Найти в Дзене

Брюллов, Айвазовский и другие, а также Белоколонный зал в Михайловском дворце. Русский музей. Часть 2.

Приветствую Вас на моем канале! Сегодня мы с Вами продолжим экскурсию по Русскому музею в Михайловском дворце в Санкт-Петербурге. Итак, в прошлый раз мы начали с того, что зашли в музей, купили билеты, поднялись по парадной лестнице, которая сама по себе уникальный экспонат, а затем начали осмотр произведений искусства в залах на втором этаже. Если не читали – можете прочитать по этой активной ссылке. Остановились мы, осмотрев живопись и скульптуру мастеров XVIII-XIX веков в зале номер 15. Так как мы идем в порядке убывания номеров, то следующий зал будет четырнадцатый. Вот в него мы и заходим. По площади этот зал, пожалуй, не меньше предыдущего. Быстренько оглядевшись, начинаем осмотр слева от дверного проема, через который мы зашли. Половина зала Карла Брюллова Здесь выставлены работы еще одного известнейшего представителя русского классицизма – Карла Павловича Брюллова, который до 23 лет носил фамилию Брюлло. Самая его знаменитая картина – это «Последний день Помпеи», и я до этого м
Оглавление
Все фото автора
Все фото автора

Приветствую Вас на моем канале! Сегодня мы с Вами продолжим экскурсию по Русскому музею в Михайловском дворце в Санкт-Петербурге. Итак, в прошлый раз мы начали с того, что зашли в музей, купили билеты, поднялись по парадной лестнице, которая сама по себе уникальный экспонат, а затем начали осмотр произведений искусства в залах на втором этаже. Если не читали – можете прочитать по этой активной ссылке. Остановились мы, осмотрев живопись и скульптуру мастеров XVIII-XIX веков в зале номер 15. Так как мы идем в порядке убывания номеров, то следующий зал будет четырнадцатый. Вот в него мы и заходим. По площади этот зал, пожалуй, не меньше предыдущего. Быстренько оглядевшись, начинаем осмотр слева от дверного проема, через который мы зашли.

Фото автора
Фото автора

Половина зала Карла Брюллова

Здесь выставлены работы еще одного известнейшего представителя русского классицизма – Карла Павловича Брюллова, который до 23 лет носил фамилию Брюлло. Самая его знаменитая картина – это «Последний день Помпеи», и я до этого много слышал и читал, что она находится именно в Русском музее, а еще, что она находилась рядом с картиной Бруни «Медный змий» в предыдущем зале, но ни там, ни в этом зале я ее почему-то не обнаружил. Как я позже узнал – с декабря прошлого года она находится на реставрации. За то, есть другие картины Брюллова, первая из них, тоже монументальное полотно – «Распятие».

Фото автора
Фото автора

Дальше висит большой «Портрет графини Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини». Брюллов долгие годы был связан с графиней Юлией Павловной Самойловой, которая была его музой и натурщицей.

Фото автора
Фото автора

Затем мы видим несколько портретов работы Брюллова и две картины, которые он написал, еще учась в Академии художеств. В 1819 году молодой художник создал известную впоследствии картину «Нарцисс, смотрящий в воду», которую один из его учителей и наставников академик А.И. Иванов выкупил для своей коллекции. А под ней висит картина «Явление Божие Аврааму у дуба Мамврийского в виде трех ангелов», которую он написал в качестве выпускной работы и получил за нее большую золотую медаль.

Дальше мы видим несколько портретов, выполненных художником, в том числе и автопортретов, написанных им в разное время.

Карл Павлович, после окончания Академии, продолжительное время жил в Италии, сначала его поездку и пребывание там оплачивало Императорское Общество поощрения художников, взамен он должен был выполнять некоторые задания Общества. Однако, после того как, вслед за Императором Николаем I, Общество поощрения художников раскритиковало его работу «Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград)», которую мы видим здесь под одним из его автопортретов, Брюллов в 1829 году разорвал отношения с этим Обществом, в финансовой поддержке которого художник уже не очень-то и нуждался. В то время у него было много заказов, как от местных аристократов, так и от отечественных.

Фото автора
Фото автора

Дальше, практически всю стену этого немаленького зала занимают портреты, выполненные Брюлловым, как в Италии, так и в России, куда он вернулся в 1935 году.

От Брюллова к Айвазовскому

Теперь от стены с картинами Брюллова мы переводим наши взгляды на противоположную стену, скользя взглядами по античным статуям, установленным по центральной оси этого зала.

Фото автора
Фото автора

Здесь сразу наши взгляды останавливаются на больших полотнах великого и непревзойденного мариниста Ивана Константиновича Айвазовского, крещенного после рождения в 1817 году в армянской церкви Сурб Саркис города Феодосии как Ованеса, сына Геворка Айвазяна. Кстати, в этой церкви он и был похоронен в 1900 году. Но перейдем к его работам! Самым большим и, на мой взгляд, самым впечатляющим полотном здесь является картина «Волна», написанная им в 1889 году. Сказать, что она впечатляет – не сказать ничего, но первое восторженное впечатление от красочно и живо изображенной непреодолимой морской стихии переходит в восхищение от тщательно прописанных мельчайших деталей этой картины!

Иван Константинович прожил долгую и очень насыщенную жизнь. В общей сложности за свою жизнь Айвазовский написал больше 6000 картин и устроил порядка 125 персональных выставок в России и за рубежом. Он очень много путешествовал, посетил большинство стран Европы, несколько раз бывал и в Османской Империи, ему очень полюбился Константинополь (Стамбул), даже завел дружбу с султаном, для которого написал несколько десятков картин. В 1892 году художник в возрасте 75 лет вместе с женой посетил Соединенные Штаты Америки, где написал картину «Ниагарский водопад». В 1842 году в Бискайском заливе корабль, на котором плыл художник из Франции в Испанию, попал в бурю и едва не затонул, так что в парижских газетах появились сообщения о его гибели. Возможно, это событие послужило одним из прообразов написания им в 1850 году самой его знаменитой картины «Девятый вал». Ее мы тоже можем здесь лицезреть.

Где бы и сколько не путешествовал Айвазовский, он всегда возвращался в свой родной город Феодосию. А во время Крымской войны он находился в осажденном Севастополе, и только после официального приказа вице-адмирала В.А. Корнилова и долгих уговоров Айвазовский уезжает из Севастополя. Работы этого художника очень ценились еще при жизни, достаточно вспомнить слова императора Николая I: «Что бы ни написал Айвазовский – будет куплено мною». До этой картины под названием «Сотворение мира», написанной в 1864 году, Николай I не дожил, но ее, видимо, выкупил кто-то из царской семьи, потому что она поступила в «Русский музей» в числе первых картин от императора Николая II в 1897 году.

Фото автора
Фото автора

Хотя, картин, схожих по сюжету с «Сотворением мира» и даже с похожими названиями, у Айвазовского несколько. Иногда его даже упрекали в том, что он повторяется, но художник отвечал на это, что с каждым разом он улучшает свои повторяющиеся работы, исправляя ошибки, видимые только ему. Кроме зарубежья, Иван Константинович много путешествовал и на Кавказе, и конечно, по России. Вот и кроме морских пейзажей, он описывал и пейзажи, которые он видел на бескрайних просторах нашей страны, в частности, в Малороссии, когда проезжал там по дороге в Санкт-Петербург и обратно. Кстати, большинство своих картин он писал не с натуры, а по памяти, используя лишь сделанные им наброски.

Портреты Боровиковского

В этом зале хотелось задержаться подольше и повнимательней рассмотреть все, что здесь есть, но впереди нас ожидало еще много залов, очень интересных и со своей красотой, поэтому мы идем в следующий зал. Этот зал гораздо меньше двух предыдущих, и он полностью посвящен творчеству выдающегося портретиста конца XVIII – начала XIX веков Владимира Лукича Боровиковского. Зайдя в этот зал, мы сразу видим несколько портретов на одной стене.

Фото автора
Фото автора

Но больше привлекают внимание своими размерами и парадностью, так называемые, «парадные портреты». Вот, например, портрет иранского принца из династии Каджаров Муртазы Кули-хана, написанный Боровиковским в 1796 году по заказу императрицы Екатерины II, она же и поддерживала принца в борьбе за власть в Персии против его брата Ага Мухаммед-шаха. Муртаза в этой борьбе терпел неудачу за неудачей и поэтому проживал несколько лет в Петербурге, вдали от Родины. Примечательно то, что существует еще несколько повторений автором этого портрета, только фон на каждой картине разный.

Фото автора
Фото автора

Владимир Лукич, рожденный в Миргороде в 1757 году в семье днепровского казака, повзрослев, служит в Миргородском казачьем полку. Дослужившись до поручика, выходит в отставку и посвящает себя любимым занятиям живописью. В те годы он, в основном, пишет образа для местных храмов, как его отец и братья. Однажды ему поручили расписать интерьеры дома в Кременчуге, в который позже заехала императрица. Екатерине II понравилась работа художника, и она велела переехать ему в Петербург. Вот так карьера провинциального художника пошла резко в гору. Ему стали поступать заказы на портреты, в том числе от царствующих особ. В этом же зале мы можем видеть парадный портрет императора Павла I, написанный художником в 1800 году.

Фото автора
Фото автора

Творчество Боровиковского, как утверждают специалисты: «являет собой слияние развивавшихся в одно и то же время стилей классицизма и сентиментализма». С особенной нежностью он воплощает идеал красоты своей эпохи в женских портретах.

Белоколонный зал

Посмотрев на портреты Боровиковского, мы заходим в следующий зал, но этот зал особенный, это Белоколонный зал или Вторая парадная гостиная, сохранившая свой первоначальный облик и убранство со времени постройки Михайловского дворца в 1825 году, в отличии от остальных парадных залов, которые в 1896-1897 годах приспособили под экспозицию Русского музея. Этот зал мне напомнил великолепие Юсуповского дворца на Мойке, который мы посетили в январе этого года, если не читали об этом – можете прочитать здесь.

Росписи зала, лепка, наборный паркет, мебель, люстры и торшеры – все выполнено по рисункам Карла Ивановича Росси. Вместе с ним над оформлением зала работали скульптор С.С. Пименов и живописцы итальянского происхождения А. Виги и Дж.Б. Скотти. По замыслу Росси Антонио Виги представил на стенах Белого зала сцены на сюжеты из гомеровских поэм «Илиада» и «Одиссея». Изображенные на стенах зала сцены называются: «Парис и Елена», «Прощание Гектора с Андромахой», «Ахиллес при дворе царя Ликомеда», «Одиссей и Пенелопа». В этом зале не висит ни одна картина, но ему это и не нужно, он сам по себе величайшее произведение искусства.

Осмотрев этот зал, получается, что мы прошли половину второго этажа, осталась еще половина, но мы еще не были на первом этаже. Вот в этом великолепном зале мы пока с Вами и расстанемся, но ненадолго, впереди нас ждет еще много интересного и в других залах дворца.

Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!

И всего Вам доброго!