Найти тему

От Анны Иоанновны до Екатерины Великой. Продолжаем осматривать экспозицию Русского музея в Михайловском дворце в Петербурге. Часть 3

Оглавление
Все фото автора
Все фото автора

Здравствуйте, друзья мои! Это уже третья часть нашей самостоятельной экскурсии по Русскому музею в Михайловском дворце Санкт-Петербурга. В первых двух частях мы с Вами прошли половину парадных залов второго этажа дворца, поднявшись по парадной лестнице, сохранившейся со времени постройки дворца, и остановились в Белоколонном зале, единственном зале, который, как и парадная лестница, сохранился таким, каким его задумывал Карл Росси и осуществил в 1825 году. Первую и вторую части, если не читали – можете прочитать, нажимая на выделенные слова.

Фото автора
Фото автора

Шубин и Левицкий «Екатерининского века»

А теперь мы выходим из Белоколонного зала и попадаем в зал, посвященный, как его часто называют, «золотому веку Екатерины Великой». Первое, на что здесь обращаешь внимание, естественно, это статуя самой императрицы Екатерины II.

Фото автора
Фото автора

Эту скульптуру под названием «Екатерина II – законодательница» создал Федот Иванович Шубин в 1790 году по портрету Дмитрия Григорьевича Левицкого, созданного в 1783 году. Работы этих двух представителей стиля классицизм, художника Левицкого и скульптора Шубина, представлены в этом зале.

Фото автора
Фото автора

Начнем с работ Левицкого, но к Шубину мы еще вернемся. Картина, которая послужила прототипом скульптуры Шубина, называется «Портрет Екатерины II – законодательницы в храме богини Правосудия». Этот портрет канцлер Александр Андреевич Безбородко заказал Левицкому, которому он покровительствовал, для своего петербургского дома. Сам Левицкий описывал эту картину так:

«Средина картины представляет внутренность храма богини правосудия, пред которою, в виде Законодательницы, Ея Императорское Величество, сжигая на алтаре маковые цветы, жертвует драгоценным своим покоем для общего покоя…»
Фото автора
Фото автора

Родившийся в Киеве в 1735 году и ставший академиком Императорской Академии художеств, Дмитрий Григорьевич Левицкий считается крупнейшим петербургским портретистом екатерининского классицизма. Левицкий был близко знаком со многими выдающимися людьми своего времени и писал их портреты, вот, например портреты Ф.Г. Орлова и М.Ф. Полторацкого.

Дальше мы видим портреты четырех дочерей графа Артемия Ивановича Воронцова, заказанные им Левицкому для семейной портретной галереи. Как отмечают специалисты:

«в камерных по характеру портретах художник выделил особенности физического и духовного облика каждого члена семьи».

Вершиной творчества Левицкого, и всего русского портрета XVIII века, считается серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц, написанная им в 1773-76 годах.

Теперь от Левицкого возвращаемся к Шубину. Кроме скульптуры Екатерины II, в этом зале выставлены и другие работы сына потомственного поморского мастера резьбы по моржовой кости, которому М.В. Ломоносов помог уехать в Петербург и поступить в Императорскую Академию художеств. После обучения в Академии и стажировки за границей, Екатериной II было велено «никуда Шубина не определять, а быть при особе Ея Императорского Величества». А в 1774 году ему было присвоено звание академика. А вот и бюст-портрет его великого земляка и покровителя М.В. Ломоносова.

Фото автора
Фото автора

Большинство его скульптурных портретов были исполнены в форме бюстов и, по отзывам современников, отличались феноменальным сходством с оригиналами. Благодаря работам Шубина, наши современники имеют исчерпывающее представление о внешнем облике десятков крупнейших деятелей Российской империи второй половины XVIII века. Вот некоторые из них: Григорий Александрович Потемкин-Таврический, Платон Александрович Зубов, адмирал Василий Яковлевич Чичагов, обер-полицеймейстер Ефим Мартемьянович Чулков и император Павел I.

Лосенко и другие

Переходим в следующий зал. Здесь также выставлены работы художников и скульпторов XVIII века. Большинство картин в этом зале принадлежит кисти художника, считающегося основоположником традиции исторической живописи, Антона Павловича Лосенко. И первая картина, на которую мы обратили внимание, это картина, из-за которой Лосенко снискал известность после возвращения в Россию из-за границы, куда был отправлен на стажировку одним из первых пенсионеров Академии художеств. Эта картина – «Владимир и Рогнеда». За эту картину Лосенко получил звание академика и должность адъютант-профессора, а вскоре он стал профессором.

Фото автора
Фото автора

Кроме работ Лосенко, здесь еще есть одна довольно известная картина Ивана Потаповича Чернова, написанная в 1795 году, – «Возвращение блудного сына».

Фото автора
Фото автора

Но дальше идут снова картины Лосенко, их немного, художник прожил всего 36 лет и умер в 1773 году. Это картины: «Каин», написанная им в 1768 году, «Андрей Первозванный» 1764 года и варьированная копия одноименной картины Ж. Жувене «Чудесный улов рыбы», находящейся в Лувре, и сделанная Лосенко в 1762 году.

Еще в этом зале привлекла мое внимание скульптура Якова Федоровича Долгорукова, выполненная скульптором М.И. Козловским в 1797 году.

Фото автора
Фото автора

Скульптуры в следующем зале

Далее мы проходим в следующий, если я не ошибаюсь, это восьмой зал, согласно его нумерации. В этом зале все мое внимание привлекли скульптуры, начиная с бюста, находящегося при входе у окна, Александра Федоровича Лабзина – поэта, издателя, литератора и переводчика в бытность его конференц-секретарем Императорской Академии художеств, таким его запечатлел в 1802 году скульптор Иван Прокофьевич Прокофьев.

Фото автора
Фото автора

В центре этого зала установлена скульптура Венеры работы Феодосия Федоровича Щедрина, представившего богиню любви и красоты, и покровительницу брака после купания, на берегу водоема. Эта скульптура была создана в 1792 году.

Дальше я обратил внимание на «Портрет художника А.П. Антропова с сыном перед портретом жены», написанным Петром Семеновичем Дрождиным (также есть другие варианты написания его фамилии – Дрожжин и Дрозжин) в 1776 году.

Фото автора
Фото автора

В этом зале есть еще много различных портретов той эпохи, но, каюсь, я как-то отвлекся от них и толком не запечатлел, так как отвлекся снова на скульптуры, но скульптуры эти уже в отделке самого зала, красота этой отделки и привлекла мое внимание.

Анна Иоанновна и другие

Затем мы проходим в следующий зал, в котором снова наше внимание, во всяком случае в первые секунды, сосредотачивается на большой скульптурной композиции в центре этого зала. Эта скульптура называется «Анна Иоанновна с арапчонком». Выполнена она была знаменитым скульптором Бартоломео Карло Растрелли, отцом еще более знаменитого архитектора Франческо Бартоломео Растрелли, который строил Зимний дворец, Смольный собор и много других прекрасных зданий в Санкт-Петербурге.

Фото автора
Фото автора

Но и Растрелли старший стал известен тем, что сделал прижизненные и посмертные слепки Петра I, а также широко известен памятником Петру I, установленным позже перед Михайловским замком. А на этой скульптурной композиции изображена императрица Анна Иоанновна, но скульптура эта была закончена через год после смерти императрицы в 1741 году.

Фото автора
Фото автора

Кроме «царицы престрашного зраку», как называл ее в своем романе Валентин Пикуль, в этом зале развешаны полотна, сделанные из ткани на Петербургской шпалерной мануфактуре в 40-е – 60-е годы XVIII века, вот некоторые из них: «Полтавская битва», «Звери у водопоя», «Африка» (из серии «Страны света»).

Еще в этом зале имеются два бюста работы французского скульптора, долгое время работавшего в России, и не просто работавшего, он обучал в Императорской Академии художеств многих наших, впоследствии знаменитых, скульпторов. Это Николя-Франсуа Жилле, а бюсты его работы – это «Портрет Великого князя Павла Петровича» 1765 года, будущего императора Павла I, и «Портрет Ивана Ивановича Шувалова» 1760 года, того самого Шувалова, который был в то время президентом недавно созданной Академии художеств.

Здесь мы пока с Вами в очередной раз и остановимся, чтобы отсюда и продолжить следующую часть нашей экскурсии.

Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!

И всего Вам доброго!