— Ну что же ты творишь, косорукий что-ли? И зачем ты свалился на мою голову — тяжело вздыхала старуха, хватаясь за тряпку. Согнувшись пополам, она полезла под стол и начала вытирать пол.
— Ба, не ругайся, пожалуйста, я сейчас всё уберу — жалобно залепетал мальчишка, забирая у бабушки тряпку. Выхватив её своими маленькими ручонками, он отжал и принялся вытирать пол снова.
— Вот черт — громко выругалась старуха, ударившись головой о стол. Она разогнулась и, поморщившись, потерла рукой лоб. Сердито зыркнув на внука, бабка взяла со стола ложку и приложила к голове.
— Бабуль, очень больно? — озадаченно поинтересовался мальчик, испуганно глядя на неё. Он замер с тряпкой в руках, стараясь не делать лишних движений. Его маленькая голова инстинктивно вжалась в плечи в ожидании новых упреков, а всё тело тихонько дрожало.
— Да нет, Савушка, уже не больно, — вдруг улыбнувшись, ответила бабушка. Её напряженное лицо тут же разгладилось и смягчилось. Она внимательно посмотрела на внука и покачала головой, думая о чём-то своём. — Проживем как-нибудь, даст бог, проживем. Савелий, увидев изменения в настроении старухи, тут же подбежал к ней и крепко обнял.
В отдалённой деревне Клавдия Аркадьевна, прожившая уже больше половины века, одна воспитывала внука сироту. Родители Савелия погибли, когда ему едва исполнилось три года. Никого из близких родственников, кроме троюродной бабки, у мальчика не было. Ему светила только одна дорога, в детский дом. Но, Клавдия Аркадьевна, узнав о печальном известии, пожалела Савелия, и взяла под своё крыло. Она забрала его из города и увезла к себе в деревню, решив, что свежий воздух пойдет ему на пользу. Так и стали они жить вдвоем. Несмотря на свой возраст, Клавдия изо всех сил трудилась, чтобы прокормить внука и обеспечить его всем необходимым. Она вязала носки и шарфы на продажу, собирала ягоды в лесу и пекла пирожки, которые разносила по соседям. Сава, как мог, помогал своей бабушке: он приносил воду из колодца, ухаживал за огородом и выполнял мелкие поручения. Однако, как бы старательно они ни трудились, денег постоянно не хватало. Бабушка уже не могла так много работать, как раньше, а Савелий подрастал и ему требовалось все больше одежды и школьных принадлежностей.
Время шло и Клавдия Аркадьевна с тревогой думала о будущем своего внука. Её сердце наполняла любовь и преданность, но тело слабело с каждым днем. Она из последних сил старалась обеспечить ему достойную жизнь. Но, годы брали свое, и в последнее время стало совсем нелегко. Болезни одолевали старушку, а сил с каждым днем становилось все меньше. Клавдия не сдавалась и продолжала заботиться о Савелие. Мальчик рос послушным и работящим, во всем помогал бабушке и старался не доставлять лишних хлопот.
— Добрый вечер — одновременно воскликнули мужчина и женщина, выглядывая из-за калитки. Они стояли возле забора в запыленных костюмах и, щурясь на солнце, пытались разглядеть обитателей дома.
— Добрый, — неохотно откликнулась старуха, сидевшая во дворе на скамейке. Она неспешно поднялась и засеменила к калитке. — Чем обязана?
— Мы туристы, много прошли пешком и хотим отдохнуть. Скажите, пожалуйста, не найдётся ли у вас лишней комнаты? — осторожно начал мужчина, с опаской поглядывая на строгое лицо хозяйки.
— Всего на пару дней, мы заплатим — спешно промолвила женщина. Она с надеждой посмотрела на старуху и улыбнулась.
— Ну что ж, проходите — наконец-то воскликнула хозяйка, распахнув калитку. Оглядев с ног до головы уставших туристов, она решила сжалиться над ними. “Да и лишняя копейка сейчас будет очень кстати” — подумала Клавдия, провожая гостей.
— Борис, — представился мужчина, входя в дом. — А это Светлана — моя жена.
— Очень приятно, Клавдия Аркадьевна — ответила старуха. Она показала гостям комнату, в которую они тут же внесли свои рюкзаки, а затем вернулась на кухню. Вскипятив чайник, Клавдия принялась накрывать на стол. Достав вазочку из шкафа, она грустно вздохнула и высыпала туда последние сушки. Борис со Светланой переодевшись и умывшись, вышли к столу.
— Ну, чем богаты, как говорится — гостеприимно улыбнулась Клавдия Аркадьевна и поставила перед ними чашки с вазой.
— Спасибо — тихо ответили супруги и, посмотрев на скромное угощение, многозначительно переглянулись.
— Бабуль, я пришел — воскликнул Сава, входя в дом. Он поставил вёдра с водой на пол и прошёл на кухню. — Ой, у нас гости? Здрасте, — смутившись сказал мальчик, увидев посторонних.
— Да, это туристы, Борис и Светлана, поживут у нас пару дней — спохватившись ответила Клавдия Аркадьевна, доставая мальчику чашку. Супруги пили чай и с удовольствием слушали болтовню Савелия.
Тем же вечером Светлана принесла из комнаты сумку и стала выкладывать на стол свои запасы. Тушёнка, готовая каша и многие другие консервы выстроились на столе в длинный ряд. Клавдия Аркадьевна, прижав руки к щекам, с восторгом и благодарностью смотрела на все это добро. Пока Борис с Савой ходили за водой, они вместе приготовили сытный ужин. За готовкой, они делились друг с другом жизненными историями. Светлана рассказывала про путешествия и места, в которых они уже побывали, а Клавдия Аркадьевна делилась переживаниями за судьбу Савелия. Плотно поужинав и убрав со стола, все разошлись по своим комнатам.
— Ну как тебе Сава? — вдруг спросила Света, когда они легли в кровать. Она повернулась к мужу и внимательно посмотрела на него.
— Хороший парень, добрый, бабушку свою любит, — улыбаясь ответил Борис. — А почему ты спрашиваешь?
— Да так, просто, — смущённо ответила женщина, отворачиваясь к стенке. — Давай спать, поздно уже.
— Спокойной ночи — пожав плечами, промолвил мужчина и натянул на себя одеяло.
День за днём супруги все своё время проводили с Савелием и бабушкой, и не спешили уезжать. Они помогали по хозяйству, читали мальчику книги, играли с ним и возили его на прогулки. Увидев, как они искренне привязались к её внуку, Клавдия Аркадьевна решила серьёзно поговорить со Светланой.
— Дочка, ты на меня не обижайся, но вам с Борисом пора — скрепя сердцем, воскликнула старуха. Она стояла возле раковины и теребила полотенце в руках, боясь взглянуть на женщину.
— Клавдия Аркадьевна, что-то случилось? Мне кажется, мы неплохо поладили. Да и притом, здесь так хорошо, что мы планировали остаться еще на пару недель. Естественно не бесплатно — растерянно ответила Светлана. Она удивленно смотрела на Клавдию в ожидании ответа.
— Деньги тут ни при чем, — устало вздохнула старушка. — Просто мы с Савой привыкли жить вдвоем, поэтому устали. Не пойми меня неправильно.
— Вот как? Ладно, вы уж извините, что мы как снег на голову. Завтра же с утра уедем — обиженно ответила Светлана и ушла собирать вещи.
— Так будет лучше. Для всех — прошептала Клавдия Аркадьевна, провожая женщину взглядом. Ей очень не нравился этот разговор и она не хотела обижать этих добрых людей, которые так помогли им с Савой, но другого выхода не было. Вернувшись с рыбалки, Борис застал свою супругу в слезах. Светлана сидела на кровати возле собранных рюкзаков и раскачивалась из стороны в сторону. Узнав от жены о случившемся, мужчина решил сам поговорить со старухой. Дождавшись пока Сава уйдёт во двор, он вышел из комнаты.
— Клавдия Аркадьевна, может вы объясните, что тут сегодня случилось? Светлана вся в слезах твердит про поспешный отъезд. Мне казалось, что вас всё устраивает — вспылил Борис. Он сел за стол и серьёзно посмотрел на растерянную старуху. Она, опустив голову, рассматривала свои костлявые морщинистые руки и молчала.
— Меня-то всё устраивает, а вот Савелий, — наконец-то выдавила из себя Клавдия Аркадьевна. — Уж очень привязался он к вам. Своих родителей не помнит совсем, только меня и знает. А тут вы, молодые, активные, везде с ним. Он только про вас и говорит постоянно.
— Так вы что же это, ревнуете что-ли? — непонимающе воскликнул Борис. Он изумленно поднял бровь и улыбнулся.
— Да нет, милок, не в том возрасте я, чтоб ревновать. Вы уедете, а Сава скучать потом будет, изведется весь — оправдываясь, заявила Клавдия Аркадьевна.
— Кто уедет? Куда? Дядь Борь, вы что же уже уезжаете? — чуть не плача вскрикнул мальчик, вбежавший в дом. Он кинулся к мужчине и, крепко обняв его, прижался к нему щекой. Подняв вверх свои большие глаза, он печально посмотрел на Бориса. Но, тот лишь промолчал в ответ и, отвернувшись к окну, задумчиво закусил губу. Мальчик медленно отпустил руки, и быстро захлопав глазами, выбежал на улицу.
— Этого я и боялась — покачав головой, воскликнула Клавдия Аркадьевна и двинулась к двери за Савой. Но, Светлана, которая всё это время подслушивала их разговор, вдруг выскочила из комнаты и схватила старушку за руку.
— Пожалуйста, можно я? — умоляюще попросила она Клавдию. Она смотрела на старуху безумными глазами, в которых читалось дикое отчаяние и боль.
— Хорошо — вымолвила Клавдия Аркадьевна, отходя в сторону. Света, не медля, выскочила во двор и кинулась к рыдающему на скамейке Саве. Ее сердце бешено стучало и разрывалось от жалости. Прижав мальчика к своей груди, она нежно погладила его по голове и что-то зашептала на ухо.
— У нас со Светланой не может быть детей, — вдруг нарушил затянувшуюся тишину Борис и грустным взглядом посмотрел на старушку. — Предлагал из приюта взять, да только не соглашалась всё. А тут, за несколько дней просто влюбилась в вашего Савелия. Я ещё никогда её такой не видел.
— Мне кажется, из вас получатся хорошие родители — ответила Клавдия Аркадьевна и задумчиво посмотрела в окно, где на скамейке обнявшись сидели Светлана с Савелием.
Борис и Светлана долго раздумывать не стали. Они были без ума от мальчика и понимали, что смогут дать ему ту любовь и заботу, которые так необходимы любому ребенку. Они обратились в органы опеки, и вскоре официально усыновили Саву. Бабушка была счастлива за внука и благословила его на новую жизнь. С этого дня в жизни Савелия началась новая глава. Он переехал в город, где у него появилась любящая семья, которая окружила его заботой и вниманием. Супруги не забывали про бабушку и регулярно навещали ее в деревне, обеспечивая всем самым необходимым. А бабушка, видя, что внук счастлив, тихо радовалась и желала ему долгих и счастливых лет.
***
Так, случайная встреча в глухой деревне привела к тому, что одинокий внук сирота нашел свою семью, а пожилая бабушка обрела покой и утешение в его счастье.