18,7K подписчиков

Тайна апостола Иакова Алфеева

Апостола Иакова Алфеева в христианском чтении часто путают с другими, более именитыми Иаковами. Например, с Иаковом Зеведеевым - братом апостола и евангелиста Иоанна (его еще называют Иаковом Старшим). Или с Иаковом - братом Господним, первым епископом Иерусалима и, вообще, лицом очень значительным в Истории Церкви (этого Иакова именуют Иаковом Младшим).

Однако упомянутый нами Иаков (Алфеев) совершенно иной, отличный от других Иаковов (Старшего и Младшего) апостол ("Вики" ошибочно смешивает Иакова Алфеева с Иаковом Младшим: только Полный Месяцеслов Востока арх. Сергия рассеивает тьму неведения признавая 3 святых Иаковов: Зеведеева, брата Господня и Алфеева). "Наш" Иаков является родным братом апостола и евангелиста Матфея. Он ("наш" Иаков), подобно, своему брату Матфею, жил в Галилейском городе Капернауме, был человеком состоятельным и занимал ту же самую должность, что и его знаменитый брат Матфей. То есть был мытарем.

Св. ап. Иаков Алфеев. Фрагмент мозаики. XIV в. Собор Св. Марка, Венеция, Италия
Св. ап. Иаков Алфеев. Фрагмент мозаики. XIV в. Собор Св. Марка, Венеция, Италия

Надо думать, Иакова Алфеева, как и его брата (а также всех мытарей) благочестивые иудеи ненавидели и презирали за то, что они (мытари) служат захватчикам-римлянам и берут денег больше, чем должно по налоговым ведомостям. Надо думать также и то, что он (Иаков Алфеев), несмотря на народную нелюбовь, все же сумел снискать благоволение Спасителя своей простотой, так что был избран в число 12 апостолов вместе с братом Матфеем.

Однако, если об апостоле и евангелисте Матфее в Новом Завете имеется хоть какая-то информация, то его родной брат Иаков постоянно остается в тени... О нем (Иакове Алфееве) ничего не говорится. Он ничего не произносит, не совершает;, о нем никто не вспоминает, не говорит. Он всегда находится вместе с другими апостолами, но как лицо пассивное и безучастное. И это несмотря на то, что "наш Иаков" призывается вместе со всеми, а в списке апостолов у всех евангелистов занимает почетное 9 место (разнится только его спутник, то есть 10 по счету апостол: у Матфея и Марка это Фаддей, а у Луки - Симон Кананит).

Возникает вопрос: почему так происходит? Ответ находим в толковании на Евангелие от Матфея Евфимия Зигабена. В комментариях на 10 главу, в которой говорится о призвании апостолов, Евфимий находит причину, по которой вокруг личности Иакова Алфеева в Новом Завете создается фигура умолчания.

По мысли Зигабена, все дело в том, что Иаков Алфеев призывается к общественному служению во славу Господа не вместе с Матфеем, а "после" (курсив - наш). Когда - "после"? Надо думать, после пира, устроенного Матфеем в честь Иисуса (Лук.5:29). После ответа ученикам Иоанна Предтечи о посте (Матф. 9:14-17). После откровения Иисуса о Своем Богосыновстве (Ин.5:17-47). После празднования второй Пасхи и исцеления расслабленного при Овчей купели (Иоан.5:1-17). После проповеди и избранных чудес Спасителя в Галилее. То есть тогда, когда прошло уже немалое количество событий, в которых Иаков никак не мог принять участие, даже если бы и очень хотел это сделать.

Ирными словами, Иаков призывается к божественному служению слишком поздно (по сравнению с другими апостолами из числа 12). Только девятым, а не первым, не пятым и даже не восьмым, как его брат Матфей. В глазах апостольского большинства, даже в глазах своего брата-евангелиста Матфея, Иаков Алфеев является работником 11 часа (помните притчу о работниках в винограднике (Матф. 20:1-16)?). Да, он получил условленную плату - динарий (которым в его случае является не только надежда на спасение, но и апостольство). Ему никто не завидует (как это делали работники в притче). Но никто, конечно, не забудет, что работник 11 часа не переносил "тяжесть дня и зной", не трудился наравне со всеми в бытность Господа на земле. Потому-то и появляется в тексте фигура умолчания (хотя, конечно, мы можем ошибаться).

Притча о работниках в винограднике. Изображение взято в открытых источниках.
Притча о работниках в винограднике. Изображение взято в открытых источниках.

П. С. По Вознесении Господнем и приятии Святого Духа в день Пятидесятницы апостол Иаков Алфеев наверстал упущенное (если, конечно, он что-то упустил). Смиренным и страшным для нечестивцев апостолом Христовым Иаков отправился с проповедью к язычникам. Он возвещал Слово Божие в Элевтерополе, Газе, Тире и египетском Острацине. Причем, делал это настолько успешно, что, если верить свт. Димитрию Ростовскому, снискал себе прозвище "Божественное семя". Земную жизнь святой окончил, как и подобает апостолам, мученически. Никита Давид Пафлагон считает, что Иаков Алфеев умер на кресте. Псевдо-Симеон Логофет думает, что был побит камнями иудеями.

В любом случае апостольскую миссию святой апостол Иаков Алфеев выполняет точно. Он учит так же, как учил сам Христос. Свт. Кирилл Александрийский в Комментариях на Евангелие от Луки переводит тмя Иакова как «сила хождения жизни», а также как «усиливающий учение» или «обходящий учение».

Читайте также другие статьи:

Тайные ученики Иисуса: сколько их было и кто они такие?

Кем был Варавва и почему на праздник Пасхи помиловали его, а не Христа

7 интересных фактов о римском сотнике, который командовал распятием Христа

Какое Копье судьбы (из четырех известных) принадлежало Лонгину?

5 загадок Клавдии Прокулы, жены Пилата: "Не делай ничего Праведнику тому (Матф.27:19)".

Как звали благоразумного разбойника и почему он попал в рай