Здравствуйте, друзья мои! Это уже третья часть нашей самостоятельной экскурсии по Русскому музею в Михайловском дворце Санкт-Петербурга. В первых двух частях мы с Вами прошли половину парадных залов второго этажа дворца, поднявшись по парадной лестнице, сохранившейся со времени постройки дворца, и остановились в Белоколонном зале, единственном зале, который, как и парадная лестница, сохранился таким, каким его задумывал Карл Росси и осуществил в 1825 году. Первую и вторую части, если не читали – можете прочитать, нажимая на выделенные слова.
Шубин и Левицкий «Екатерининского века»
А теперь мы выходим из Белоколонного зала и попадаем в зал, посвященный, как его часто называют, «золотому веку Екатерины Великой». Первое, на что здесь обращаешь внимание, естественно, это статуя самой императрицы Екатерины II.
Эту скульптуру под названием «Екатерина II – законодательница» создал Федот Иванович Шубин в 1790 году по портрету Дмитрия Григорьевича Левицкого, созданного в 1783 году. Работы этих двух представителей стиля классицизм, художника Левицкого и скульптора Шубина, представлены в этом зале.
Начнем с работ Левицкого, но к Шубину мы еще вернемся. Картина, которая послужила прототипом скульптуры Шубина, называется «Портрет Екатерины II – законодательницы в храме богини Правосудия». Этот портрет канцлер Александр Андреевич Безбородко заказал Левицкому, которому он покровительствовал, для своего петербургского дома. Сам Левицкий описывал эту картину так:
«Средина картины представляет внутренность храма богини правосудия, пред которою, в виде Законодательницы, Ея Императорское Величество, сжигая на алтаре маковые цветы, жертвует драгоценным своим покоем для общего покоя…»
Родившийся в Киеве в 1735 году и ставший академиком Императорской Академии художеств, Дмитрий Григорьевич Левицкий считается крупнейшим петербургским портретистом екатерининского классицизма. Левицкий был близко знаком со многими выдающимися людьми своего времени и писал их портреты, вот, например портреты Ф.Г. Орлова и М.Ф. Полторацкого.
Дальше мы видим портреты четырех дочерей графа Артемия Ивановича Воронцова, заказанные им Левицкому для семейной портретной галереи. Как отмечают специалисты:
«в камерных по характеру портретах художник выделил особенности физического и духовного облика каждого члена семьи».
Вершиной творчества Левицкого, и всего русского портрета XVIII века, считается серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц, написанная им в 1773-76 годах.
Теперь от Левицкого возвращаемся к Шубину. Кроме скульптуры Екатерины II, в этом зале выставлены и другие работы сына потомственного поморского мастера резьбы по моржовой кости, которому М.В. Ломоносов помог уехать в Петербург и поступить в Императорскую Академию художеств. После обучения в Академии и стажировки за границей, Екатериной II было велено «никуда Шубина не определять, а быть при особе Ея Императорского Величества». А в 1774 году ему было присвоено звание академика. А вот и бюст-портрет его великого земляка и покровителя М.В. Ломоносова.
Большинство его скульптурных портретов были исполнены в форме бюстов и, по отзывам современников, отличались феноменальным сходством с оригиналами. Благодаря работам Шубина, наши современники имеют исчерпывающее представление о внешнем облике десятков крупнейших деятелей Российской империи второй половины XVIII века. Вот некоторые из них: Григорий Александрович Потемкин-Таврический, Платон Александрович Зубов, адмирал Василий Яковлевич Чичагов, обер-полицеймейстер Ефим Мартемьянович Чулков и император Павел I.
Лосенко и другие
Переходим в следующий зал. Здесь также выставлены работы художников и скульпторов XVIII века. Большинство картин в этом зале принадлежит кисти художника, считающегося основоположником традиции исторической живописи, Антона Павловича Лосенко. И первая картина, на которую мы обратили внимание, это картина, из-за которой Лосенко снискал известность после возвращения в Россию из-за границы, куда был отправлен на стажировку одним из первых пенсионеров Академии художеств. Эта картина – «Владимир и Рогнеда». За эту картину Лосенко получил звание академика и должность адъютант-профессора, а вскоре он стал профессором.
Кроме работ Лосенко, здесь еще есть одна довольно известная картина Ивана Потаповича Чернова, написанная в 1795 году, – «Возвращение блудного сына».
Но дальше идут снова картины Лосенко, их немного, художник прожил всего 36 лет и умер в 1773 году. Это картины: «Каин», написанная им в 1768 году, «Андрей Первозванный» 1764 года и варьированная копия одноименной картины Ж. Жувене «Чудесный улов рыбы», находящейся в Лувре, и сделанная Лосенко в 1762 году.
Еще в этом зале привлекла мое внимание скульптура Якова Федоровича Долгорукова, выполненная скульптором М.И. Козловским в 1797 году.
Скульптуры в следующем зале
Далее мы проходим в следующий, если я не ошибаюсь, это восьмой зал, согласно его нумерации. В этом зале все мое внимание привлекли скульптуры, начиная с бюста, находящегося при входе у окна, Александра Федоровича Лабзина – поэта, издателя, литератора и переводчика в бытность его конференц-секретарем Императорской Академии художеств, таким его запечатлел в 1802 году скульптор Иван Прокофьевич Прокофьев.
В центре этого зала установлена скульптура Венеры работы Феодосия Федоровича Щедрина, представившего богиню любви и красоты, и покровительницу брака после купания, на берегу водоема. Эта скульптура была создана в 1792 году.
Дальше я обратил внимание на «Портрет художника А.П. Антропова с сыном перед портретом жены», написанным Петром Семеновичем Дрождиным (также есть другие варианты написания его фамилии – Дрожжин и Дрозжин) в 1776 году.
В этом зале есть еще много различных портретов той эпохи, но, каюсь, я как-то отвлекся от них и толком не запечатлел, так как отвлекся снова на скульптуры, но скульптуры эти уже в отделке самого зала, красота этой отделки и привлекла мое внимание.
Анна Иоанновна и другие
Затем мы проходим в следующий зал, в котором снова наше внимание, во всяком случае в первые секунды, сосредотачивается на большой скульптурной композиции в центре этого зала. Эта скульптура называется «Анна Иоанновна с арапчонком». Выполнена она была знаменитым скульптором Бартоломео Карло Растрелли, отцом еще более знаменитого архитектора Франческо Бартоломео Растрелли, который строил Зимний дворец, Смольный собор и много других прекрасных зданий в Санкт-Петербурге.
Но и Растрелли старший стал известен тем, что сделал прижизненные и посмертные слепки Петра I, а также широко известен памятником Петру I, установленным позже перед Михайловским замком. А на этой скульптурной композиции изображена императрица Анна Иоанновна, но скульптура эта была закончена через год после смерти императрицы в 1741 году.
Кроме «царицы престрашного зраку», как называл ее в своем романе Валентин Пикуль, в этом зале развешаны полотна, сделанные из ткани на Петербургской шпалерной мануфактуре в 40-е – 60-е годы XVIII века, вот некоторые из них: «Полтавская битва», «Звери у водопоя», «Африка» (из серии «Страны света»).
Еще в этом зале имеются два бюста работы французского скульптора, долгое время работавшего в России, и не просто работавшего, он обучал в Императорской Академии художеств многих наших, впоследствии знаменитых, скульпторов. Это Николя-Франсуа Жилле, а бюсты его работы – это «Портрет Великого князя Павла Петровича» 1765 года, будущего императора Павла I, и «Портрет Ивана Ивановича Шувалова» 1760 года, того самого Шувалова, который был в то время президентом недавно созданной Академии художеств.
Здесь мы пока с Вами в очередной раз и остановимся, чтобы отсюда и продолжить следующую часть нашей экскурсии.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!
И всего Вам доброго!