Наступил момент, когда стало критически важно разграничить понятия «медицинская услуга» и «медицинская помощь».
Медицинские работники убеждены, что они в первую очередь помогают пациентам, а не оказывают услугу. Врачей и средний медицинский персонал периодически привлекают к уголовной ответственности по статьям 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности), 118 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности) и 238 УК РФ (перевозка, хранение либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности), когда речь идет о врачебной ошибке, из-за которой медицинский работник не может обвиняться в умышленном несоблюдении требований к выполнению медицинских манипуляций. Итог закономерен:
1. Престиж медицинской профессии в глазах общественности падает.
2. Врачи и медсестры увольняются, так как не хотят брать на себя риски.
3. Репутация клиник теряется.
4. Руководители медучреждений сталкиваются со сложностями при выстраивании трудового процесса и подготовке документации.
Принципиальная разница
Возможно, неточности формулировок не были так заметны, если бы на саму реалию распространялись один закон и одна правоприменительная практика. В случае с медицинской помощью и медицинской услугой дело обстоит иначе. Услуги регулируются законом «О защите прав потребителей», медицинская помощь - законом «Об основах охраны здоровья граждан». Черту, разграничивающую помощь и услугу, только предстоит обозначить. В частности, разобраться, когда и какой термин уместно применять, поручил Президент.
Иными словами, медлить больше нельзя.
Взять на себя труд разработать поправки в закон «Об основах охраны здоровья» граждан решила инициативная группа сенаторов и депутатов, представляющих «Единую Россию».
Давайте вместе разберемся, как планируется изменить действующее законодательство:
Поправки в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Статья 2, пункт 3:
Поправки предполагают исключение термина «медицинская услуга» из определения медицинской помощи. Вместо понятия «медицинская услуга» в этом пункте предлагается использовать понятия «медицинского вмешательства или комплекса медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение».
Статья 2, пункт 4:
Понятие «медицинская услуга» предлагается использовать только в ситуациях, когда речь идет о платном оказании медицинских приемов и выполнении медицинских манипуляций, а также санаторно-курортном лечении, сборе статистики и формирования финансовой отчетности. Если текст закона будет скорректирован, то руководству медучреждения придется внести правки во все документы, где встречаются термины «медицинская услуга» и «медицинская помощь» - актуализировать понятия в соответствии с новыми правилами, чтобы не допустить разночтений.
В Статью 3 предлагается внести дополнение, касающееся распространения действия ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» исключительно на понятие медицинской помощи (бесплатных медицинских приемов и манипуляций).
Медицинские услуги (платные приемы и манипуляции) могут подпадать под действие закона «О защите прав потребителей».
Неточность формулировок и употребление одних понятий в значении другие усложняют правоприменение. Медицинские работники на считают, что спасение жизни и здоровья пациентов - услуги. И это лишь вершина айсберга. Под толщей терминологической неопределенности на протяжении многих лет остаются риски для врачей и клиник, возбуждение уголовных дел против медиков не за совершение врачебных ошибок, а за несоблюдение требований безопасности к оказанию услуг, неподъемные штрафы, потребительский экстремизм, потеря репутации и многое другое, что парализует работу медучреждений.
Надеемся, что после внесения изменений в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» решится хотя бы часть обозначенных проблем.
Подпишитесь на Телеграм-канал Медицина и право, где мы с командой помогаем внедрять право в бизнес-процессы безболезненно и делать бизнес безопасным.