Апостола Иакова Алфеева в христианском чтении часто путают с другими, более именитыми Иаковами. Например, с Иаковом Зеведеевым - братом апостола и евангелиста Иоанна (его еще называют Иаковом Старшим). Или с Иаковом - братом Господним, первым епископом Иерусалима и, вообще, лицом очень значительным в Истории Церкви (этого Иакова именуют Иаковом Младшим).
Однако упомянутый нами Иаков (Алфеев) совершенно иной, отличный от других Иаковов (Старшего и Младшего) апостол ("Вики" ошибочно смешивает Иакова Алфеева с Иаковом Младшим: только Полный Месяцеслов Востока арх. Сергия рассеивает тьму неведения признавая 3 святых Иаковов: Зеведеева, брата Господня и Алфеева). "Наш" Иаков является родным братом апостола и евангелиста Матфея. Он ("наш" Иаков), подобно, своему брату Матфею, жил в Галилейском городе Капернауме, был человеком состоятельным и занимал ту же самую должность, что и его знаменитый брат Матфей. То есть был мытарем.
Надо думать, Иакова Алфеева, как и его брата (а также всех мытарей) благочестивые иудеи ненавидели и презирали за то, что они (мытари) служат захватчикам-римлянам и берут денег больше, чем должно по налоговым ведомостям. Надо думать также и то, что он (Иаков Алфеев), несмотря на народную нелюбовь, все же сумел снискать благоволение Спасителя своей простотой, так что был избран в число 12 апостолов вместе с братом Матфеем.
Однако, если об апостоле и евангелисте Матфее в Новом Завете имеется хоть какая-то информация, то его родной брат Иаков постоянно остается в тени... О нем (Иакове Алфееве) ничего не говорится. Он ничего не произносит, не совершает;, о нем никто не вспоминает, не говорит. Он всегда находится вместе с другими апостолами, но как лицо пассивное и безучастное. И это несмотря на то, что "наш Иаков" призывается вместе со всеми, а в списке апостолов у всех евангелистов занимает почетное 9 место (разнится только его спутник, то есть 10 по счету апостол: у Матфея и Марка это Фаддей, а у Луки - Симон Кананит).
Возникает вопрос: почему так происходит? Ответ находим в толковании на Евангелие от Матфея Евфимия Зигабена. В комментариях на 10 главу, в которой говорится о призвании апостолов, Евфимий находит причину, по которой вокруг личности Иакова Алфеева в Новом Завете создается фигура умолчания.
По мысли Зигабена, все дело в том, что Иаков Алфеев призывается к общественному служению во славу Господа не вместе с Матфеем, а "после" (курсив - наш). Когда - "после"? Надо думать, после пира, устроенного Матфеем в честь Иисуса (Лук.5:29). После ответа ученикам Иоанна Предтечи о посте (Матф. 9:14-17). После откровения Иисуса о Своем Богосыновстве (Ин.5:17-47). После празднования второй Пасхи и исцеления расслабленного при Овчей купели (Иоан.5:1-17). После проповеди и избранных чудес Спасителя в Галилее. То есть тогда, когда прошло уже немалое количество событий, в которых Иаков никак не мог принять участие, даже если бы и очень хотел это сделать.
Ирными словами, Иаков призывается к божественному служению слишком поздно (по сравнению с другими апостолами из числа 12). Только девятым, а не первым, не пятым и даже не восьмым, как его брат Матфей. В глазах апостольского большинства, даже в глазах своего брата-евангелиста Матфея, Иаков Алфеев является работником 11 часа (помните притчу о работниках в винограднике (Матф. 20:1-16)?). Да, он получил условленную плату - динарий (которым в его случае является не только надежда на спасение, но и апостольство). Ему никто не завидует (как это делали работники в притче). Но никто, конечно, не забудет, что работник 11 часа не переносил "тяжесть дня и зной", не трудился наравне со всеми в бытность Господа на земле. Потому-то и появляется в тексте фигура умолчания (хотя, конечно, мы можем ошибаться).
П. С. По Вознесении Господнем и приятии Святого Духа в день Пятидесятницы апостол Иаков Алфеев наверстал упущенное (если, конечно, он что-то упустил). Смиренным и страшным для нечестивцев апостолом Христовым Иаков отправился с проповедью к язычникам. Он возвещал Слово Божие в Элевтерополе, Газе, Тире и египетском Острацине. Причем, делал это настолько успешно, что, если верить свт. Димитрию Ростовскому, снискал себе прозвище "Божественное семя". Земную жизнь святой окончил, как и подобает апостолам, мученически. Никита Давид Пафлагон считает, что Иаков Алфеев умер на кресте. Псевдо-Симеон Логофет думает, что был побит камнями иудеями.
В любом случае апостольскую миссию святой апостол Иаков Алфеев выполняет точно. Он учит так же, как учил сам Христос. Свт. Кирилл Александрийский в Комментариях на Евангелие от Луки переводит тмя Иакова как «сила хождения жизни», а также как «усиливающий учение» или «обходящий учение».
Читайте также другие статьи:
Тайные ученики Иисуса: сколько их было и кто они такие?
Кем был Варавва и почему на праздник Пасхи помиловали его, а не Христа
7 интересных фактов о римском сотнике, который командовал распятием Христа
Какое Копье судьбы (из четырех известных) принадлежало Лонгину?
5 загадок Клавдии Прокулы, жены Пилата: "Не делай ничего Праведнику тому (Матф.27:19)".