Найти тему

Михайловский дворец. Русский музей в Санкт-Петербурге. Начало экскурсии

Оглавление
Все фото автора
Все фото автора

Здравствуйте, уважаемые друзья! Сегодняшняя часть нашего путешествия по Петербургу будет целиком посвящена Русскому музею в Михайловском дворце! Если Вы помните, а если нет – можете прочитать по этой ссылке, в прошлый раз я рассказывал о том, что встретилось интересного на нашем пути от Фонтанки до Михайловского дворца, а также кое-что из истории создания этого дворца. Итак, мы во дворце! Зайдя внутрь через неприметную дверь в правом углу дворца на цокольном этаже, сразу попадаем к кассам, где продают билеты в музей. Что и сколько стоит – рассказывать не буду, на всякий случай я сделал фотографии, чтобы их посмотреть – листайте галерею вправо.

Парадная лестница и все вокруг нее

Сразу хочу предупредить: я не искусствовед и не великий знаток живописи, поэтому больше постараюсь рассказывать о разных исторических фактах и немного о художниках, создававших шедевры, которые вместе с Вами мы будем смотреть, а смотреть мы будем много, приготовьтесь. Итак, купив билеты, мы проходим по коридорам, ориентируясь по указателям, сначала в гардероб, а затем поднимаемся по лестнице на первый этаж, и проходим через турникет, прикладывая штрихкоды билетов к считывающим устройствам. Немного вправо, и мы оказываемся перед главным входом во дворец в проеме огромной полуциркульной арки, в которой расположено выдающееся произведение архитектуры самого Карла Росси, сохранившееся с момента постройки дворца, – парадная многомаршевая лестница.

А поднимаясь по первому широкому маршу лестницы, попутно рассматривая колоннаду в верхней ее части и купол со световым фонарем, перед нами, в центре площадки, мы видим бюст императора Александра III, а над ним, высеченную в мраморе золотыми буквами, надпись в дореволюционной орфографии с датами основания и открытия музея.

Фото автора
Фото автора

Бюст Александра III установлен здесь неслучайно, ведь именно ему принадлежала идея создания такого музея, а воплотил эту идею в жизнь его сын Николай II, в память об отце издав указ 13 апреля 1895 года «Об учреждении особого установления под названием «Русский музей императора Александра III» и о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом». А торжественное открытие музея, после перестройки дворца, состоялось 7 марта 1898 года.

Фото автора
Фото автора

Парадной лестницей и всем, что вокруг нее, можно любоваться долго, но если надолго задерживаться в каждом таком месте, то не хватит и дня, чтобы все осмотреть, поэтому мы берем себя в руки и поднимаемся на второй этаж. А здесь, первое, что попадается нам на глаза – это модель памятника историографу Николаю Михайловичу Карамзину для Симбирска (Ульяновска), выполненная группой скульпторов в 1840 году. Ну и вокруг проема парадной лестницы установлены скульптуры в античном стиле.

Затем мы видим скульптуру Екатерины II в образе Фемиды. А за ней снова античные статуи перед окнами и между колонн.

В центре этой площадки установлена модель головы, изготовленная скульптором М.А. Колло для памятника Петру I в Петербурге работы Э.М. Фальконе. То есть, для того самого знаменитого памятника Петру I на Сенатской площади, прозванного с легкой руки А.С. Пушкина «Медным всадником».

Начало осмотра: Кипренский и Ризинер

А теперь мы начинаем осмотр экспозиций музея, именно со второго этажа начинается осмотр, но пойти нужно было налево от парадной лестницы, как раз там первый зал с собранием древнерусского искусства, но нас, почему-то, одна из работниц музея направила направо от лестницы, и мы начали осмотр с 17-го зала, а потом пошли по залам по мере убывания этих номеров. Ну как направили – так мы и пошли! Итак, первый зал на нашем пути – это один из залов искусства конца XVIII - первой половины XIX века. В основном здесь находятся работы Ореста Адамовича Кипренского, но сразу при входе, справа, висит большой портрет Жозефины Фридрихс с сыном, Павлом Константиновичем Александровым, работы Анри-Франсуа Ризинера.

Фото автора
Фото автора

Ну а дальше работы мастера портрета, первого по времени русского портретиста XIX века – Кипренского. Кстати, фамилия Кипренский – псевдоним, данный ему отцом при зачислении в Воспитательное училище при Петербургской Академии художеств в 1788 году. На самом деле Кипренский – внебрачный сын помещика А.С. Дьяконова. По документам был записан в семью крепостного Адама Карловича и Анны Гавриловны Швальбе. В этом зале, кроме прочих, есть и портрет его приемного отца – Адама Карловича Швальбе.

Оторвав взгляд от портретов Кипренского, мое внимание привлекает отделка этого зала, в первую очередь, потолка – очень красиво!

Итальянские пейзажи Щедрина

Бегло осмотрев расписной потолок, проходим в следующий зал. Здесь сводчатый, вытянутый в длину потолок еще более внушительный и красочный, но сначала мы смотрим картины, развешанные на стенах. Это картины Сильвестра Феодосиевича Щедрина. Сильвестр родился в 1791 году в семье скульпторов и художников, его отец Феодосий Федорович был скульптором, профессором и ректором Академии художеств, брат архитектором, а дядя Семен Федорович известным в XVIII веке художником-пейзажистом. Сильвестр Щедрин, как и Кипренский, долго жил в Италии, там и умер, тоже как Кипренский, но в отличии от него, Щедрин был пейзажистом, как и его дядя. Большинство пейзажей его работы в этом зале посвящены Италии.

Вот теперь, осмотрев картины, мы осматриваем скульптуры по бокам дверных проемов и удивительно расписанный потолок.

Классицистическая школа: Иванов, Бруни, Угрюмов и другие

Идем дальше и попадаем в один из самых больших и просторных залов на этом этаже под номером 15 с красными стенами, кстати, в предыдущем зале стены были синими, а перед ним – зелеными. Здесь такое обилие живописи и скульптур, что первые секунды глаза разбегаются, не зная на чем остановиться, но потом я все-таки сосредотачиваюсь на одной очень знакомой картине, и от нее иду по кругу по часовой стрелке. А картина эта – «Явление Христа народу», принадлежащая перу Александра Андреевича Иванова – академика Императорской Академии художеств, одного из последних крупных представителей «классицистической школы». Это малый вариант картины, одновременно служащий Иванову эскизом.

Фото автора
Фото автора

Дальше идут работы Федора Антоновича Бруни, но к Иванову мы еще вернемся. Кстати, маленький Фиделио, ставший впоследствии Федором Антоновичем, в возрасте десяти лет обучался, в том числе, под руководством Андрея Ивановича Иванова – отца Александра Андреевича, когда поступил в Воспитательное училище при Академии художеств. А родился он в Милане в 1799 году, теперь его называют русским художником италошвейцарского происхождения, а также одним из наиболее выдающихся художников «романтического академизма» первой половины XIX века. Сначала мы видим десяток портретов работы этого мастера, среди них выделяется портрет княгини Волконской.

Затем идут более монументальные полотна, ведь Бруни считается мастером исторической картины. Самая первая его такая работа – это «Смерть Камиллы, сестры Горация».

Фото автора
Фото автора

Отдельного внимания заслуживает монументальное полотно «Медный змий», эта работа Бруни считается самой крупной картиной в собрании Государственного Русского музея. В написании картины Бруни использовал историю, описанную в Ветхом завете, о том, как после многолетних странствий по пустыне, иудейский народ, ведомый Моисеем из Египта, стал терять веру и роптать, в результате чего последовало Божье наказание – дождь из ядовитых змей, для спасения от смертельных укусов которых был выставлен медный змий, как велел Моисею Господь, чтобы те, кто посмотрит на него с истинной верой, остались живы, исцелившись от змеиных укусов.

Фото автора
Фото автора

Продолжают экспозицию в этом зале работы еще одного представителя «классицистической школы исторической живописи» Григория Ивановича Угрюмова, который получил звание академика Императорской Академии художеств в 1797 году за картину «Испытание силы Яна Усмаря». По сюжету летописного сказания князь Владимир Святославович, перед тем как повести свое войско на битву с печенегами, устроил испытание воину, выбранному для поединка с печенежским богатырем. Им оказался сын киевского кожемяки Ян Усмарь, руками остановивший разъяренного быка.

Фото автора
Фото автора

Следующая картина Угрюмова «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной победы над немцами» написана несколькими годами раньше.

Фото автора
Фото автора

Теперь мы снова возвращаемся к Александру Андреевичу Иванову, с работы которого и начали осмотр в этом зале. Здесь еще две его картины, написанные раньше предыдущей: «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры» и «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения».

Скульптуры в 15-м зале

Кроме живописных полотен в этом зале представлены также и скульптурные работы. Это три бюста: Николая Васильевича Гоголя работы Н.А. Рамазанова, Александра Васильевича Суворова работы В.И. Демут-Малиновского и Федора Антоновича Бруни работы Ф.Ф. Каменского.

Кроме этого, в зале имеется несколько античных статуй, а в центре зала установлена статуя «Русский Сцевола», прославляющая подвиг русского крестьянина, против воли взятого на службу французами и в знак этого заклейменного латинской буквой N. Крепкий такой мужчина отрубает собственную руку с клеймом. Это еще одна работа известного скульптора Василия Ивановича Демут-Малиновского.

Вот на этой патриотической ноте мы с Вами пока и расстанемся, но в этом дворце нас ждет еще много красивого и интересного, в том числе уникальные полотна Айвазовского в следующем зале.

Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!

И всего Вам доброго!