздно заигрывающий однозначно станет объектом преступного посягательства. История изобилует подобными случаями.
Мне сложно в этой ситуации принимать сторону, да и это не входило в мои цели. Могу лишь сказать, что я с уважением отношусь ко всем формам жизни на Земле, что уж говорить о людях. Я и не желаю победы Израилю, если для этого он готов бросить в топку тысячи (уже счет на десятки) жизней палестинцев. Но всем сердцем против победы террористов ХАМАС и тем более против уничтожения Израиля.
Просто представьте, что Израиль пал. И куда дальше пойдет это "воинство" в зеленых повязках с убеждением об абсолютном отсутствии ценности жизней тех, кто имеет отличные от них убеждения?
Быть может, башня Давида и стана Плача унаследует судьбу Бамианских статуй в Афганистане. Храм Гроба Господня и церковь всех Наций станут мечетями, подобно Собору Святой Софии.
Я этого не хочу. Я предпочла бы мир.
Ну а теперь, как всегда.
Спасибо за внимание, благодарю за "лайки". Буду благодарна за любой репост.
График выхода статей - вторник и пятница. И может воскресение, если будет на то время.
Подписывайтесь на канал. Оставайтесь с нами. Давайте размышлять вместе.
Проверяйте подписку на канал.
Особое спасибо тем читателям, которые поделятся моим трудом в соцсетях.
Не прощаемся.
Ваша Алич.